Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:11, контрольная работа
Одновременно с укреплением дворянского землевладения шло неуклонное наступление на крестьянские права. Запрет крестьянам жаловаться на помещиков был установлен еще в 1649 г . и с тех пор многократно подтверждался. Но при Екатерине II за нарушение этого запрета крестьяне уже жестоко наказывались, вплоть до ссылки в Нерчинск. В январе 1765 г . «за предерзостное состояние» «вредных обществу людей» помещикам разрешено было не только ссылать в Сибирь (а это было узаконено еще в 1760 г .), но и отдавать в каторжные работы.
1.Российское дворянство и проблемы социально – экономического развития страны.
2.Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773 – 1775 гг.).
3.Внешняя политика Российской Империи во второй половине ХVIII века.
4.Культура России в XVIII веке.
Деятельность И.И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования, потребность в котором с годами возрастала все больше. Для решения этого вопроса в 1782 г . организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. В 1786 г . такие училища были открыты в 25 губерниях. Программа малых народных училищ ограничивалась преподаванием навыков чтения, письма, чистописания и рисования, знание основ грамматики и «христианского закона и добронравия». Программа главных училищ сверх того включала изучение российской грамматики, арифметики, геометрии, механики, физики, российской и всеобщей географии, российской и всеобщей истории, естественной истории и гражданской архитектуры. Помимо того учащимся прививались навыки в делопроизводстве и составлении деловых писем.
Всего в конце XVII! в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и около 60 закрытых дворянских учебных заведений. Это был огромный шаг в развитии просвещения, хотя по отношению к общей численности населения страны их было еще очень немного. Крестьянству путь в школу был закрыт.
Школьная реформа 1786 г . распространилась и на Левобережную Украину, где была создана сеть четырехклассных, трехклассных и двухклассных училищ. Основным центром развития просвещения и науки на Украине была Киево-Могилянская академия, где учились представители казацкой старшины, духовенства и отчасти мещан, казаков и крестьян. Программа обучения в академии носила традиционный богословско-схоластический характер, и лишь под влиянием новейших приоритетов в России во второй половине XVIII в. в нее были внесены изменения. Появились такие предметы, как география, математика, естественная история, иностранные языки. В конце века основным языком преподавания вместо латыни стал русский. Помимо академии на Левобережной Украине действовали три духовных коллегиума (в Переяславле, Чернигове и Харькове).
Белорусская
шляхта учила своих детей в
шести орденских школах (католических
и униатских), двух кадетских корпусах
и нескольких духовных семинариях.
Туда же попадали и дети горожан. Помимо
этого существовали и частные
пансионы. Просвещение Прибалтики в
середине и второй половине XVIII в. было
представлено мызными школами Эстонии,
низшими школами при костелах в Литве
и Латвии. В Таллине были гимназия и женское
училище, в Тарту — гимназия. В Вильнюсе
иезуиты имели свою высшую школу — академию.
Помимо этого в Литве насчитывалось 7—8
инженерных школ с 6—7-летним обучением,
кадетский корпус и инженерная школа.
В Пярну и Курессаре в Эстонии были училища
для мальчиков и девочек, а в Нарве финская
и немецкая школы. В 1761 г . в Латвии вышла
первая латышская грамматика. Появляются
первые школы, где преподавание велось
на родном языке, и в Молдавии, но в них
учились лишь дети бояр, купечества и духовенства.
С
Список используемой литературы:
Информация о работе Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»