Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:24, реферат
Краткое описание
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта.
Содержание
I Введение:» Основные тенденции развития русской культуры во второй половине XIX века»……………………………………………………………..3 II Культура пореформенной России……………………………………………5 II.1 Просвещение и образование……………………………………………….5 II.2 Просветительская деятельность……………………………………………7 II.3 Наука………………………………………………………………………..8 II.4 Художественная культура………………………………………………..10 III Заключение»Итоги»………………………………………………………..16 Список использованной литературы…………………………………………18
В советской исторической науке
было принято считать, что прогресс отечественной
философской мысли связан исключительно
с развитием материализма и особенно с
распространением в России марксизма.
Идеалистическая философия провозглашалась
консервативной, отвлекающей от революционной
борьбы и потому лишенной какого бы то
ни было положительного начала.
Популяризации научных знаний,
обмену опытом и научному прогрессу способствовали
научные общества, которые были созданы
почти во всех отраслях науки, и съезды
специалистов (естествоиспытателей, врачей,
археологов). В 70-х гг. в России действовало
более 20 научных обществ: Общество любителей
естествознания, антропологии и этнографии,
Общество русских врачей, Русское техническое
общество, при всех российских университетах
были созданы физико-математические общества.
Отделения Русского технического, Географического
и других обществ были созданы в Поволжье,
на Урале, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе
и на Украине.
Развитие русской экономической
мысли отразилось в работах марксистов
(В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их
критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский).
Юрист и социолог М.М. Ковалевский основал
в Париже «Высшую русскую школу общественных
наук».В ней преподавали известные общественные
деятели и учились русские эмигранты.
II.4 Художественная
культура
Литература
Во второй половине XIX в. происходит
широкое сближение литературы с жизнью.
Как и в предшествующий
период, русская литература занимала
особое положение в духовной
культуре. - Литература выполняла
художественно-эстетические, нравственно-этические
и воспитательные функции, отражала
распространенные в обществе
социально-политические, философские
и религиозные идеи (и в то
же время влияла на их формирование
и распространение); оказывала огромное
влияние на развитие театра, живописи,
музыки, на формирование мировоззрения
подрастающего поколения. - Активизация
общественного движения и распространение
революционно-демократических идей
обусловили усиление в 60-70-х годах
демократических тенденций в
литературе и публицистике. Распространению
демократических идей способствовали
журналы "Современник", "Отечественные
записки" и "Русское слово".
Наиболее ярко эта тенденция
проявилась в творчестве Н.Г.Чернышевского,
Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.А.Некрасова,
М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Ведущим направлением в литературе
пореформенной России был реализм, характеризующийся
не только правдивым отражением действительности,
но и глубоким психологизмом, живым откликом
на социально-политические события, художественной
реализацией "злобы дня" (произведения
Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.А.Бунина,
А.Н.Островского, очерковые циклы Н.Г.Помяловского,
В.А.Слепцова, Н.В.Успенского, В.Г. Короленко).
Острая критическая направленность
обусловила часто встречающуюся характеристику
литературы пореформенной России как
литературы критического реализма. Однако
значительная часть литературного наследия
выдающихся писателей того времени выходит
за рамки данного направления.
Театр
Во второй половине XIX — начале
XX в. активно развивалось театральное
искусство. Репертуар формировался в основном
на национальной основе, на драматических
произведениях классиков русской литературы
— А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
A.M. Горького.
На рубеже XIX-XX вв. в России появилось
киноискусство, сразу получившее особую
популярность. Первая демонстрация кинофильма
состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге
в увеселительном саду «Аквариум», в Москве
— в саду «Эрмитаж»). В 90-х годах отечественными
кинолюбителями и фотографами было снято
несколько документальных лент. С 1903 г.
стали открываться стационарные «электротеатры»,
«иллюзионы». К 1916 г. в России было около
4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно
посещало до 2 млн. зрителей.
Отечественные кинофирмы А.О.
Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в
1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные
ленты. В 1908 г. была снята первая русская
игровая картина «Стенька Разин и княжна»,
а в 1911 г. — первый полнометражный фильм
«Оборона Севастополя». В 1911-1913 гг. в России
насчитывалось около 30 отечественных
кинофирм, выпустивших более 600 картин.
Особую известность приобрели
фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами
отечественного немого кино стали актеры
Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе
многих фильмов лежали произведения A.
С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»),
Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого
(«Отец Сергий»), идейно-художественный
уровень большинства картин оставался
крайне низким. Ставились, как правило,
салонные мелодрамы и примитивные комедии.
Однако в 1911— 1913 гг. в России был создан
первый в мире объемный (кукольный) фильм.
Музыка
Вторая половина XIX в. - время
расцвета русской музыкальной культуры.
