Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России, как и во всем мире, идет переоценка ценностей, смена ценностных ориентиров. Общество отвергло идеологическую систему, жестко построенную на догмах тоталитаризма. Ориентация на западный образ жизни в основной массе населения не получила одобрения. Все отчетливее формируется убеждение в необходимости для России собственного пути развития, основанного на ее историческом наследии, традициях, особенностях русского национального характера, национальной идее. При этом наряду с православными традициями следует учитывать достижения и западной цивилизации, лучшие из которых всегда принимались в России.
В числе наиболее знач

Содержание

стр.
Введение.

3 – 6
Глава 1. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.


1.1. Перемены во взаимоотношениях советского правительства с Русской Православной Церковью в годы Великой Отечественной войны.

7 - 9
1.2 Деятельность Русской Православной Церкви в условиях оккупационного режима.

9 - 12
1.3. Открытие церквей и молитвенных домов.

12 - 13


Глава 2. Новгородская епархия в годы Великой Отечественной войны.

13 - 20
Заключение.

21
Примечания

22
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Церковь Новгород ВОВ .doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

      Санкт – Петербургский государственный  университет культуры и искусств

      Факультет культурологии  и  искусств

      Кафедра народно – песенного искусства 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Санкт – Петербург,. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  
 

  стр.
Введение. 3 – 6
Глава 1. Русская православная церковь  в годы Великой Отечественной  войны.  
    1.1. Перемены  во  взаимоотношениях советского  правительства с Русской Православной  Церковью в годы Великой Отечественной  войны.
7 - 9
    1.2 Деятельность  Русской Православной Церкви  в условиях оккупационного режима.
9 - 12
    1.3. Открытие  церквей и молитвенных домов.
12 - 13
   
Глава 2. Новгородская епархия в годы Великой  Отечественной войны. 13 - 20
Заключение. 21
Примечания 22
Список литературы. 23

 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ. 

     В настоящее время в России, как  и во всем мире, идет переоценка ценностей, смена ценностных ориентиров. Общество отвергло идеологическую систему, жестко построенную на догмах тоталитаризма. Ориентация на западный образ жизни в основной массе населения не получила одобрения. Все отчетливее формируется убеждение в необходимости для России собственного пути развития, основанного на ее историческом наследии, традициях, особенностях русского национального характера, национальной идее. При этом наряду с православными традициями следует учитывать достижения и западной цивилизации, лучшие из которых всегда принимались в России.

     В числе наиболее значимых исторических ценностей русского народа с первых веков нашей эры (988г.) было и остается православие. Православная Церковь с ее тысячелетней историей стояла у истоков средневековой русской государственности, влияла на формирование национального самосознания и патриотизма. Попытка большевиков низвергнуть в России православие, уничтожить Церковь не дала желаемого результата. Тем не менее, за семьдесят четыре года (1917-1991гг.) Советской власти Русская Православная Церковь понесла большие потери: человеческие, моральные, экономические. Это отразилось и на судьбе церквей всех страны и церквей Новгородской земли.

     Вплоть  до сентября 1943 года отношения Государства  и Церкви имели глубоко трагическую  историю. Мероприятия, осуществлявшиеся Советской властью против Церкви, основывались на двух предпосылках: мировоззренческой  несовместимости учения марксизма-ленинизма с религиозной верой и отношении к Православной Церкви как к союзнице царизма, а после свержения его — стороннице эксплуататорского строя, поэтому большевики и левые эсеры, временно входившие в правительство, стали усиленно вытеснять религиозные организации из политической, экономической и культурной жизни страны.

     23 января 1918 года в газетах был  опубликован Декрет, первоначально  называвшийся «О свободе совести,  церковных религиозных обществах». Именно он заложил основы будущего почти бесправного положения Церкви: религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, они лишались прав юридического лица, все церковное имущество национализировалось.(1)

     Период  гражданской войны характеризуется  попытками «кавалерийским натиском» разгромить церковную организацию. По стране прокатились аресты и расстрелы священников, закрытие большинства монастырей, кощунственные вскрытия мощей канонизированных святых, проведение «показательных» сфабрикованных судебных процессов над высшим духовенством и т.п. Однако. Русская Церковь вышла из гражданской войны, в основе своей, несокрушенной.

