Русская культура во второй половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:24, реферат

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта.

Содержание

I Введение:» Основные тенденции развития русской культуры во второй половине XIX века»……………………………………………………………..3
II Культура пореформенной России……………………………………………5
II.1 Просвещение и образование……………………………………………….5
II.2 Просветительская деятельность……………………………………………7
II.3 Наука………………………………………………………………………..8
II.4 Художественная культура………………………………………………..10
III Заключение»Итоги»………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

             Министерство образования и науки Российской Федерации 
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
                     высшего профессионального образования 
      «Владимирский Государственный университет имени Александра  
                 Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
 
                                Кафедра истории археологии и краеведения 
 
 
 
 
 
                                                      
                                                       Реферат 
 
                                                 По дисциплине

                                  «Отечественная история» 
 
                                                 на тему:

                  «Русская культура во второй  половине XIX в.» 
 
                                 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                              ст.гр.СВ-114 
                                                                                                             Румянцева О.А. 
 
                                                                                                              Принял:

                                                                                                              доцент Бурлаков А.И 
                                                                                               
                                                             Владимир 2014 
                       «Русская культура во второй половине XIXв.» 
 
                                                      План 
                                                           
I Введение:» Основные тенденции развития русской культуры во второй половине XIX века»……………………………………………………………..3

II Культура пореформенной России……………………………………………5

II.1 Просвещение и образование……………………………………………….5

II.2 Просветительская деятельность……………………………………………7

II.3 Наука………………………………………………………………………..8

II.4 Художественная культура………………………………………………..10

III Заключение»Итоги»………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………………18 
                                                          
 
 
                                  

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I Введение» Основные тенденции развития русской культуры во второй половине XIXв»

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры "западников и славянофилов", отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

XIX век — время расцвета  русской классической культуры, о которой уже современники  говорили как о великой, имевшей  мировое значение.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                       II Культура пореформенной России 
 
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. 

II.1 Просвещение  и образование

Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа требовали развития системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословной школы.(Реформы в области начального образования. В 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом.

Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.- Министерство народного просвещения открывало государственные (министерские) школы.- Земские школы, дававшие наилучшее образование, существовали на средства земств. Они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864-1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ, - Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы.- Деревенские "школы грамоты" создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.- Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли частные воскресные школы для взрослых, первая из которых открылась в 1859 г. в Киеве. (Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в 1864 г. "Уставом гимназий и прогимназий".

В области среднего образования были созданы также военные, духовные и коммерческие училища. ( Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета (в Одессе, Варшаве, Томске и Гельсингфорсе) и 30 высших специальных учебных заведений: сельскохозяйственные, горные, лесные и т.п. В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне. ( Важное значение имело развитие женского образования. - Помимо существовавшего в рамках системы среднего женского образования "институтов благородных девиц" для дворянок создавались бессословные женские училища (с 1862 г. женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс. - Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.( Важную роль в развитии просвещения сыграли либеральные изменения в области цензуры. В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены "Временные правила о печати". В соответствии с этими правилами от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел. На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялось. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви. Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.

 

II.2 Просветительская деятельность

В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

 

II.3 Наука

Как и в предшествующий период наиболее значительным был прогресс в области естественных и технических наук, что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.( Большой вклад в развитие географии и этнографии внесли выдающиеся русские путешественники Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А.П.Карпинский основал русскую геологическую школу.( Мировое признание получили исследования русских математиков (П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова, С.В.Ковалевской), физиков (А.Г.Столетова, А.С.Попова, П.Н.Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П.Н.Яблочков создал дуговую лампочку, а А.Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания.

На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С.С.Соловьева и В.О.Ключевского, авторов обобщающих исследований по истории России. Ключевский один из первых нарушил господствовавшую в русской историографии традицию периодизации истории России по царствованиям.В трудах историков демократического направления (А.П.Щапова, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского) получила развитие история низших сословий.В.И.Герье, Н.И.Кареев, П.Г. Виноградов и О.М.Бодянский занимались изучением всеобщей истории. ( Дальнейшее развитие языкознания, литературоведения и фольклористики связано в этот период с именами В.И.Даля, Ф.И.Буслаева, В.Ф.Миллера, Я.К.Грота, А.А.Шахматова. Миллер заложил основы исторической школы в фольклористике, внес большой вклад в изучение русского былинного эпоса. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка, ему принадлежат классические труды по критическому изучению текстов русских летописей.( Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Г.В.Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции. Им противостояли философы-"идеалисты", среди которых были религиозные мыслители П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В.Розанов.

Информация о работе Русская культура во второй половине XIX в