Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 11:24, реферат
Актуальность темы исследования предопределяется тем, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.
Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства. К тому же надо обеспечить лидерство России среди этих государств на пространстве СНГ.
Введение
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы
1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государство
1.2. Политика России в отношениях со странами СНГ
Глава 2. Россия и страны СНГ: новая ситуация и необходимость адекватного стратегического реагирования
2.1. Отношения России со странами СНГ на примерегрузино-абхазского конфликта
2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ
Глава 3. Россия и СНГ: путь к интеграции
3.1. Стратегическое партнерство с СНГ
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Помимо миротворчества важнейшим элементом реальной, а не декларативной коллективной безопасности Содружества является сотрудничество по охране внешних границ СНГ, которое позволяет сохранять контроль Российской Федерации за ситуацией на дальних подступах к собственным границам.
Так, с началом грузино-абхазского конфликта в американской печати появились публикации, в которых говорилось о возрождении неоимперских тенденций в политике России, которая стремится вернуть свое влияние на постсоветском пространстве. Однако действия России, далеко не безупречные и критикуемые, в том числе и в российском академическом сообществе, не могли быть охарактеризованы только как неоимперские, а военные действия – только как стремление военных вернуть и усилить свое влияние на политику. Б. Тейлор указывает на то, что, во-первых, Грузии было выгодно раздуть проблему вмешательства российских войск, чтобы скрыть полную несостоятельность своего руководства и армии; во-вторых, грузинское руководство стремилось отвлечь внимание от того факта, что первыми военные действия начали грузинские войска; в-третьих, действия военных в Закавказье осуществлялись с ведома и одобрения президента России[14].
ГЛАВА 3. Россия и СНГ: путь к интеграции
3.1. Стратегическое партнерство с СНГ
Принципы стратегического партнерства с другими странами, в том числе на пространстве СНГ, предусматривают новую динамику торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений сотрудничества и в перспективе интегрирование России в целостную мирохозяйственную систему на основе учета национальных интересов каждого участника такого сотрудничества. Это означает отказ Москвы от неоправданного альтруизма в отношениях с партнерами по СНГ и переход к прагматической политике, главным образом в выстраивании двусторонних отношений с бывшими союзными республиками.
Страны СНГ были объявлены официально приоритетными партнерами во внешней политике России. В действительности, например в торгово-экономической сфере, они таковыми не стали. Тем не менее, стал доминировать стратегический подход к сотрудничеству с внешним миром: если при взаимодействии с дальним зарубежьем Россия стремится в первую очередь к экономически эффективному участию в международном разделении труда, то на постсоветском пространстве она исходит из двух критериев – экономической эффективности и геополитической целесообразности.
Несмотря на неудачи в воссоздании единого экономического пространства на новой институциональной и правовой основе, следует констатировать, что между странами СНГ по-прежнему сохраняется достаточно глубокая экономическая взаимозависимость, игнорировать которую было бы большой ошибкой. При всей своей аморфности, Содружество оказывается очень нужным как для Российской Федерации, так и для других бывших советских республик (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства). Постсоветские государства нуждаются не только в энергоресурсах из России (особенно Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия), но и российском емком рынке для своих товаров, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков с дальним зарубежьем. Во многом и Россия заинтересована в сохранении торгово-экономических связей со своими ближними и традиционными партнерами.
Для России как одной из мировых держав пространство СНГ является ключевой зоной ее геополитических интересов. Поэтому совсем не случайно в июле 2004 года на заседании Совета безопасности РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического пространства: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо на неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в СНГ среди его государств-участников»[15].
3.2. Прогноз развития интеграционных процессовУ нас со странами СНГ - если мы вместе хотим обеспечить себе достойное будущее - есть сильные общие векторы, стимулирующие интеграцию и совместную внешнюю политику. Это и транснациональный характер развития производительных сил, и необходимость защиты внутренних рынков и прав на свои природные ресурсы, а также создания условий для эффективного выхода на внешние рынки, и потребность в защите маршрутов транспортировки энергоносителей. Вместе мы сможем результативнее обеспечить беспрепятственный доступ к мировым транспортным коммуникациям, упорядочить миграционные потоки, создать надежные гарантии своего суверенитета.
Реальное интегрирование той или иной групп стран становится возможным лишь тогда, когда ее участники достигают необходимого уровня интеграционной зрелости. В экономике это достаточно высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, обеспечивающий широкую диверсификацию экспортно-импортных операций страны и глубокую вовлеченность ее в международное разделение производственного процесса, хороша развития финансовая инфраструктура. В политике – прочно устоявшаяся демократия с четким разделением властей и верховенством закона, что делает предсказуемым поведение страны на международной арене и обеспечивает ей необходимую степень доверия со стороны партнеров.
