Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:10, реферат
Древняя Русь, монгольское нашествие, иго - когда-то благополучная, едва ли не
закрытая для споров тема, уже несколько лет «подпитывает» журнально-газетную
полемику, выходят в свет новые исторические исследования по данной теме.
Особенный интерес для историков и для нас в частности, представляют вопросы:
какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались
отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую
роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства.
Введение---------------------------------------------------------------------
---стр. 3-6.
Первая глава. Русь и Орда: организация властвования------------стр. 7-13.
Вторая глава. Влияние татаро-монгольского ига на дальнейшую судьбу
русского государства---------------------------------------------------------
стр. 14-22.
Заключение-------------------------------------------------------------------
--стр. 23.
Список использованной литературы-------------------------------------стр. 25.
монголо-татарского завоевания, фактически уничтожившего южнорусские
княжества, название «Русь» переносится на земли, лежавшие в междуречье Оки и
Волги, и закрепится за ними.
В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных
княжеств, иногда связанных
военно-политическими
зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18
крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами,
то около 30.[5] При отсутствии
политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим
князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей
великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не
составило большого
труда подчинить русские
административной системой.
Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав
Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как
политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в
зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные
княжества стали в вассальные отношения к хану.
Чтобы как можно более четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли
элементы монгольской администрации на завоеванной территории. Цель ее была
двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания
государства и императорской семьи.
Методы применения этой политики варьировались в разных частях Руси. На Юго-
западной Руси (на
современном этапе это –
Перяславской и
Киевской землях и в Подолии –
монголы полностью
княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой,
Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной Руси,
монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией.
Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских
чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях,
где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за
собой право ставить определенные местности и группы населения под свой прямой
контроль. Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам
семье Чингизидов.
Как известно, каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от
хана. После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в
любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины
сомневаться в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно
сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его
близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда
русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы
нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более
укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды.
Хотя русские князья и оставались при власти, их административные полномочия,
как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих
собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими
землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его
перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в
Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к
всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы
для налогообложения.
В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись
(«число» - по-русски) имела две основные цели: установить количество возможных
рекрутов и определить
общее число
«число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы,
и перепись населения с целью взимания налогов. Именно в свете этого двойного
значения нам следует подходить к проблеме числовых разделений, установленных
монголами на Руси. Они были идентичны основным подразделениям в армии и
администрации по всей Монгольской империи. Население Руси, за исключениями
новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся
налогом), было разделено на мириады, тысячи, сотни и десятки. Это разделение
использовалось и
для целей местной
только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район. Другими
словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район,
территориальную единицу,
с которой взималось
налогов. Население районов, известного по терминологии монголов, как
десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола),
а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000.
[6]
В каждой тьме вербовкой воинов и сбором налогов занималась тщательно
разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не
подчинялись русским князьям, и несли ответственность только перед ханским
правительством. Когда по Руси установились численные районы, командиры
регулярной монгольской армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У
любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор
(«даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак») соответствующего ранга.
Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район.
В рескрипте Тайдулы
митрополиту Феогносту
волостные, городские и деревенские. Их имена следуют после упоминания о
«князьях улусов». Русский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне
ясен, и, возможно, что под князьями подразумеваются даруги более высокого
ранга. О существовании даруг высшего ранга мы также узнаем из русских
летописей. Т.о., можно заключить, что во главе каждого численного района любого
уровня находился даруга.[7]
Налоговый инспектор, ответственный за Великое княжество Владимирское,
назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении
небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был
создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины
в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть
рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и
Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому
подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось
процветающим поселением.
Следы таких поселений
топонимике. Целый ряд городов и деревень, носящие название Баскаки или
Баскаково, расположены в различных районах Руси на территории прежних тем
(форма множественного числа слова «тьма»).
Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими
затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать
их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.
Так, Плано Карпини писал, что «люди собираются на войну со всякой земли державы
татар», «и вот что татары требуют от них (покоренных народов), чтобы они шли с
ними в войске против всякого человека когда им угодно».
[8] В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов
использовали с особенной жестокостью. В донесении венгерского францисканца
Иоганки епископу Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы воинов и поселян они,
вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя. если даже они хорошо
сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет
никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами».
[9] Сходную картину рисует и Плано Карпини: «. и эти пленники будут первыми
в строю. Если они плохо сражаются, то будут ими убиты, а если хорошо, то татары
удерживают их посулами и льстивыми речами. а после того, как могут быть
уверенными на их счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших рабов. И,
таким образом, вместе с людьми побежденной области они разоряют другую землю».
[10] Вероятно, в 15 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось
наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев
считал, что в 13 веке это были люди, «не ужившиеся с князьями дома Рюриковичей,
предпочитавшие военную карьеру в войсках, руководимых баскаками. Там им была
открыта дорога к богатству и чинам».[11]
Следует вспомнить, что во время правления Берке, налоги на Руси взимались
мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и
позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников
существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три
категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в
сельской местности – даньщики и сборщиков налогов и таможенных пошлин в
городе – таможенники.
Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения
сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью.
В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть
«со всего». В их первом приказании (1237г.) люди и лошади были упомянуты
особо. Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали
десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска)
как карательная мера. Предположительно, что он также собирался в натуральном
виде. Хотя после этого случая взимание этого налога больше не повторилось, и
основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины
было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом.
В Новгороде в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался
«черным cбором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных