Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:46, контрольная работа
Новый период жизни для Русской Церкви, период ее самостоятельности, начался среди самых неблагоприятных обстоятельств. Едва только учреждено было патриаршество в России и еще не успело достаточно проявить себя, как для отечества нашего настало время самозванцев и других искателей царского престола, время страшного разорения и опустошения Русской земли, а вместе и Русской Церкви. Чрезвычайно страдали тогда все жители России, страдали с ними и духовные пастыри. Гибли села, города, целые области, разрушались и разграблялись и храмы Божии, монастыри, церковные имения.
Введение………………………………………..…………………………………3
1. Авраамий Палицын……………...…………………………………………...…4
2. Патриарх Гермоген……………………………………………………..……....8
Заключение…….………………………………………………………………….10
Примечания……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………………12
Патриарх вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Гермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II- самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. Понимая роль Гермогена, иноземное командование использовало любой повод, чтобы скомпрометировать его и изгнать из Кремля. Но гонения интервентов упрочили репутацию Гермогена как борца за национальную независимость. Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, укрывшись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Гермоген умер, не поступившись своими убеждениями. Сочувствие народа было всецело на его стороне.6 Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.
В начале XVII в. церковь
выступала как весьма мощная корпорация.
Она была довольно тесно связана
с гражданским населением, что
способствовало формированию разноречивых
интересов в среде
В ходе событий смутного времени и борьбы за национально-государственное освобождение русская православная церковь выступила как сила государственной и социальной стабилизации. Она отстаивала как народно-православные позиции, так и свои корпоративные. Пятнадцать лет опустошали Россию гражданская война и внешние вторжения. Бесчисленными руинами покрылась страна на всем пространстве от южных степей до Ледовитого океана. Каким бы тяжелым ни был мир, народ принял его со вздохом облегчения. Прекращение войны позволило стране вернуться к мирному труду.
21 февраля 1613 года в Москве на Красной площади собралось много народа. Четыре человека поднялись на Лобное место. От имени Земского собора они объявили, что Смутное время окончилось: царем избран Михаил Романов. Одним из этих четверых на Лобном месте был Авраамии Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря.7 Его деятельность внесла неоценимый вклад в объединение всех сил народа, что позволило преодолеть Смуту. Успех стратегии «и западничество, и независимость» привел к решению проблем Московского государства.
Также велико общенациональное значение святителя Гермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит для русского человека ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу.
1 «Наука и жизнь» № 8, 2003, с.31
2 «Наука и жизнь» № 8, 2003, с.34
3 «Наука и жизнь» № 8, 2003, с.36
4 Богданов А. П. Тайны Московской Патриархии: Исторические расследования. - М.: АРМАДА, 1998. с.98
5 Скрынников Р.Г. Святители и власти.- Л.: Лениздат, 1990. с.292
6 Скрынников Р.Г. Святители и власти.- Л.: Лениздат, 1990. с.332
7 «Наука и жизнь» № 8, 2003, с.30
Список используемой литературы
1. Богданов А. П. Тайны Московской Патриархии: Исторические расследования. – М.: АРМАДА, 1998. - 377с.
2. «Наука и жизнь» № 8, 2003. Попов Г.Х. Уроки смутного времени: Авраамий Палицын
3. Скрынников Р.Г. Святители и власти.- Л.: Лениздат, 1990. - 349с.