Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:27, контрольная работа
Изучение истории русского права немыслимо без соприкосновения с одним из его первых памятников – Русской Правдой, она принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. Более детальное изучение и ознакомление с памятником должно дать современным юристам четкое понимание всей сложности разрешения гражданско-правовых и уголовно-правовых процессов в Киевской Руси, в сравнение с современным судопроизводством. Таким образом, изучение Русской Правды вводит нас в область правовых понятий этих столетий.
Введение 3
1. Общая характеристика «Русской Правды» 4
2. Происхождение и источники 9
3. Гражданское право. Право собственности 10
4. Наследственное право 13
5. Уголовное право и судопроизводство 17
6. Обязательственное право 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.
В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.
3.Гражданское право. Право собственности
В феодальном обществе
право собственности в среде феодалов
определяется их взаимной связью и связью
с государством. то есть системой вассальной
зависимости, а в крестьянской среде системой
запретов на распоряжение. От различий
этих отношений зависит и различия в статусе
собственности. В дореволюционных исследованиях
шло в основном обсуждение вопросов о
существовании родовой и частной собственности,
мнение о коллективных формах земельной
собственности преобладало.
Юридические различия и специальная терминология
для обозначения движимой и недвижимой
собственности возникают значительно
позднее, скачала в Европе. В силу влияния
развитого римского праве а потом в России.
Юридическая формулировка права собственности
складывалась в России под воздействием
буржуазных отношений и соответствовала,
аналогичному понятию в других буржуазных
странах. Ее суть, заключающаяся в том
чтобы подчеркнуть экстраординарное положение
субъекта собственности. определена еще
в римском праве: "Собственнику принадлежит
исключительное, и независимое господство
над вещью".
В Х-Х1 вв. общинные пережитки на Руси еще
довольно значительны. Однако определять
степень наличия коллективных и индивидуальных
форм собственности весьма трудно из-за
недостатка источников. В Русской Правде
в подавляющем большинстве случаев речь
идет об индивидуальной собственности
. (конь, оружие, одежда и т. д.). Скорее всего,
в развитых районах, где действовало княжеское
законодательство, индивидуальная (частная)
собственность играла решающую роль.
Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое - другое.
Другие источники свидетельствуют о наличии в рассматриваема период индивидуального крестьянского хозяйства. Однако они указывают на существование сел, погостов, вервей, весей сельских населенных пунктов с коллективными формами владения землей. Вероятно, это соседские общины с индивидуальной формой собственности на дворовый участок и, периодическими переделами пахотной земли.. Платежи налогов князю не препятствовали населению распоряжаться землей по коллективному усмотрению, ибо единицей обложения данью была не земля, а двор, хозяйства.
Формы собственности
были различными. Помимо семейно-индивидуальных
и общинных хозяйств имелись следующие
княжеский домен представлял собой конгломерат
земель, принадлежавших лично князьям.
Они взимали там оброки, налагали иные
повинности, распоряжались землями по
собственному усмотрению.
Собственность феодалов возникала как
частная и основанная на княжеских пожалованиях.
В Х1в. летописи - упоминают о селах княжеских
дружинников, в XII в. таких свидетельств
уже гораздо больше. Вотчины бояр были
частной собственностью. Князья раздавали
земли под условием службы (владения бенефициальго
типа, временного или пожизненного). О.
Раков, считает, что были наследственные
бенефиции. Условные держания могли быть
и в самой боярской иерархии. Княжеская
раздача земель сопровождалась получением
иммунитетов (независимых действий в этих
владениях) - судебных, финансовых, управленческих.
В Русской Правде нет сведений о землевладении
феодалов, но в Пространной Правде упоминаются
лица, жившие на этих землях: тиун боярский
(ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский
рядович (ст. 14). Внутрифеодальные договоры
о земле и кодексы, регулирующие землевладельческие
отношения, до нас не дошли, можно лишь
догадываться об их существовании.
Земельная собственность церкви возникла
на основе государственных пожалований
в виде десятины. В дальнейшем она росла
за счет вкладов, покупок и т.д.
Субъектами права собственности
могли быть только люди не рабского состояния.
Деление вещей на движимость и недвижимость
не нашло юридического оформления, но
статус движимости разработан в Русской
Правде довольно обстоятельно. Собственностью
ее содержание, и различные виды владения
не им1ели специальных обобщающих терминов,
однако на практике законодатель различал
право собственности и владение.
