Русь и Золотая Орда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:10, реферат

Краткое описание

Древняя Русь, монгольское нашествие, иго - когда-то благополучная, едва ли не

закрытая для споров тема, уже несколько лет «подпитывает» журнально-газетную

полемику, выходят в свет новые исторические исследования по данной теме.

Особенный интерес для историков и для нас в частности, представляют вопросы:

какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались

отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую

роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------

---стр. 3-6.

Первая глава. Русь и Орда: организация властвования------------стр. 7-13.

Вторая глава. Влияние татаро-монгольского ига на дальнейшую судьбу

русского государства---------------------------------------------------------

стр. 14-22.

Заключение-------------------------------------------------------------------

--стр. 23.

Список использованной литературы-------------------------------------стр. 25.

Вложенные файлы: 1 файл

ИCТ.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

монголо-татарского завоевания, фактически уничтожившего  южнорусские

княжества, название «Русь» переносится на земли, лежавшие в междуречье Оки и

Волги, и закрепится за ними.

В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных

княжеств, иногда связанных  военно-политическими договорами, иногда вассальной

зависимостью. В общей  сложности территории Древней Руси насчитывалось 18

крупных государственных  образований, а если считать с  вассальными княжествами,

то около 30.[5]  При отсутствии

политического единства, при неполном подчинении младших  князей-вассалов старшим

князьям, не было и  единства военного. Поэтому монгольским  ханам со своей

великой армией, считавшейся  наилучшей военной организацией мира в то время, не

составило большого труда подчинить русские княжества  и опутать их сложной

административной  системой.

Завоеванные татарским  войском русские земли не вошли  непосредственно в состав

Золотой Орды. Золотоордынские  ханы рассматривали русские земли  как

политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в

зависимости от ханов  и обязанные платить дань –  «выход». Русские феодальные

княжества стали  в вассальные отношения к хану.

Чтобы как можно  более четко поддерживать систему  властвования, ханы вживляли

элементы монгольской  администрации на завоеванной территории. Цель ее была

двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания

государства и императорской  семьи.

Методы применения этой политики варьировались в разных частях Руси. На Юго-

западной Руси (на современном этапе это – территория Украины) – в

Перяславской и  Киевской землях и в Подолии –  монголы полностью ликвидировали

княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой,

Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как  и в Восточной Руси,

монголы установили собственное управление наряду с  княжеской администрацией.

Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия  монгольских

чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях,

где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за

собой право ставить  определенные местности и группы населения под свой прямой

контроль. Некоторые  русские земли даровались также  в удельное владение членам

семье Чингизидов.

Как известно, каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от

хана. После этого  посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в

любое время забрать  назад княжеский ярлык, если у  него были причины

сомневаться в преданности  князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно

сопровождалось вручением  русскими претендентами дорогих  подарков хану и его

близким родственникам, а с течением времени – и  ближайшему окружению. Иногда

русским князьям  приходилось делать долги у ордынских  купцов. Эти займы

нередко намного  превышали финансовые возможности  князя. Тем самым еще более

укреплялась зависимость  русских князей от Золотой Орды.

Хотя русские князья  и оставались при власти, их административные полномочия,

как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали  своих

собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими

землях монголы  спешили определить платежеспособность населения, проводя его

перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в

Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к

всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей  в качестве основы

для налогообложения.

В соответствии с  основными принципами монгольской  политики монгольская перепись

(«число» - по-русски) имела две основные цели: установить  количество возможных

рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин

«число» имел два  значения: количество воинов, которые  должны быть навербованы,

и перепись населения  с целью взимания налогов. Именно в свете этого двойного

значения нам следует  подходить к проблеме числовых разделений, установленных

монголами на Руси. Они  были идентичны основным подразделениям в  армии и

администрации по всей Монгольской империи. Население  Руси, за исключениями

новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся

налогом), было разделено  на мириады, тысячи, сотни и десятки. Это разделение

использовалось и  для целей местной администрации; так «тысяча» обозначало не

только группу людей, живших в определенном районе, но и  сам район. Другими

словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район,

территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и

налогов.    Население  районов, известного по терминологии монголов, как

десяток, могло равняться  приблизительно 200 человек (мужского и  женского пола),

а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000.

[6]

В каждой тьме вербовкой  воинов и сбором налогов занималась тщательно

разработанная сеть административных чиновников, которые  никоим образом не

подчинялись русским  князьям, и несли ответственность  только перед ханским

правительством. Когда  по Руси установились численные районы, командиры

регулярной монгольской  армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У

любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый  инспектор

(«даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак») соответствующего  ранга.

Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности  за район.

В рескрипте Тайдулы  митрополиту Феогносту упоминаются  три категории даруг:

волостные, городские  и деревенские. Их имена следуют  после упоминания о

«князьях улусов». Русский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне

ясен, и, возможно, что  под князьями подразумеваются даруги более высокого

ранга. О существовании  даруг  высшего ранга мы также  узнаем из русских

летописей. Т.о., можно  заключить, что во главе каждого  численного района любого

уровня находился  даруга.[7]

Налоговый инспектор, ответственный за Великое княжество  Владимирское,

назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем  распоряжении

небольшой отряд  монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был

создать мобильное  воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины

в районе. В связи  с этим следует заметить, что, хотя большую часть

рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и

Китай, часть из них  удерживалась для местных нужд. Каждому  баскаковскому

подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось

процветающим поселением. Следы таких поселений сохранились  в русской

топонимике. Целый  ряд городов и деревень, носящие  название Баскаки или

Баскаково, расположены  в различных районах Руси на территории прежних тем

(форма множественного  числа  слова «тьма»).

Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими

затруднениями, как  бунты населения, русские князья обязаны были поддержать

их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.

Так, Плано Карпини  писал, что «люди собираются на войну  со всякой земли державы

татар», «и вот что  татары требуют от них (покоренных народов), чтобы они шли с

ними в войске против всякого человека когда им угодно».

[8] В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов

использовали с  особенной жестокостью. В донесении  венгерского францисканца

Иоганки епископу Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы  воинов и поселян они,

вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя. если даже они хорошо

сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет

никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно  умерщвляются татарами».

[9] Сходную картину рисует и Плано Карпини: «. и эти пленники будут первыми

в строю. Если они  плохо сражаются, то будут ими  убиты, а если хорошо, то татары

удерживают их посулами и льстивыми речами. а после  того, как могут быть

уверенными на их счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших рабов. И,

таким образом, вместе с людьми побежденной области  они разоряют другую землю».

[10] Вероятно, в 15 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось

наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев

считал, что в 13 веке это были люди, «не ужившиеся с  князьями дома Рюриковичей,

предпочитавшие военную  карьеру в войсках, руководимых  баскаками. Там им была

открыта дорога к  богатству и чинам».[11]

Следует вспомнить, что во время правления Берке, налоги на Руси взимались

мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и

позднее была отменена; после этого количество налоговых  чиновников

существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству  упоминаются три

категории сборщиков  налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в

сельской местности  – даньщики  и сборщиков налогов  и таможенных пошлин в

городе – таможенники.

Существовало две  основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения

сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью.

В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали  десятую часть

«со всего». В их первом приказании (1237г.) люди и лошади были упомянуты

особо. Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства  также подлежали

десятине. После восстания  в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска)

как карательная  мера. Предположительно, что он также  собирался в натуральном

виде. Хотя после  этого случая взимание этого налога больше не повторилось, и

основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины

было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом.

В Новгороде в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался

«черным cбором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами  черных

Информация о работе Русь и Золотая Орда