Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 14:18, контрольная работа
В России в первой половине XIX века основным содержанием экономического развития было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Производительные силы имели рост, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений.
Введение 3
Основные тенденции социально-экономического развития страны 4
Внутренняя политика Александра I 7
Внутренняя политика Николая I 10
Заключение 14
Список литературы 15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине История
на тему: Россия в первой половине XIX века.
Содержание:
Введение 3
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
В России в первой половине XIX века основным содержанием экономического развития было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Производительные силы имели рост, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Обострялись противоречия между старым и новым по мере развития капитализма, а на определенной стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.
1. Основные тенденции социально-экономического развития страны.
В начале XIX века Россия представляла собой величайшую в мире империю, территория которой занимала значительную часть Восточной Европы, Северную Евразию, Аляску и Закавказье. В 1801 году населении страны составляло 37 млн. человек, а к 1851 году за счет естественного прироста и присоединения территорий – уже 69 млн. человек. Подавляющее большинство населения (более 90%) составляли крестьяне.
Дворянство – господствующее сословие России составляло 0,5% всего населения страны. Около 100 тысяч помещичьих семей владели крепостными крестьянами, причем около 70% из них были мелкопоместными и имели в собственности до 21 души мужского пола.1
В России к концу XVIII века складывается внутренний рынок; внешняя торговля становится все активнее. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Потребности поместного дворянства начинают, неудержимо расти, когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Крестьянское хозяйство это в корне подрывало. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров.
Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII – XIX веков помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. Продукция поместий приносила все меньшую прибыль в нечерноземном регионе. Поэтому помещики склонны были сворачивать свое хозяйство. Усиление же эксплуатации крестьян выражалось здесь в постоянном повышении денежного оброка. Причем этот оброк нередко устанавливался выше реальной доходности земли, отведенной крестьянину в пользование: помещик рассчитывал на заработки своих крепостных за счет промыслов, отходничества – работы на фабриках, мануфактурах, в различных сферах городского хозяйства. Расчеты эти были вполне оправданы: в этом регионе в первой половине XIX века растут города, складывается фабричное производство нового типа, которое широко применяет вольнонаемную рабочую силу. Но попытки крепостников использовать эти условия для того, чтобы повысить доходность хозяйства, приводили к его саморазрушению: увеличивая денежный оброк, помещики неизбежно отрывали крестьян от земли, превращая их отчасти в ремесленников, отчасти вольнонаемных в рабочих. Промышленное производство России оказалось в еще более трудном положении. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII века промышленность старого, крепостного типа. У нее однако, не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства старого соответствовало число приписанных крестьян. Крепостная промышленность была обречена на застой. В то же время в России появляются предприятия иного типа: не связанные с государством, они работают на рынок, используют вольнонаемный труд. Подобные предприятия возникают, прежде всего, в легкой промышленности, продукция, которая уже имеет массового покупателя. Разбогатевшие крестьяне – промысловики становятся их владельцами; а работают здесь крестьяне – отходники. За этим производством было будущее, но господство крепостной системы сместило его. Обычно владельцы промышленных предприятий сами находились в крепостной зависимости и вынуждены были значительную часть доходов в виде оброка отдавать хозяевам – помещикам; рабочие юридически и по сути своей оставались крестьянами, стремившимися, заработав на оброк, вернуться в деревню. Рост производства затруднялся и относительно узким рынком сбыта, расширение которого, в свою очередь, было ограничено крепостным строем. В первой половине XIX века традиционная система экономики явно тормозило развитие производства, и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны. Великий философ Н.А. Бердяев образно, но достаточно точно заметил, что «...к XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанное на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем».2
Внутренняя политика Александра I
В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812—1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций). Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. В результате дворцового переворота он пришел к власти, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Высшие столичные круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр I обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. Вынужденный лавировать с детства между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Эти начинания Александра однако ни в чем не коснулись устоев государства – самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян. Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Что позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Высшим судебным органом империи стал сенат. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.3
В 1810 году учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти. В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в стране. Реформы в сфере политического строя были наиболее серьезными. В 1802 году появились новые центральные органы управления – министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией. В том же году было определено места Сената в этой системе как органа надзора - опять–таки сугубо бюрократического – за соблюдение законности.
Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управления страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. Александр I в сфере социально – экономической предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 года “О вольных хлебопашцах” помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Помещиков, однако, такая возможность не заинтересовала – указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий.
После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 – 1809 гг. М.М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал “План государственного преобразования”, по которому параллельно с административно – бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления – своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума – высший законодательный орган страны. План Сперанского, предусмотревший введении в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из – за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет – прообраз верхней палаты думы (1810). Несмотря на то что, проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 году был отправлен в ссылку. 4
Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. Царь в эти годы переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем. Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Характерно для этого времени стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни. Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов – Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные населения – попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца. Эксперимент этот оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.5
Внутренняя политика Николая I
Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I – Александра и Константина – с детства готовили к престолу, младших Николая и Михаила – к военной службе.
Когда был задушен отец Николаю шел пятый год. Отца он помнил смутно, но, став императором, запретил в Зимнем дворце всякие разговоры о ночи 11 марта 1801 года и комнату, в которой совершилось убийство отца, превратил в домашнюю церковь.
После смерти Павла I его супруга императрица Мария Федоровна все свое время посветила воспитанию детей. Старших сыновей она обожала, тщательно подбирала им преподавателей и благоговейно охраняла тишину и покой на их половине в часы занятий. Мимо половины младших она прибегла, заткнув уши: целыми днями там строились крепости, били барабаны, трубили трубы, стреляли пистолеты. Великие князья носились по Зимнему дворцу на деревянных лошадках, все, сметая на своем пути. На их проказы смотрели сквозь пальцы: уделом младших в монарших семьях всегда была военная служба.
После смерти Александра I в России наступило 3-недельное безцарствие. Константин Павлович был наместником Польши, находясь в Варшаве, и отказывался приехать в Россию. Переговоры которые начались между братьями затянулись, между тем одни присягали на верность Константину, другие – Николаю. И только 12 декабря 1825 года 29-летний Николай Павлович вступил на престол после получения им письменного подтверждения от Константина о добровольном отречении от престола. Император преступил к переустройству системы государственного управления. Огромную роль в его правлении стала играть Собственная его императорского величия канцелярия. Она была создана Александром I для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I значительно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа управления государством. В конце 1826 года из виднейших сановников империи был создан Секретный комитет, который впоследствии стали называть Комитетом 6 декабря 1826 г. (дата его создания). В1826 году канцелярия была разделена на 5 отделений. Особое значение приобрело III отделение – тайная полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа. В ведении III отделения находились:
- сыск и исследование по
- контроль за литературой и театром, периодикой;
- борьба со старообрядством и сектантством.
В самом начале своего правления Николай I заявил, что в основу государственного управления он хочет положить закон. Для этого он решил привести российское законодательство в порядок, что не делалось со времен Алексея Михайловича. Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством М.М. Сперанского. М.М. Сперанский к этому времени отошел от либеральных убеждений и стал убежденным сторонником монархии.6