Русская Правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:42, реферат

Краткое описание

Изучение памятников права очень важно для понимания сущности действующих норм в Русском государстве в настоящее время. Одним из крупнейших памятников права является Русская Правда, в которой отражены особенности правовой культуры древнерусского общества, сведения о правовом статусе основных групп населения, знания о действовавших в то время нормах брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Русская Правда
1.1 Правовое положение социальных групп
1.2 Гражданское право
1.2.1 Обязательственное право
1.2.2 Право собственности
1.2.3 Семейно-наследственное право
1.3 Особенности уголовного права в период Русской Правды
ГЛАВА 2. Суд и судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП реферат.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

     Юридические различия и специальная терминология для обозначения движимой и недвижимой собственности возникают значительно  позднее, сначала в Европе в силу влияния развитого римского права, а потом в России. Юридическая  формулировка права собственности  складывалась в России под воздействием буржуазных отношений и соответствовала  аналогичному понятию в других буржуазных странах. Ее суть, заключающаяся в  том, чтобы подчеркнуть экстраординарное положение субъекта собственности, определена она еще в римском  праве: «Собственнику принадлежит  исключительное, и независимое господство над вещью».

     В Х-ХI вв. общинные пережитки на Руси еще довольно значительны. Однако определять степень наличия коллективных и  индивидуальных форм собственности  весьма трудно из-за недостатка источников. В Русской Правде в подавляющем  большинстве случаев речь идет об индивидуальной собственности (конь, оружие, одежда и т. д.). Скорее всего, в развитых районах, где действовало княжеское  законодательство, индивидуальная (частная) собственность играла решающую роль.

     Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться  имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его  защиты при посягательствах.

     Объектами права собственности выступает  весьма обширный круг вещей - кони и  скот, одежда и оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и  многое другое. Другие источники свидетельствуют  о наличии в рассматриваемый  период индивидуального крестьянского  хозяйства, объектом владения которого были земли. Формы собственности  были различными.

     Земельная собственность церкви возникла на основе государственных пожалований в  виде десятины. В дальнейшем она  росла за счет вкладов, покупок и  т.д. Субъектами права собственности  могли быть только люди не рабского состояния. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Право собственности и ее содержание, и различные виды владения не имели  специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право  собственности и владение.

     Собственник имел право на возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа) из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры. За причиненную  «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало  свидетельских показаний и разбирательства, при необходимости - перед «сводом  из 12 человек» Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному  хозяину и заплатить ему штраф  в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объемом  полного господства собственника: при  спорах о ее возвращении государство  не накладывает штрафов, стороны  сами договариваются между собой.

     Законодатель  понимал, что право, собственности  определяется волей самого собственника. Защита движимой собственности, если это  не было связанно с уголовным преступлением, не носила сословного характера, каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.

     2.2.3 Семейно-наследственное право

     Семейно-наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались  к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию).

     Ко  времени Русской Правды мы не встречаемся  со свидетельствами о приниженном  положении женщины. По мнению некоторых  исследователей, семья патриархального  типа отражена в Русской Правде в  понятии «вервь», то есть коллектива родственников, связанных общей  ответственностью, платежом «дикой виры».

     В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество  индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные  отношения в семье стали санкционироваться  ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках.

     В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то часть  имущества. Видимо, параллельно развивались  завещательные отказы, ограниченные долями в пользу ближайших родственников.

     Можно выделить две формы наследования: по закону и по завещанию. Отстранение, женщин от наследования не может рассматриваться  как средство не сознательного принижения. Выходя замуж за члена другого  рода, они не могли забирать имущество, нажитое членами своего рода. Воевали  за новые территории мужчины и  обрабатывали землю мужчины, поэтому  институт наследования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европейских народов. 

     Право родни на долю из штрафов в случае убийства закреплено в ст. 4 договора с Византией 911 г. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном  договор рисует картину развитого  наследственного права, где действует  первенство завещания над законом. Статья 13 гласит: «Если - кто из русинов  умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников  там не имеет, то возвращается имущество  близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество  идет тому, в пользу кого составлено завещание».

     Споры о наследстве возникали довольно часто. В XI в. брак стал церковной прерогативой. В участии в судебных процессах  о наследстве могли отказать лицам  без соответствующих церковных  свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас не дошло.

               В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

     Общий принцип известен еще по договорам  с Византией: приоритет наследования по завещанию с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: «Кто умирая разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда - умрет, всем детям идет имущество». Наследование по завещанию ограничено сыновьями  и женой, дочери получают только часть (ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют  право на часть имущества принадлежащего матери (ст.94).

