Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:24, реферат
XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX. веке и продолжается по сей день.
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.
Введение 3
Русская культура в 18 веке 4
1.Общие черты эпохи первой четверти 18 века
2.Просвещение
3.Русское искусство первой половины 18 века
4.Русское искусство второй половины 18 века
5.Музыка 18 века
6.Русская наука Заключение
Литература
двор и дипломатический корпус.)
Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим первым
выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную
память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения
дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования,
просвещенности возвышались над низшими сословиями.
Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрывает,
например, «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как
полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере
Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной,
сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним.
Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив
голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха
дирижерской палочки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой
любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи.)
Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод
продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе, а возможность
выявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами
Смольного института. Художник передает полное душевное растворение
Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в
которых решен пейзажный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки
- все подчинено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность
натуры самой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более
тусклыми и одновременно заставил их искриться на первом плане - в одежде
героини. Гамма строится на богатом по своим декоративным качествам
отношении серо-зеленых и жемчужных тонов с розовыми в окраске лица, шеи,
рук и лент, украшающих костюм. Причем во втором случае художник
придерживается локального цвета, заставляя вспомнить манеру его учителя
Антропова.
Художественные достижения, придавшие своеобразие этой маленькой
портретной галерее, Левицкий закрепил в последующем творчестве, создав, в
частности, два превосходных портрета М. А. Львовой, урожденной Дьяковой,
дочери сенатского обер-прокурора (1778 и 1781).
Первый
из них показывает
смолянок. Она изображена в повороте, непринужденность которого выразительно
подчеркивается золотистым боковым светом, упавшим на фигуру. Лучистые глаза
юной героини мечтательно-радостно смотрят куда-то мимо зрителя, а влажные
губы тронуты поэтически неопределенной улыбкой. В ее облике - лукаво-
задорная смелость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и
просветленная грусть. Это характер еще до конца не сложившийся, полный
ожидания встречи со взрослой жизнью.
Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее
родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Тогда
они тайно обвенчались. Именно в тот период ее запечатлел мастер в первом
портрете. В течение трех лет она жила под родительским кровом, надеясь, что
отец и мать сменят гнев на милость. В конце концов, ее настойчивость
победила.
Второй портрет написан, когда молодой женщине исполнился двадцать
один год, но она выглядит старше своих лет. В ее взгляде ощущается
усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Чувствуется, что
ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. Однако спокойный,
величавый разворот плеч, горделиво откинутая голова показывают, что именно
борьба воспитала в ней чувство собственного достоинства, сформировала
личность.
Изменилась цветовая гамма. В первом произведении живопись приведена к
тональному единству и напоминает колористические поиски Рокотова. В
портрете же 1781 года цвет взят в интенсивности его звучания. Теплые
звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.
Портреты М. А. Львовой, Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа и
жены Митрофановых, Бакуниной и другие, относящиеся к восьмидесятым годам,
свидетельствуют о том, что Левицкий, соединив в себе суровую точность
Антропова и лиризм Рокотова, стал наиболее выдающимся представителем
русской портретной живописи XVIII столетия.
Плеяду крупнейших живописцев-портретистов XVIII века завершает
Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825).
Творчество В. Л. Боровиковского. Старший сын мелкопоместного
украинского дворянина, добывавший вместе с отцом средства к существованию
иконописью, он впервые обратил на себя внимание аллегорическими росписями в
Кременчуге, выполненными в 1787 году к приезду Екатерины II. Это дало
молодому мастеру возможность отправиться для совершенствования в живописи в
Петербург. Ему удалось, как предполагают, брать уроки у Д. Г. Левицкого и,
в конце концов, утвердить себя в столичных артистических кругах.
В наследии, оставленном художником, особенно выделяется портрет М. И.
Лопухиной (1797). Мастер запечатлел молодую женщину из известной в русской
истории фамилии. Она написана не в гостином зале, а на фоне пейзажа - под
кроной развесистых деревьев старинного парка, рядом с полем зреющей ржи.
