Россия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя исторические факты, статистические данные, аналитические выкладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.
Достижение цели исследования определило решение следующих задач:
Проанализировать государственно-политическое развитие России;
Изучить социально – экономические преобразования России;
Показать духовная жизнь и развитие культуры России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Государственно – политическое развитие………………………………….….4
1.1. Первые шаги новой российской государственности……………………..…4
1.2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу……..6
1.3. Президентская Россия………………………………………………………....8
1.4. В. В.Путин – преемник Б. Н.Ельцина………………………………………....11
2. Социально – экономические преобразования…………………………………13
2.1. На пути к рыночной экономике……………………………………………....13
2.2. Социально – экономические последствия «шокотерапии»………………....15
2.3.Основные направления социально-экономического развития РФ с 2000 года….16
3. Духовная жизнь и развитие культуры…………………………………………17
4. Геополитическое положение и внешняя политика России…………………...23
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………….…….32

Вложенные файлы: 1 файл

культура России..doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

Усиление оппозиции позволило ей требовать отчёта правительства перед Думой, однако оно уклонялось от этой процедуры. Не отчитавшееся перед Думой правительство Черномырдина и его заместителя по социальной работе. Назревал неизбежный вотум недоверия правительству Черномырдина и Чубайса. С марта 1998 г. Госдума большинством в 242 голоса приняла решение о привлечения руководства правительства даже к уголовной ответственности за невыполнение законов, принятых Думой. 20 марта 1998 г. отправляется в отставку премьер-министр Черномырдин. Утверждение Кириенко в ходе тайного голосования с третьей попытки вызвало удовлетворение Президента и восторг демократической прессы. Премьер был доволен полной легитимностью своего назначения. Депутаты Госдумы от оппозиции были вынуждены оправдываться перед журналистами, избирателями и перед самими собой за результаты голосования. Итоги этого решения показали не только полное бесправие Госдумы, но и отсутствие у нее политической воли на данном этапе.

 

Тяжелое наследство Черномырдина не давало Кириенко развернуть свои способности реформатора. Технократическое правительство Кириенко оказалось неспособным найти поддержку в обществе и фактически повисло в воздухе.

 

В августе кабинет министров Кириенко окончательно обанкротился, проработав 120 дней. На должность премьер-министра была предложена кандидатура Е. Примакова, который стал руководителем антикризисного правительства. Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют, с установлением государственной монополии на винно-водочные изделия крепостью свыше 28%, вызвали одобрение в обществе. Эффективная работа правительства Е. М. Примакова по стабилизации экономики и решению первоочередных социальных проблем сделала премьера самым перспективным кандидатом в президенты. Стремясь не допустить его победы Б. Н. Ельцин добивается смены руководства правительства, поставив на это место сначала С. В. Степашина, а затем В. В. Путина — будущего президента Российской Федерации.

 

1.4. В. В.Путин – преемник  Б. Н.Ельцина.

 

Особая роль президентского института власти в современной России предопределила стремление первого президента Б. Н. Ельцина активно влиять на процесс передачи власти. Естественно, что он был заинтересован в избрании такого политика, который: во-первых, не мог не продолжить начатый курс политических и экономических преобразований; во-вторых, прислушивался бы к его советам и пожеланиям; в-третьих, гарантировал бы достойный уровень материального благосостояния. Выбор преемника был сложным, Б. Ельцин искал, пробовал, менял свои мнения.

 

К этому времени стало ясно, что требовался молодой, энергичный, образованный, с опытом руководящей работы, ничем не скомпрометированный преемник. Первым в этом качестве был испробован С. Степашин. Однако, несмотря на все свои старания и личную преданность, Степашин не вызвал в новом качестве особого оптимизма у Ельцина и его окружения. Страна была удивлена - премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин.

 

С целью создания максимально выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б. Н. Ельцин 31декабря 1999г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В. В. Путина. президента РФ. Главой государства был избран В. В. Путин, набрав 52, 94% от числа избирателей, принявших участие в голосование. Начался новый период в жизни страны. В. В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета. Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти. Было создано семь федеральных округов, которые возглавили представители Президента. В декабре 2000 г. Госдума утверждает закон о национальных символах России.  В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В 2001 г. Путин добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешнеполитической деятельностью. Руководством страны были активизированы усилия по установлению в Чечне конституционного порядка. В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. 14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы президента РФ. Президентом России был переизбран В. В. Путин. По окончании срока своих полномочий Путин выдвигает на пост президента РФ своего приемника А. Медведева. Для того, чтобы продолжить курс либерально-демократических реформ в России.

 

2. Социально – экономические  преобразования.

 

2.1. На пути к рыночной экономике.

 

1992 г. стал для России годом  экономических реформ, переходом  к рынку, к легитимной частной  собственности. Решающее слово в  выборе стратегии экономической  политики оказалось за Президентом  Российской Федерации Б. Ельциным. В конце 1991 г. для выхода страны из кризиса им был выбран путь шоковой терапии. На первый план выдвигалась задача достижения макроэкономической стабилизации, т. е. равновесия между платежноспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Для этого намечалось единовременное размораживание всех цен и освобождение доходов, проведение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, приватизация государственной собственности. Главным архитектором шоковой терапии стал 35-летний экономист, внук знаменитого советского писателя Егор Гайдар. Он был назначен вице-премьером нового правительства, которое возглавил сам Президент.

