Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Русская Правда является древнейшим памятником русского права. В ней наиболее полно и верно отражены особенности правовой культуры древнерусского общества, сведения о правовом статусе основных социальных групп, знания о действовавших в то время нормах брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.
Можно предполагать, что древние юристы придавали Русской Правде большое значение. Об этом свидетельствует ее широкое распространение в виде рукописей. До нас дошло более 110 списков этого документа.
Введение…………………………………………………….….…….3
1. Происхождение и источники Русской Правды……….….…….4
2. Правовое положение социальных групп………………..……..8
3. Гражданское право………………………………….….….……..9
3.1. Обязательственное право ………………………….……....9
3.2. Право собственности ………………………………...……12
3.3. Семейно – наследственное право………………….……..15
4. Уголовное право……………………………………………..….17
4.1. Система наказаний по Русской Правде…………….……19
5. Судебный процесс…………………………………………....…21
Заключение…………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………….……24
В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок еще не очень значительно.
В обиходе договор купли-продажи был самым распространенным. Продавались имущество (движимое и недвижимое) и холопы, причем продаже холопов в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Стороны могли распоряжаться, лишь своей собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения оспаривалось после покупки в присутствии администрации. Если законность принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась и имущество возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих претензий.
Продажа недвижимости, видимо, ранее всем начала оформляться письменными актами (дошедшие до нас датируются, начиная с ХII в.). С.В.Юшков полагал, что существовали сроки предъявления претензий по недостаткам купленной вещи. Существовал и договор само продажи в холопство в присутствии свидетелей.
В Русской Правде имеется упоминание о найме рабочих “мостников” для ремонта и строительства мостов (ст. 97 Пространной Правды). Устанавливается размер платы за работы и питание. В ХII-ХIII вв. появляется категория “наймитов”, которых закон отграничивал от других групп зависимого населения, и их отношения с наймодателем оговаривались договором. Наймит волен был расторгнуть договор, возместив убытки. В то же время имеются упоминания о челядных-наймитах, закупах-наймитах сохранявших зависимость. Характер имущественного найма в Русской Правде не раскрывается.
В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров (дарение, залог, поручительство) и умилению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Нарушение обязательств из правонарушений постепенно смещается в область уголовно-наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.
В феодальном обществе право собственности в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных формах земельной собственности преобладало.
В Х-ХI вв. общинные пережитки на Руси еще довольно значительны. Однако определять степень наличия коллективных и индивидуальных форм собственности весьма трудно из-за недостатка источников. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет об индивидуальной собственности (конь, оружие, одежда и т. д.). Скорее всего, в развитых районах, где действовало княжеское законодательство, индивидуальная (частная) собственность играла решающую роль.
Собственник по Русской Правде имел полное право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах.
Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей – кони, скот, одежда, оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.
Другие источники
Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств, имелся княжеский домен, который представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению.
Собственность феодалов возникала как частная и основанная на княжеских пожалованиях. В ХI в. летописи - упоминают о селах княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (владения временного типа или пожизненного). В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14).
Земельная собственность церкви возникла на основе государственных пожалований в виде десятины. В дальнейшем она росла за счет вкладов, покупок и т.д. Субъектами права собственности могли быть только люди не рабского состояния. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Право собственности и ее содержание, и различные виды владения не имели специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение.
Собственник имел право на возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа) из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры. За причиненную «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства, при необходимости - перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).
Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли, в случае причащения убытков и истребления вещи, ответственность перед третьими лицами в полном объеме (ст. ст. 116, 117 Пространной Правды). Иными словами, законодатель понимал, что право, собственности определяется волей самого собственника. Защита движимой собственности, если это не было связанно с уголовным преступлением, не носило сословного характера, каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.
Семейно-наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права.
Ко времени Русской
Правды мы не встречаемся со свидетельствами
о приниженном положении
В Древней Руси к XI в. господствовала
моногамная семья с индивидуальным
хозяйством. С принятием христианства
в конце X в. церковь вела активную
борьбу с язычеством, за торжество
индивидуальной семьи и семейной
нравственности. Брак, развод, моральные
отношения в семье стали
В XI в. брак стал церковной прерогативой. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас не дошло. С.В. Юшков считал, что он составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин.
Христианская семья должна
была подчиняться суровым
В глубокой древности наследование
осуществлялось на основе обычного права,
с правом всего коллектива на какую-то
часть имущества. Видимо, параллельно
развивались завещательные
Можно выделить две формы
наследования: по закону и по завещанию.
Отстранение, женщин от наследования не
может рассматриваться как
В Пространной Правде имеется
целый устав о наследстве (ст.
90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91)
закрепляют древние ограничения
в общинах смердов: имущество
умершего, не оставившего сыновей, переходит
князю, дочерям до замужества выделяется
часть на приданое. В то же время
в среде дружинников и бояр
действовал иной принцип: «наследство
князю не идет, его наследуют дочери».
В остальных статьях
Такой порядок наследования
обеспечивал имущественные
Уголовное право как совокупность
норм, представляющих собой обособившуюся
отрасль права, сформировалось на стадии
позднего феодализма и продолжало развиваться
в буржуазный период. Поэтому для
более раннего времени
В литературе принято считать, что первая попытка определить преступное деяние сделана в "Русской Правде", где нанесение вреда личности именуется "обидой". Например, при нанесении побоев следовало "платить за обиду 12 гривен". "Обида" - это не нарушение закона или княжеской воли, а причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.
Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступле-ние (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший: "Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну", ст.8 Краткой Правды) и оконченное преступление.
Субъектами преступлений,
то есть лицами, способными отвечать за
криминальные действия, могли быть
свободные люди. Любое преступление
подразумевало выплату штрафов
и имущественные взыскания, для
чего требовалось наличие
Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений.
Русская Правда различала также ответственность в зависимости от субъективных обстоятельств преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но выделяются два вида умысла — прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое наказывается высшей мерой наказания — потоком и разграблением, убийство же «в сваде» (драке) — только вирой. По субъективным обстоятельствам преступления различалась и ответственность за банкротство: преступным считалось только умышленное банкротство.