     Новый этап наступления на религию начался  в 1922 году. Кампания по изъятию церковных  ценностей под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья свидетельствовала о стремлении руководства РКП(б) кардинально решить проблему полного подчинения религиозных организаций, лишенных своего экономического базиса. С помощью ГПУ был спровоцирован раскол в Православной Церкви. Власть в Русской Православной Церкви на год с небольшим захватили обновленцы, непосредственно связанные с чекистами. После освобождения из - под ареста в июле 1923 года патриарха Тихона влияние  обновленческого Синода пошло на спад, и ситуация на несколько лет стабилизировалась.

     Важнейшие события в истории Русской Православной Церкви произошли в 1927 году, когда, заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и организованный им Временный Патриарший Священный Синод пошли на значительные уступки властям, которые официально признавали только обновленческий Священный Синод. Именно с этого времени окончательно утвердился полный контроль государственных органов над церковной жизнью.

     8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР  принял Закон «О религиозных  объединениях», который с некоторыми изменениями действовал до конца 80-х годов: регулировал вопросы организации, возможности границы деятельности религиозных объединений. Вся церковная жизнь ограничивалась оградой храмов. Массовая волна политических репрессий, захлестнувшая страну во второй половине 30-х годов, обрушилась и на Церковь, и на ее служителей.

     Обзор литературы по изучаемому вопросу показал, что объективное исследование взаимоотношений  Советского государства и Церкви началось в России в 90-е годы. До этого  же времени практически, вплоть до 1988 года — года празднования 1000-летия крещения Руси, в стране выходили книги антицерковного характера. Их можно распределить по трем направлениям: историко-философское, социальное и атеистическое. Первое изучало историю религии и эволюцию современного православия, второе — критиковало Церковь как институт, третье вело наступательную пропаганду.

     Начало  исследовательскому потоку по церковному вопросу уходит в 20-е годы. Деятели  социалистической строительства почитали своим долгом высказать собственное отношение к религии, к положению Церкви в государстве. Проявила интерес к борьбе с утонченными модификациями религии Н.К. Крупская: в 1922 году она составила список книг о религии для политпросветработников.(2) В нем она отметила научно-методическое пособие для преподавателей партийных и советских школ И.И. Скворцова-Степанова «Очерк развития религиозных верований». Продолжая эту тему, автор дал развернутую по тем временам научную оценку обновленческого раскола в Русском православии. Его брошюра «О живой церкви» была рекомендована Агитпропом ЦК РКП в качестве руководства для партийных организаций.

     Религиозные реформы в Советской России (обновленчество, рост сектантства за счет православия), особенности эволюции религии после  победы социалистической революции изучал А.В. Луначарский.

     Проблему  разработки эффективных форм атеистического противодействия обновляемой религии  неоднократно ставил в своих выступлениях Е.М. Ярославский. Руководитель Союза  воинствующих безбожников СССР раскрыл  половинчатость, нерешительность эволюции православия, которая при умелом использовании может дать «новый толчок для того, чтобы безбожие охватило еще более широкие массы, чем это было до сих пор».(3)

     Положения, связанные с эволюцией русского православия в условиях советского общества, выдвинули В.Д. Бонч-Бруевич, А.Т. Лукачевский, B.C. Рожицын и др.

     В 40-50-е годы исследования по вопросам критики православия, а также  атеистической работы практически  отсутствовали, что можно объяснить  борьбой с фашизмом, послевоенным восстановлением страны. Как известно, в эти годы произошла некоторая переориентация в отношениях государства к Церкви.

     Наступившие 60-е годы стали временем воинствующего  атеизма как государственной  политики. Большой отряд советских  ученых занялся изучением приспособления и модернизации современного православия, чтобы объяснить его стойкое существование в обществе. Статьи Ф.М. Придувалова и А.Б. Черткова, которые положили начало исследованиям приспособления православия, содержали конкретные факты. Широкую картину церковно-религиозной жизни дал В.Е. Чертихин в своих работах «Идеология современного православия» (М.,1965) и «Православие» (Л., 1967). Он попытался раскрыть несостоятельность богословских утверждений о том, что православие служило и служит духовному становлению и развитию русского народа. Автор оценил церковный курс как приспособление к духу времени. Пользовалась вниманием атеистической общественности монография М.П. Новикова «Православие и современность» (М.,1965). Ее задачей было раскрытие особенности современной православной идеологии, выяснение, чем она привлекает верующих в наши дни и в чем ее вред. М.П. Новиков попытался показать, что «церковь должна была проявить особую гибкость, чтобы в новой обстановке попытаться убедить верующих в соответствии христианства интересам человека социалистического общества».(4) 