 

Авторитет Б. Ельцина в это время был так высок, что Верховный Совет республики предоставил ему дополнительные полномочия на время проведения болезненных реформ. Сформированное в ноябре 1991 г. правительство России впервые за всю историю России состояло главным образом из молодых экономистов, приверженцев рыночной экономики. Это была команда единомышленников, руководимая Е. Гайдаром. А. Шохин, А. Чубайс, П. Авен, А. Нечаев вместе с Гайдаром взяли на себя ответственность за проведение радикальных преобразований в экономике, за осуществление «прыжка» в рынок.

 

В российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производства выпускали никому не нужную продукцию.

 

Экономические реформы связывалось с реализацией классической стандартной стабилизационной программы. Классической она называлась потому, что была положена в основу экономических реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к рыночному хозяйству. В соответствии с ней в переходный период отпускались цены, вводилась свободная торговля, осуществлялась приватизация, т. е. большая часть государственной собственности продавалась частным лицам.

 

В начале января 1992 г. правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов, серьезной угрозе холода и голода. Был введен новый порядок внешнеэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. Правительство резко сократило затраты на содержание армии и производство оружия. Социальные расходы бюджета были также сведены до минимума.

 

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Их ход с самого начала стал отклоняться от намеченного. Прогнозируемое реформаторами повышение цен в 5—10 раз на деле обернулось повышением их в 100 и более раз, в результате чего большинство населения республики оказалось за чертой бедности.

 

Уже через два месяца после начала реформ правительство было вынуждено поднять заработную плату. За начавшимся повышением заработков весной 1992 г. вновь последовал неудержимый рост цен. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции были похоронены.

 

Вторая серьезная проблема, с которой столкнулись реформаторы, — взаимные неплатежи предприятий, достигшие к осени 1992 г. 3,5 триллионов рублей. Они были порождены самой природой материальной ответственности, технической отсталостью банковской системы. Предприятия-должники сумели в очередной раз переложить свои проблемы на плечи государства. Центральный банк России провел частичные взаиморасчеты между предприятиями, было резко расширено кредитование народного хозяйства. Такие меры привели в конечном итоге к увеличению массы наличных денег и новому витку инфляции. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег увеличился в 54 раза по сравнению с 1990 г. и в 17 раз по сравнению с 1991 г.

 

Основной проблемой правительства стала борьба с инфляцией. Необходимо было прорвать образовавшийся замкнутый круг — рост цен — повышение зарплаты — рост цен. Однако надежды на быструю остановку инфляции не оправдались, необходимо было адаптироваться к функционированию в условиях длительной высокой инфляции.

 

2.2. Социально – экономические  последствия «шокотерапии».

 

В начале 1998 г. указом Президента Председатель Правительства Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко. Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.

 

17 августа 1998 г. правительство  объявило о прекращении выплат  по ГКО. Фактически государство  отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен «валютный  коридор», удерживавший в 1995—1998 гг. более или менее стабильный  курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

 

Новым главой Кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и на достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам.

 

В мае 1999 г. главой правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника.

 

В августе 1999 г. новым Председателем Правительства был утвержден В. В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.

 

2.3.Основные направления социально-экономического  развития РФ с 2000 года.

 

Начиная с 2000 г. правительство России выполняет план десятилетней программы "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу". Программа предполагала продолжить курс на создание либеральной экономики.

 

 Уже в 2003 г. темпы экономического роста составили приблизительно 7%. Такого прироста удалось достичь не только за счет продажи сырья, но и функционального развития других секторов экономики. Значительным шагом правительства стала налоговая реформа. Она включала две важные меры: переход к 13% ставке обложения доходов и планомерное сокращение, а в дальнейшем и отмена налога на добавленную стоимость НДС.  В январе 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс. Он стал необходимой мерой в деле упорядочения трудового законодательства.  Летом 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основы, главным образом перенесение большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на население.

 

 Важное экономическое и политическое значение имело приятие Государственной Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса. Кодекс закрепил право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Но уже в июне 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право собственности на земли сельхозназначения. Данный закон все же не стал основой для подъема сельского хозяйства, так как не был должным образом подкреплен административными мерами. Перемены в хозяйстве страны позволили усилить социальную направленность проводимой политики. Государству удалось не только погасить многомесячную задолженность по зарплатам, пособиям и пенсиям, но и повысить зарплату некоторым категориям бюджетных работников. Появились новые рабочие места, выросли реальные доходы граждан. Начался процесс модернизации средней и высшей школы.  В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. Численность населения России, по ее данным, составила 145,2 млн. человек.

 

3. Духовная жизнь и развитие  культуры.

 

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993г. и изменение стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на ставшую реальностью творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

 

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но, с другой — прекратило финансирование творческой деятельности.

 

С 30-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. В 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

 

Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами ее культуры. В страну хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

Информация о работе Россия на современном этапе