В музыкальном искусстве пореформенной
России преобладали реалистические тенденции,
заметно возросло влияние национальных
народных мелодий.( Развитие музыкальной
критики (В.В.Стасов) способствовало популяризации
произведений русских композиторов, демократизации
музыкальной культуры.( Значительное развитие
получило музыкальное образование. В 1859
г. известный композитор, пианист и дирижер
А.Г.Рубинштейн создал в Петербурге "Русское
музыкальное общество", отделения которого
возникли во многих городах. В 1862 г. на
базе "Музыкального общества" была
основана первая в России консерватория.
По инициативе пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна
(брат А.Г.Рубинштейна) в 1866 г. была открыта
Московская консерватория. Композитор
М.А.Балакирев и дирижер Г.Я.Ломакин стали
основателями массового музыкального
образования в России: в организованную
ими в Петербурге в 1862 г. Бесплатную музыкальную
школу принимали всех желающих.
Основными центрами музыкальной
культуры стали консерватории в Москве,
Петербурге, Одессе, Киеве и других городах,
а также императорские Мариинский и Большой
театры, Московская частная опера С.И.
Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации
национальной музыки способствовала деятельность
Русского музыкального общества, основанного
в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна
«для развития музыкального образования,
вкуса к музыке и поощрения отечественных
талантов». Пропагандой произведений
русских и зарубежных композиторов занимались
преподаватели бесплатной музыкальной
школы, открытой в Петербурге в 60-х годах
М.А. Балакиревым и учителем пения ГЛ. Ломакиным.
Восставший народ стал главным
действующим лицом опер Мусоргского "Борис
Годунов" и "Хованщина"; в операх
"Шехерезада" Римского-Корсакова
и "Половецкие пляски" Бородина использованы
песни и мелодии разных народов Российской
империи.
Реалистические и демократические
тенденции в русской музыке развивал и
величайший композитор эпохи П.И.Чайковский,
создавший выдающиеся образцы оперной
("Евгений Онегин", "Пиковая дама",
"Иоланта"), балетной ("Лебединое
озеро", "Щелкунчик", "Спящая
красавица"), симфонической и камерной
музыки (более ста романсов). Творчество
Чайковского проникнуто глубоким лиризмом
и тонким психологизмом.
Живопись
Усиление демократических традиций,
тесная связь живописи с жизнью и бытом
народа обусловили ее расцвет во второй
половине XIX в.Развитие живописи пореформенной
России характеризуется борьбой двух
направлений - академизма и реализма.
Академия художеств по-прежнему
оставалась высшим правительственным
учреждением, регламентировавшим художественную
жизнь России, однако ее авторитет среди
творческой интеллигенции стремительно
падал. Считая современную действительность
недостойной "высокого" искусства,
К. Флавицкий, Г.И. Семирадский противопоставляли
ей идеализированные образы, отвлеченные
от жизни сюжеты из античной мифологии,
Библии, древней истории.
В то же время Академия сохранила
свое значение как главная в России школа
профессионального мастерства.
Реализм. Передвижники. Искусственно
насаждаемому академизму противостояли
демократические тенденции, выражавшиеся
в утверждении в живописи реализма и национального
начала. Подавление творческой свободы
художника и навязывание обязательных
сюжетов привели к так называемому "бунту
14-ти": в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии
(И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин,
К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись
участвовать в конкурсе на золотую медаль,
и создали в Петербурге Артель художников
по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского.
Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по
инициативе И.Н.Крамского в Петербурге
было создано Товарищество передвижных
художественных выставок. Товарищество
объединило крупнейших русских художников-реалистов
- сторонников демократического направления,
в том числе Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г.
Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др.
Их творчество стало особым направлением
в русской живописи. Передвижники стремились
приблизить искусство к народу. С этой
целью они организовывали выставки в провинциальных
городах (всего было организовано 48 выставок),
в своих работах изображали русскую действительность,
воссоздавали повседневную жизнь простого
народа. Товарищество стало поистине центром
отечественной художественной жизни,
в разное время в него входили все наиболее
талантливые художники: И.Е. Репин, В.И.
Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М.
и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов
др.
Творчество художников реалистов
отличалось необычайным жанровым разнообразием.
Многие художники работали в нескольких
жанрах, так И.Е. Репин создал шедевры в
жанрах портрета, бытовой и исторической
живописи, пейзажа.( По-прежнему одним
из самых популярных жанров был портрет.
Портреты писали практически все художники.
Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской,
И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге. ( Критическая
направленность обусловила особое место
бытовой живописи. Работы лучших мастеров
этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского,
Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки
Российской империи.( Мировую известность
получили пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина,
И.И.Левитана, Репина и многих других художников.(
Ярким представителем батальной живописи
был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин.(
Историческое прошлое нашей страны стало
объектом живописных работ Сурикова, Репина,
Ге, М.В. Нестерова.