     Активизация научной работы в 60-е годы дала возможность  подвергнуть русское православие резкой односторонней критике (А.В. Белов, A.M. Певзнер «О праздниках престольных», Е.Ф. Грекулов «Враг просвещения», Л.И. Емелях «Крестьяне и Церковь накануне Октября», Р.Ю. Плаксиш «Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг.»,  Н.С. Гордиенко, В.И. Носович и Л.Р. Харахоркин «Современное православие и его идеология»).

     Непосредственной  темы взаимоотношений государства с Русской православной церковью, церковной политики правительства исследователи не касались. Eё попытались осветить советские чиновники, занимавшиеся этими взаимоотношениями: зам. председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. Т. Фуров выступил со статьей «Советское социалистическое государство и церковь». В ней были изложены ленинские принципы взаимоотношений с церковью и их осуществление в СССР. Позднее вышла книга председателя Совета по делам религий В. А Куроедова — «Религия и церковь в советском обществе». Книга эта преследовала сугубо пропагандистские цели и была выдержана в духе советских агиток, превозносящих политику советского государства в отношениях с Церковью и соблюдение Закона о свободе совести.

     С приближением 1988 года — года празднования 1000-летия крещения Руси, поток исторических исследований на церковную тему увеличился. Следует отметить, что тематика стала более расширенной, а оценка авторами излагаемых фактов и событий уже не ограничивалась давними марксистскими критериями. Тем не менее, общий тон по-прежнему оставался наступательно-непримиримым (М.Н. Бессонов «Буржуазно-клерикальные измышления по поводу 1000-летия «крещения Руси» и вопросы контрпропаганды», А.А. Шамаро «Православие и русская культура: церковные притязания и историческая реальность», Л.Е. Шапошников «Идеология славянофильства и современное православие»). 

     Попыткой  без предвзятости посмотреть на историю  взаимоотношений Советского государства  и Церкви можно назвать книгу  В.А. Алексеева «Иллюзии и догмы» (М.,1991). «Перестройка и новое мышление помогли обществоведам, социологам, историкам, политологам и другим лучше понять драматизм и диалектику общественной практики, открыв недоступные ранее архивы, отвергнув догмы об исторических процессах как о неких, едва ли не автоматически сменяющих друг друга...» писал автор во вступлении. Он полемически повествует об исторических уроках левачества на «антирелигиозном фронте», используя ранее неизвестные архивные материалы. Много внимания уделено репрессиям против духовенства и верующих в 20-е и 30 е годы, политике И.В. Сталина по отношению к Церкви в 40-е — 50-е годы и об очередной волне «богоборчества» в 60-е годы.

     В 1995-1996 годы Российская Академия предприняла  издание документальных материалов по теме государственно-церковных отношений: «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России». // Справочник. 1996. // «Государственно-церковные отношения в России. Опыт прошлого и современного состояния». (1996.) «Государственно-церковные отношения в России». (В 2-х частях. 1995). Стали выходить информационные бюллетени «Религия, Церковь в России и за рубежом». Архивно-информационный бюллетень, приложение к журналу «Исторический архив», №№ 11 и 12 за 1996 год опубликовал опись документов архива Совета по  делам религиозных культов за 1944-1965 и 1955-1957 годы.

     Что касается зарубежных изданий, то они  намного превосходят отечественные. Определенную ценность представляют работы русских эмигрантских историков  О.М. Польского, А.Н. Боголепова, Н.К. Зернова, И.М. Андреева-Андреевского, Д.В. Поспеловского. 

     Новгородская  Церковь тысячу лет является составной  частью Русской Православной Церкви и все, что писалось о ней, в такой же степени относится и к Новгородской. Ее историческое прошлое имеет огромнейшую литературу, но весь этот список заканчивается началом XX века. 

Информация о работе Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны