Россия на современном этапе: политика и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – изучение особенностей и анализ политических и экономических проблем современной России.
Попытаться выделить особенности процессов в политике, характеризуемых участием различных социальных и возрастных групп населения, показать возможные способы и виды участия российских граждан в политике.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Глава І………………………………………………………….4
1. ……………………………………………………………….4
1.1………………………………………………………………5
1.2………………………………………………………………6
1.3………………………………………………………………7
1.4………………………………………………………………8
1.5……………………………………………………………...11
Глава ІІ………………………………………………………...15
2. ……………………………………………………………….16
2.1………………………………………………………………17
2.2………………………………………………………………18
2.3………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образование

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет

ФГБОУ ВПО ВГСПУ

Факультет: социальной и  коррекционной педагогики

Специальность: олигофренопедагогика

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Россия  на современном этапе: политика и  экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                         студент группы: ОП

                                                                                                         Ф.И.О.:  Пепанян С.М

 

                                                                                                          Проверила:

                                                                                                          ст. преподаватель

                                                                                                          Кондрашова Ю.А

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

Оглавление

 

Введение………………………………………………………3

Глава І………………………………………………………….4

1. ……………………………………………………………….4

1.1………………………………………………………………5

1.2………………………………………………………………6

1.3………………………………………………………………7

1.4………………………………………………………………8

1.5……………………………………………………………...11

Глава ІІ………………………………………………………...15

2. ……………………………………………………………….16

2.1………………………………………………………………17

2.2………………………………………………………………18

2.3………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В проделанной мною работе я попыталась отобразить экономическое и политическое положение России на данном этапе развития, показать его всесторонне: лучшие и худшие стороны.

 

Цель моей работы – изучение особенностей и анализ политических и экономических проблем современной России.

Попытаться выделить особенности  процессов в политике, характеризуемых  участием различных социальных и  возрастных групп населения, показать возможные способы и виды участия  российских граждан в политике.

 

Задачи данной работы:

  • Проанализировать современную экономическую и политическую ситуацию в России
  • Дать теоретическое представление о политическом процессе в целом.
  • Обозначить основные проблемы современной экономики и политики нашей страны
  • Выявить причины возникновения этих проблем
  • Исследовать данные проблемы
  • Нахождение возможных путей решения
  • Представить виды и степень участия россиян в политической жизни.

 

 

В первой главе я попыталась дать общую оценку экономическо-политической ситуации в нашей стране, проанализировать, почему произошло так, а не иначе, выявить причины неудач.

 

Вторая глава содержит в себе подробный анализ 2 проблем: инфляция и безработица. Я выбрала  их потому что, на мой взгляд, они  являются особенно наболевшими.

 

На протяжении всей своей  работы я высказывала абсолютно  субъективное мнение о дальнейших путях  развития России.

Считаю выбранную мною тему чрезвычайно актуальной. Наша страна сейчас находится на том периоде  развития, когда каждое принятое решение, каждый шаг, каждая реформа, может тем  или иным образом повлиять не только на отдельные секторы экономики  и политики, но и на всю державу  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І Экономическая и политическая ситуация

 

1.Экономический и политический кризис

На рубеже 80-90-х гг. в  России со всей остротой проявился экономический и политический кризис. Длительное господство командно-административной системы, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга, стремительному рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

Руководству России предстояло определить курс на демократические преобразования общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством.

Законодательная база: В России была создана и продолжала совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. «Закон о собственности» в РФ устанавливал равенство всех форм собственности. Были приняты Законы Российской Федерации «О конкуренции», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой  конфронтации законодательной и  исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов  предоставил президенту широкие  полномочия для проведения экономических  реформ. Большинство депутатов российского  парламента поддерживали курс социально-экономических  реформ. В конце 1991 года Россия объявила себя правопреемником СССР и осуществила "приватизацию" союзной собственности, расположенной на ее территории.

К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом  Е.Т. Гайдаром, разработало программу  радикальных реформ в области  народного хозяйства. Центральное  место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры “шоковой терапии”).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение  частного сектора в преобладающий  сектор экономики. Предусматривались  жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Экономическая политика — это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Для российской экономики  сохраняется угроза оказаться в  числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в  мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе  столкнется как с ограничениями  эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями  на сколько-нибудь существенный экономический  рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще  долго будет оставаться потенциальным  источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической  ситуации, кризис в сферах образования  и здравоохранения могут вызвать  ускоренную деградацию человеческого  капитала страны.

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво  высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры  последних лет, за счет чего наша экономика  получила значительные экономические  преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и  государственные институты, предприниматели  и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

Поэтому в президентском  послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.

В программе Правительства  Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.

Ключевыми задачами первого  этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых  законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и  приведение обязательств государства  в соответствие с его ресурсами.

На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.

Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной  перестройки экономики, которая  будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием  более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.

В целях сокращения административного  влияния на экономику и повышения  эффективности деятельности правительственного аппарата  осуществлена реорганизация его деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства

 

1.2Альтернативные проекты экономической политики в современной России

Альтернативные проекты  экономической политики в современной России разрабатываются оппозицией. Особенно активной она бывает в периоды предвыборных кампаний, в ходе принятия принципиальных документов (например, государственного бюджета) и при определении путей, способов и инструментов приватизации, проведения финансово-кредитной, антиинфляционной, промышленной и социальной политики.

Из альтернативных проектов экономической политики можно выделить либеральный, коммунистический, социалистический (социал-демократический), национал-патриотический.

Либеральный проект основывается на принципах индивидуализма, конкуренции, выталкивания слабых, самодвижении; (спонтанности) процессов перехода к рынку, открытой экономики, продажи земли, судебной защиты прав собственника и наемного работника организации, территории. Либералы в свое время выступили как авторы «шоковой терапии» в экономике, при либерализации цен допускали инфляцию как необходимость, в том числе и обесценение нескольких сотен миллиардов рублей накоплений граждан (в ценах 1990 г.). Либерализация внешних связей сопровождалась массовым вывозом товаров на полуконтрабандной основе, заполнением российских рынков импортным ширпотребом. Либералы вывели из-под экономического влияния государства политику занятости, доходов, планирования долгосрочного развития, привносили западную культуру бизнеса. Однако в итоге был построен номенклатурно-олигархический капитализм с криминальным теневым сектором и до идеалов «настоящего капитализма» (или социального рыночного хозяйства) оказалось далеко, что сильно разочаровало демократов первой волны, многие из которых ушли из политики и даже оппонируют современному политическому режиму.

Коммунистические проекты  содержат принципы, диаметрально противоположные либеральным. Так, в программе коммунистов заявляется, в первую очередь, о «повышении регулирующей роли государства в экономике». Затем следует «упорядочение управления госсобственностью» и принятие программ приватизации и национализации. В социальных вопросах следуют обещания «восстановления социальной справедливости», в частности, говорится, что «труд получит справедливую оплату по его результатам». Много обещаний «вернуть назад» — в области управления, АПК, социальной сфере.

Коммунисты выступают  за ликвидацию принципа остаточного  финансирования социальной сферы, однако четко не определяют источники формирования той доходной части бюджета, которую можно будет использовать на социальные нужды. Двусмысленным в позиции КПРФ выглядит и обещание поддержки предпринимательства, и в первую очередь финансово-промышленных групп (т.е. крупного капитала). Предлагается ввести ренту на использование земных богатств частным бизнесом с целью извлечения прибыли.

Информация о работе Россия на современном этапе: политика и экономика