Собственник имел право на, возврат своего
имущества (коня, оружия, одежды, холопа),
из чужого незаконного! владения на основе
строго установленной процедуры за причиненную
"обиду" назначался штраф в 3 гривны.
Возвращение вещей требовало свидетельских
показаний и разбирательства при необходимости
перед "сводом из 12 человек" (ст. ст.
13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной
Правды). Общий принцип защиты движимой
собственности заключался в том, чтобы
вернуть ее законному хозяину и заплатить,
ему штраф в качестве компенсации за убытки.
Движимая собственное (включая холопов)
считается в Русской Правде объемом полного
господства собственника: при спорах о
ее возвращении государство не накладывает
штрафов, стороны сами договариваются
между собой. Доверившие имущество рабам
и холопам (для торговых операций и т.д.)
несли в случае причащения убытков и, истребления
вещи ответственность перед третьими
лицами в полном объеме (ст. ст. 116, 117). Иными
словами, законодатель понимал, что право,
собственности определяется волей самого
собственникам Защита движимой собственности,
если это не было связанно с уголовным
Преступлением, не носило сословного,
характера каждый вправе равнозначно
определять ее судьбу.
4.Наследственное право
Семейно-Наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались одинаковыми, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права.
Ко времени Русской Правды мы не встречаемся со свидетельствами о приниженном положении женщины. По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии «вервь», то есть коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежом «дикой виры». Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли «вкладываться» в общую виру, не будучи родственниками. М.Косвен предложил гипотезу, согласно которой «вервь» Древней Руси - переходная форма от патриархальной семьи к индивидуальной, с сохранением коллективных порядков (патронимия). Но отличительных черт патронимии не выделено, в ней сохранялись коллективное хозяйство, родственные связи и обычаи. Единственный отличительный признак - меньшая численность - который вообще трудно определим. Поэтому патронимия, больше похожа на чисто логическую конструкцию.
В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце Xв. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Летопись гласит: «лот греховного корня злой бывает плод». Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии. Летопись оправдывает это: «не внимай злой жене: ибо мед каплет с уст ее. Жены прелюбодейки. Но мгновение это. Не путем жизни идет она, сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад».
Христианская семья должна
была подчиняться суровым
Наследование на основе обычного права в видоизмененной форме входит в общегосударственный закон. Видимо, параллельно развивались завещательные отказы, ограниченные долями в пользу ближайших родственников. Можно выделить две формы наследованиям по закону и по завещанию. Отстранение, женщин от наследования не может рассматриваться как средство не сознательного принижения. Выходя замуж за члена другого рода, они не могли забирать имущество, нажитое членами своего рода. Воевали за новые территории мужчины и обрабатывали землю мужчины, поэтому институт наследования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европейских народов.
Право родни на долю из штрафов в случае убийства закреплено в ст. 4 договора с Византией 911 г. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном договор рисует картину развитого наследственного права, где действует первенство завещания над законом. Статья 13 гласит: «Если - кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание». Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянских общинах обычное наследование продолжало действовать.
Споры о наследстве возникали довольно часть, и Уставы церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание коллизий языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи. Институт наследования в Русской Правде - один из наиболее разработанных.
В XI в. брак стал церковной прерогативой, в участии в судебном процессе о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас недопило. С.В. Юшков считал, что он составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин.
В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, жена, дети) личным хозяйством. В статьях о «верви» подразумеваются, возможно, коллективы родственников. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.
Общий принцип известен еще по Договорам с Византией: приоритет наследования по завещанию с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: «Кто, умирая, разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда - умрет, всем детям идет имущество». Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях «двор» переладит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то это означает, что Мать, опекун (отчим) отвечают - за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут «лихи» (ст. 106).
Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к Наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа «доброго» отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию.
5.Уголовное право и судопроизводство
Русская Правда
под преступление понимала
В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи государственным законодательством, порывал с морально нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах.
Объектами преступления являлись личность и имущество.
Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.
Субъектами преступления
были все лица, кроме холопов.
За холопов, составлявших
Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.
Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.) Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.
Закон знал понятие
рецидива – повторности
Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.
Смертная казнь
в Русской Правде не
Информация о работе Русская правда как источник древнерусского законодательства