Лопухина стоит, изящно облокотись на мраморный парапет. Здесь, в тиши,
ничто не может помешать проявлению ее чувств. Правда, из них живописец
выделяет только одно - томную негу; в полотне все подчинено выражению
этого чувства, и, прежде всего вариации светлых блеклых тонов колорита.
Легчайшие переходы голубого, сиреневого и оливково-зеленого пробегают по
полотну точно под дуновением ласкающего ветерка. Едва приподнятые тяжелые
веки затеняют ее глаза и сообщают их взгляду чувствительную мечтательность.
Спускаясь с плеч, тонкая шаль • подчеркивает грациозно-изнеженное
движение гибкого стана. Оно повторяется в опущенных руках и находит себе
отклики в круглящихся овалах всех линий, строящих композицию (даже в
очертании склоненной розы в стакане, стоящем на парапете).
Портреты Боровиковского, включая только что рассмотренный,
свидетельствуют о том, что живописец поднялся на следующую, новую (после
достижений Левицкого) ступень в углублении образа человека. Левицкий
открыл для русского портретного жанра мир многообразия человеческих
характеров. Боровиковский же попытался проникнуть в душевное состояние
задумался над тем, как формировался характер модели.
Заключение:
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее -- западноевропейской культуры. Русское искусство -- литература, архитектура, театр и изобразительное искусство -- развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.
Во-первых, -- это возникновение светского стиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой социальной группы -- российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки -- в рассматриваемом столетии.
В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.
Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она -- основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.
Литература:
1.Орлов А., Георгиев Н., Сивохина
Т. Хрестоматия по истории России:- Москва,
Проспект, 2008 г.- 430 с.
2. Античность и культура Серебряного
века:- Москва, Наука, 2010 г.- 560 с.
3. Табачник Д., В. Духопельников,
О. Таглина, Ю. Белочкина Все о России: -
Москва, Фолио, 2009г.- 560 с.
4. Анисимов Е. История России
от Рюрика до Путина, Люди. События. Даты:-
Москва, Высшая школа, 2007 г.- 300 с
5. Рак В. Д. Статьи о литературе ХVIII века:- Москва, Пушкинский Дом, 2008 г.- 640 с.
6. Пикулев И.И. Русское
изобразительное искусство. М., 1977.
7. Клейн И. Русская литература
в XVIII веке:- Москва, Индрик, 2010 г.- 440 с
8. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.
9. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971.МироновА.Г.
Эпоха Петра I сыграла
огромную роль в истории русской культуры.
В начале XVIII в. происходит переход от средневековья
к культуре нового времени, все сферы жизни
общества подвергаются европеизации,
происходит секуляризация культуры. Петровская
эпоха всегда вызывала споры своей сложностью
и неоднозначностью. Однако реформы Петра
не означали радикального разрыва с прошлым,
с национальными традициями, и полного
усвоения западных образцов. Тем не менее,
открытость русской культуры Западу ускорили
ее собственное развитие. Для культуры
этого периода характерна быстрая смена
стилей (барокко, классицизма). Появляется
авторство. Искусство становилось светским,
более разнообразным в жанровом отношении,
пользовалось поддержкой государства.
Но наряду с появлением этих тенденций,
художественная культура первых десятилетий
XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего
столетия и носила переходный характер.
XVIII столетие стало периодом необыкновенно
интенсивного культурного развития страны,
поскольку в это время. Россия открывала
для себя достижения западноевропейской
культуры, накопленные на протяжении столетий
(начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в.
отечественная школа в литературе, театральном
и изобразительном искусстве развивалась,
подчиняясь общим закономерностям европейской
культуры, подготавливая взлет национальной
культуры в XIX в.
Итоги в области культуры неоднозначны.
Нельзя не видеть их прогрессивное значение,
но искусственное прививание к русской
среде иноземной культуры зачастую приводило
к уродливым проявлениям. Этот процесс
часто называют вестернизацией или европеизацией
русской культуры.
1Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина,
Ю. Белочкина Все о России: — Москва, Фолио,
2009 г.- 56 с
2 Георгиева Т. С. Культура повседневности.
Русская культура и православие:— Москва,
Аспект Пресс, 2008 г.- 40 с