Нельзя не согласиться с мнением известного исследователя Ю.В. Шишкова: «Не достигшие экономической и политической зрелости страны не в состоянии реально интегрироваться, как бы ни стремились к этому их руководители, какие бы соглашения они ни заключали…»[16].
Топливно-сырьевая ориентация российской экономики чревата дальнейшей деиндустриализацией страны. В конечном итоге это не позволит России участвовать в субрегиональной интеграции на постсоветском пространстве в качестве интеграционного ядра, а самое главное, - делает невозможным в перспективе включение РФ в Евросоюз или любые другие продвинутые интеграционные группировки без потери национального суверенитета. Отсюда снижение интереса стран СНГ к формированию развитых форм интеграции с Россией. Пример Украины красноречиво подтверждает данный вывод.
Усилия стран Запада по сдерживанию России во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах после военного конфликта на Кавказе способны временно нанести некоторый ущерб российским интересам. Однако они вряд ли смогут создать серьезные проблемы для национальной экономики и внешнеэкономических связей нашей страны в глобализирующемся мире.
В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства необходимо[17]:
· более четко выстроить иерархию интеграционных приоритетов на постсоветском пространстве, отказаться от множественности порой совсем неэффективных (как, например, ЕЭП «большой четверки») и перекрывающих друг друга интеграционных проектов;
· прекратить непродуктивные заигрывания со странами СНГ и выработать дееспособные сценарии интеграционных процессов в ближнем зарубежье;
· ликвидировать значительные финансовые потери, связанные с льготными ценами на энергоносители, прежде всего на поставляемые недружественным соседям по СНГ;
· сосредоточить государственную политику на усилении позиций России как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в регионе компаний развитых стран Китая, государств Юго-Восточной и Южной Азии.
Как представляется, основная причина слабых успехов России в интегрировании СНГ связана со структурой ее экономики, непрогрессивной с точки зрения мирохозяйственных стандартов. Топливно-энергетическая направленность экспорта серьезно сдерживает развитие передовых отраслей машиностроения, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Это ведет, содной стороны, к дальнейшей деиндустриализации, а с другой – к потере интереса стран СНГ к формированию продвинутых форм интеграции с Россией.
Мировой интеграционный опыт указывает на необходимость дальнейшего совершенствования и диверсификации интеграционных усилий РФ в ближнем зарубежье. И здесь, без всякого сомнения, на первом месте должна стоять Белоруссия[18]. Положительный политический и психологический эффект восстановления общего государства с Белоруссией переоценивать невозможно. Причем в случае интеграции с Белоруссией, как мне представляется, недостаточное значение придается такому фактору, как демография. Уверен, что главный выигрыш для России от создания общего государства с Белоруссией заключался бы в приобретении дополнительно более 10 миллионов русского населения, что в современных условиях российской демографической катастрофы перекрывает соображения экономического или военно-политического порядка.
Помимо Белоруссии необходимо выделить укрепление связей с государствами, уже подтвердившими не на словах, а на деле свою приверженность дружбе с Россией. Это Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, многовековые культурные, политические и экономические связи, с которыми создают уникальную возможность начать процесс восстановления исторической территории государства Российского. Не будем также забывать, что территории этих государств имеют немалое стратегическое значение для защиты суверенитета и целостности Российской Федерации.
Особую актуальность в последнее время приобрели укрепление и расширение оборонного единства с союзниками по ОДКБ. Только развивая и усиливая собственную многостороннюю оборонную структуру, мы сможем сдержать военно-политическую экспансию НАТО на восток и укрепить основу для действительно равноправных взаимоотношений с этим союзом.
В качестве контраргумента против тезиса о поддержке Россией приднестровской, абхазской и южноосетинской независимости нередко используется призыв задуматься об ущербе, который эта поддержка может нанести отношениям соответственно с Молдовой и Грузией. Кроме того, мы не можем забывать, что Россия является государством - продолжателем Советского Союза, а бывший союзный закон о выходе республик из состава СССР от 3 апреля 1990 года предписывал республикам, вознамерившимся выйти из состава единого государства, обеспечить проведение референдумов во всех автономиях. Таким образом, юридически некорректный выход из состава СССР союзных республик, не учитывавший интересы и волю автономий, составляет еще одно основание для признания самоопределившихся государств. Конечно, дополнительной конфликтности при этом для отношений с Кишиневом и Тбилиси России не избежать, но она будет меньшей, чем конфликтность и ущерб нашим интересам при долговременном сохранении нынешнего положения и тем более при участии в попытках «соединения несоединимого»[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, конечно же, хотелось бы подвести итог своей работы. Итак, современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. И Россия - активный участник этого процесса, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Мы можем с уверенностью сказать, что Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения себе достойного места в мире.
В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий России удалось по ряду принципиальных направлений укрепить свои позиции на мировой арене.
Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, а также на взаимовыгодном сотрудничестве. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.
Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Она доказала, что играет важную роль в решении острых международных проблем.
Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.
Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.
Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны.
Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.
Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.