Россия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя исторические факты, статистические данные, аналитические выкладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.
Достижение цели исследования определило решение следующих задач:
Проанализировать государственно-политическое развитие России;
Изучить социально – экономические преобразования России;
Показать духовная жизнь и развитие культуры России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Государственно – политическое развитие………………………………….….4
1.1. Первые шаги новой российской государственности……………………..…4
1.2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу……..6
1.3. Президентская Россия………………………………………………………....8
1.4. В. В.Путин – преемник Б. Н.Ельцина………………………………………....11
2. Социально – экономические преобразования…………………………………13
2.1. На пути к рыночной экономике……………………………………………....13
2.2. Социально – экономические последствия «шокотерапии»………………....15
2.3.Основные направления социально-экономического развития РФ с 2000 года….16
3. Духовная жизнь и развитие культуры…………………………………………17
4. Геополитическое положение и внешняя политика России…………………...23
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………….…….32

Вложенные файлы: 1 файл

культура России..doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

 

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным.

 

Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Иные представления, жанры, художественные приемы отличали литературу, созданную новым поколением писателей.

 

В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий, за что и прозвано панк-режиссурой. Российскому кинематографу конец XX в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики, которая раскрывалась в традициях социалистического реализма.

 

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая — дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день») и др.

 

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хоти-ненко и др. Глубокими по содержанию и тонкими по форме были фильмы А. Сокурова «Молох» и «Телец».

 

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

 

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не порывая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

 

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров.

 

Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

 

90-е годы отмечены формированием  новой молодежной музыкальной  культуры. Первые музыкальные коммерческие  радиостанции («Европа Плюс», 1990; «Радио  МАКСИМУМ», 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали «МАКСИДРОМ». В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «МЕТКО», ставший заметным событием в музыкальной жизни страны.

 

90-е годы были переломными  для отечественной рок-музыки. Популярный  в советское время социальный  рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм  которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи — любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде была «девочка с гитарой» Земфира. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

 

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

 

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

 

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

 

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

 

Получило развитие монументальное искусство. Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

 

Радикальные перемены произошли в 90-е гг. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.

 

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых новостей. Появились первые коммерческие радиостанции.

 

Были открыты первые частные телеканалы. Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но и частные лица и коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомившего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

 

Реальности XXI в. — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн человек. Появились Интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер.

 

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

 

Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман — в Мекку.

 

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. Свобода совести, закрепленная Конституцией 1993 г., гарантировала гражданам страны право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными — за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

 

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е гг. было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 90-х гг. — создание условий для возрождения духовности России.

 

4. Геополитическое положение  и внешняя политика России.

 

С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США. Россия унаследовала место СССР в международных организаиях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны; перестал существовать единый военно-промышленный комплекс; Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооруженных сил, в первую очередь на западном направлении. Приведем пример. К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. — 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

 

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

 

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

 

У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны. Поначалу цели внешней политики определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Был взят курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейским странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны будут сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

 

«Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

 

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией. В России это поняли далеко не сразу.

 

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

 

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал балканский кризис. Обвинив югославское правительство в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта 1999 г. начали бомбардировки Сербии. Руководство России осудило эти действия как агрессию и потребовало созыва Совета Безопасности ООН. Были прерваны отношения России с НАТО.

 

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

 

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

 

В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. События последующих лет показали, что такой подход ошибочен. С 1996 г. (министры иностранных дел Е. М. Примаков и И. С. Иванов) отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции. Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

 

В дни балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

 

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.

Информация о работе Россия на современном этапе