Архитектура и скульптура
Сохранение традиции синтеза
архитектуры и скульптуры обусловило
общие тенденции в их развитии, проявившиеся
прежде всего в господстве эклектики.
Образцами эклектики являются храм-памятник
"Героям Плевны", созданный русским
архитектором, скульптором и живописцем
В.О.Шервудом; композиция "Тысячелетие
России" в Новгороде, возведенная по
проекту М.О.Микешина при участии А.М. Опекушина.
Опекушину принадлежит также памятник
А.С. Пушкину в Москве.
К концу века все явственнее
становится отторжение скульптуры от
архитектуры, что способствовало возрастанию
роли станковой скульптуры, которая в
значительной степени находилась под
влиянием современной ей живописи. Эта
тенденция ярко проявилась в творчестве
близкого к "передвижникам" М.М. Антокольского,
создавшего серию скульптур на национальные,
исторические и библейские темы ("Иван
Грозный", "Ермак", "Нестор-летописец",
"Ярослав Мудрый", "Христос перед
судом народа").
Бывшая некогда ведущим видом
искусства архитектура во второй половине
XIX в. отступила на второй план.
Существенным фактором, определяющим
развитие архитектуры в пореформенную
эпоху было становление индустриального
общества, развитие науки и техники, расширение
производства.( Внедрение в архитектуру
достижений промышленного прогресса способствовало
ее интенсивному развитию, совершенствованию
строительной техники, росту профессионального
уровня архитекторов.( Постройки стали
более функциональны, преобладало строительство
общественных и административных зданий,
появились их новые типы: железнодорожные
вокзалы, фабричные и заводские корпуса,
большие крытые торговые помещения, доходные
дома, банки и т.п.( Развитие частного предпринимательства
вызвало значительные изменения в облике
крупных городов, характерными чертами
которых стали хаотичность застройки,
несогласованность в масштабах сооружений,
контраст между пышным центром и убогими
окраинами.
Стилевые направления. Господствующим
направлением была эклектика. Наиболее
популярной разновидностью эклектики
в архитектуре стал псевдорусский стиль,
возникновение которого связано с увлечением
древнерусским зодчеством, народным декоративным
искусством, резьбой, вышивкой. К числу
наиболее известных построек этого стиля
относятся: имитирующий деревянную крестьянскую
избу с резным крыльцом "Теремок"
в подмосковном Абрамцеве (архитектор
И.П. Петров, более известный под псевдонимом
Ропет); здания Исторического музея (В.О.
Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы
(Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов
- ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.
Фольклор
XIX в. характеризуется расцветом
профессионального искусства. Однако
народное творчество не потеряло
своего значения. Отражая особенности
быта, мироощущения, систему духовных
ценностей народа фольклор чутко
реагирует на все происходящие
изменения и воспроизводит их,
являясь, таким образом, своеобразной
энциклопедией народной жизни.
В пореформенной России дальнейшее
развитие получили все направления и жанры
фольклора: сказки, пословицы и поговорки,
загадки, сказания, музыкальный и танцевальный
фольклор, лубок. Новые условия вызвали
появление рабочего фольклора. Деревенский
фольклор отразил восприятие крестьянами
реформы 1861 г. По-прежнему распространены
были "разбойничьи", бурлацкие и солдатские
песни, "песни о тюремной неволе".
Фольклор разных народов Российской
империи отразил особенности языка, быта
и нравов, сохранил исконные национальные
традиции.
Важной особенностью развития
народного творчества пореформенной эпохи
стал рост интереса к нему широких демократических
кругов и профессиональных деятелей искусства,
особенно ярко проявившийся в литературе,
творчестве "передвижников" и композиторов
"Могучей кучки". Народное творчество
и профессиональное искусство взаимовлияли
и взаимно обогащали друг друга.
Массовая культура
Во второй половине XIX в. с развитием
грамотности среди широких слоев населения
начала складываться массовая культура.
В произведениях В.В. Крестовникова ("Петербургские
трущобы"), А. Михайлова (Шеллера) развивался
жанр популярной "легкой", развлекательной
литературы. Народный книжный рынок был
заполнен дешевыми и, в значительной степени,
лубочными изданиями. Некоторые из них
издавались созданным по инициативе Л.Н.
Толстого обществом "Посредник",
которым руководил И.Д. Сытин, и содержали
адаптацию (в том числе в форме лубка) "высокую"
литературу. Но большая их часть представляла
собой произведения типа "Приключения
аглинского милорда Георга", упомянутое
Некрасовым, который надеялся, что крестьянин
вскоре "не милорда глупого - Белинского
и Гоголя с базара понесет".