     Такой порядок наследования обеспечивал  имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к Наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа «доброго» отношения  к родителям, при сохранении младшим  детям гарантии средств к существованию.

     2.3 Особенности уголовного права  в период Русской Правды

     Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся отрасль  права, сформировалось на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться  в буржуазный период. Поэтому для  более раннего времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две категории - преступление и наказание. В Х-ХV вв. понятия вины, соучастия, подготовки к совершению преступления находились в зачаточном состоянии. Постепенно, на протяжении ХV1-ХV11 вв. они формировались, и лишь в Уложении 1649 г. они находят  более или менее полное отражение.

     В арабских источниках, летописях, договорах  Руси с Византией имеется достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в 1Х-Х в.в. Речь идет о кражах, убийствах, побоях и т. д., но они не характеризуются какими-либо особыми терминами. Преступные действия в летописях именуются злыми  делами. Главный элемент преступного  действия - наказуемость. В качестве объекта нарушения могли выступать  государственный закон, обычаи, религиозно-нравственные установления.

     В литературе принято считать, что  первая попытка определить преступное сделана в Русской Правде, где  нанесение вреда личности именуется  «обидой». Например, при нанесении  побоев следовало «платить за обиду 12 гривен».

     Субъектами  преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли  быть свободные люди. Любое преступление подразумевало выплату штрафов  и имущественные взыскания, для  чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, сами будучи разновидностью собственности, таковой не имели  и имущественную ответственность  за них несли хозяева.

     Очень трудно определить влияние на положение  субъекта сословного статуса. Русская  Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений. 

     Можно предполагать, что в древний период в «крестьянских общинах» практиковались наказания на основе обычного права, но конкретных источников до нас не дошло. В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных  границ, незаконное пользование чужим  имуществом).

     Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, так  и своего хозяйства. Государственные  преступления в Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще не существовало абстрактного понимания государства и его  интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как  тяжкие деяния. К участникам восстаний  применялась казнь на месте преступления, часто - массовая. Измена князю так  же рассматривалась в княжеском  окружении, ответственность за нее  во многом зависела от расстановки  политических сил.

     В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных  кар был довольно велик.

     В практике применялись следующие  виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно можно отнести к наказаниям), «поток и разграбление», смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные  штрафы за посягательства на личность носят выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество  это проявляется менее резко.

     Больше  всего внимания в Русской Правде уделяется краже. Подробно расписывается, какой штраф обязан уплатить уличенный  вор за коня, корову, утку, дрова, сено, холопки т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить, включает в этот список и зерно, и ловчих птиц, и  охотничьих собак. Общий принцип  таков, что пострадавшему следует  полностью компенсировать материальный урон, поэтому виновный должен выплатить  стоимость украденного и заплатить  штраф. 

     Сословная защита имущества встречается редко. Русская Правда не знает смертной казни, но она применялась на практике за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих шайках. Любопытно, что уже в Х-Х1 вв. это наказание регулировались государством.

     В таком виде система уголовных  штрафов вошла в Русскую Правду в XI в. Смертная казнь стала прерогативой экстраординарных полномочий княжеской  власти в государственной неполитической сфере и за обычные преступления не применялась долгое время. В то же время отсутствие законодательной  регламентации способов казни приводило  порой к необузданной жестокости князей.

     Штрафы  были ведущим и основным видом  наказания по Русской Правде, применялись  за все виды преступлений и служили  источником существенного пополнения государственной казны. Размер штрафа колебался от 1 до 80 гривен серебра, а в церковных уставах - до 100 гривен. С точностью определить, какая  часть шла потерпевшим, а какая - государству, не представляется возможными

     Русская Правда ничего не говорит о телесных наказаниях и лишении свободы. Тюрем  в Древней Руси еще не было, как  и осознания тюремного влияния  на преступника. Применялось заточение  в «проруб» (подвал) высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения.

     Карательные нормы Русской Правды продолжали действовать, но к концу XV в. была подготовлена база для качественно нового уровня уголовного права. Это связано с  тем, что появились новые виды преступлений против государства, его  аппарата, и должностных лиц. Преступность стала более масштабной, и уголовное  законодательство отреагировало на это усилением репрессий. 

 

      ГЛАВА 3. СУД И ПРОЦЕСС 

     Древнейшей  формой судебного процесса был суд  общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями  в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому  процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные  черты, как относительное равенство  сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и  улик.

Информация о работе Русская Правда