Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью данного исследования является комплексное изучение рыцарской культуры, ее генезиса и расцвета.
Из вышеуказанной цели можно выделить следующие задачи исследования:
1. Место "воюющих" и войны в жизни средневекового общества;
2. Влияние военно-рыцарских традиций на повседневную жизнь;
3. Морально-этические ценности "рыцарей", связанные с войной;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
«Посвящение» в рыцари………………………………………………11
Рыцарский турнир………………………………………………………14
Рыцарский замок………………………………………………………..19
Воинские ценности и культурные идеалы………………………..21
ГЛАВА II. РЫЦАРЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Богатство и щедрость в рыцарском сознании…………………...26
2.2. Рыцарь и женщина. Культ прекрасной дамы…………………….28
2.3. Место в обществе……………………………………………………….32
ГЛАВА III. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1. Рыцарская поэзия……………………………………………………….35
3.2. Рыцарский роман………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Рыцарская культура.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Совершенно  иная тональность у другого прославленного романа Средневековья - «Тристана и Изольды», в основу которого легли ирландские сказания о несчастной любви двух молодых прекрасных сердец. В сюжете романа отсутствует рыцарская «авантюра» и на первый план выдвинут неразрешимый конфликт между индивидуальными побуждениями героев и общепринятыми нормами. Пагубная страсть юноши Тристана и королевы Изольды толкает их на попрание вассального и супружеского долга, на цепь притворств и обманов. Поэтому общая тональность книги приобретает трагический оттенок: герои гибнут не под ударами более сильных противников, они становятся жертвой судьбы, рока. И если в куртуазной лирике трубадуров конфликт между силой большого чувства и его незаконностью намеренно снимался, то в рыцарском романе акцент делался на том, что подлинная любовь неизбежно незаконна, а потому трагична.

И в романе о  Тристане и Изольде, и в произведениях  Кретьена де Труа не было полного слияния  с идеологией рыцарства; мировоззрение  авторов оказывалось шире, демократичней  и гуманней узкой сословной идеологии.

Все эти наивные  рассказы о зловредных великанах, справедливых королях, мудрых отшельниках, великодушных рыцарях, о любви светлой и самоотверженной отразили определенный этап самосознания рыцарства и передали следующим эпохам высокое представление о человеческом долге, о чести, благородстве, бескорыстии, подвижничестве, о сострадании, т.е. о том, что стало называться трудно определимым, но всем понятным словом «рыцарственность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проанализировав тему рыцарской культуры, мы понимаем, как сложна была ее структура. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком с историей Крестовых походов?

Военное ремесло  накладывало отпечаток на всю  жизнь рыцаря. Уже  с конца IX века  по всей Европе строились хорошо укрепленные дома-замки, в наши дни многие из них являются архитектурными памятниками.

Под влиянием рыцарской  культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

Дать четкое определение средневековому рыцарству  довольно сложно. Рыцарство – феномен  средневековья, один из наиболее ярких  признаков той эпохи,  было слишком  многоплановым явлением, чтобы сводить его к обложке или к статуе в музее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Список  использованной литературы и источников

 

  1. Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р. Ю. Виппер. - СПб.: ООО «СМИО Пресс», 2000.-384 с.
  2. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. -  Konemann, 1998.-501с.
  3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие / Л.Г. Емохонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с.
  4. История и культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-368 с.
  5. Алексеев, М. П. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.- 462 с.
  6. Кёнингсбергер, Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы / Г. Кёнингсбергер. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.
  7. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.-304 с.
  8. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие / В. Ф. Мартынов. – Мн. – НТООО «Тетра Системс», 1997.-320 с.
  9. Пигалев, А. Н. Культурология: Учеб. Пособие / А. Н. Пигалев. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с.
  10. Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье / А. Порьяз. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с.
  11. Вейс, Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда и утварь / Г. Вейс. - М., 1999.- 202 с.
  12. Бессмертный Ю.Л. Казус Бертрана де Борна, или «Хотят ли рыцари войны»? // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М, 1999, С.131-148.
  13. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М., 1987.- 258 с.
  14. Мелетинский, Е.М. Средневековый роман / Е.М. Мелетинский. – М., 1983. – 311 с.
  15. Михайлов, А.Д. Легенда о Тристане и Изольде / А.Д. Михайлов.- М., 1986. – 456 с.
  16. Носов, К. С. Рыцарские турниры / К. С. Носов. – СПб., 2002. – 196 с.
  17. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / М. Пастуро. - М., 2001. – 360 с.
  18. Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. - М., 1988.- 230 с.
  19. Ариосто, Л. Неистовый Роланд. В 2-х томах / Л. Ариосто. - М., 1993.-350 с.
  20. Бернарт де Вентадорн. Песни.- М., 1979. – 320 с.
  21. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль. //Средневековый роман и повесть.- М, 1974.-154 с.
  22. Кретьен де Труа. Ивен, или Рыцарь со Львом. //Средневековый роман и повесть. - М, 1974.- 420 с.
  23. Мэлори, Т. Смерть Артура / Т. Мэлори. - М., 1974.- 301 с.
  24. Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос.- М., 1964. – 256 с.

 

1 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М., 1987. – С. 29 – 36.

2 Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // СВ. Вып.55; Цыбулько Г.Ф. Рыцарская культура в эпоху Филиппа Августа и Людовика святого // СВ. Вып.60.

3 Russell В. Human Society in Ethics and Politics. L., 1954. P.42-43.

4 Lacurne de Sainte Palaye. Memoires sur l'ancienne chevalerie. P., 1829.

5 Gautier d'Aupais. Le chevalier a la corbeille, fabliaux du XIII siecle, publies par Francisque Mi-  
chel. P., 1835.

6 Руа Ж.Ж. История рыцарства. - М., 1996. – С. 102 – 135.

7 Денисон Д. История конницы // http://militera.lib.rU/h/denison/index.html

8 Там же. - С.127.

9 Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. - М., 1938. - Т.З. – С. 63 – 86.

10 Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. - СПб., 1999. – С. 65 – 89.

11 Чемберлен Б. Вся Япония. - СПб., 1905. – С. 58 – 69.

12 Хейзинга И. Осень средневековья. - М., 1988. – С. 230 – 325.

13 Там же. - С.89 - 120.

14 Там же. - С.95-96.

15 Кардини Ф. Ук. соч.; Cardini F. Alle radici della cavalleria medievale. Firenze, 1982. – С. 143 – 155.

16 Абрамян Р. Армянское рыцарство (IV-VI вв.) // Армянский вестник. №1-2,1999. - С. 144-150.

17 Кин М. Рыцарство / Пер. с анг. И.А. Тогоевой. - М., 2000. – С. 130 – 140.

18 История средних веков. Хрестоматия / Степанов В.Е., Шевеленко А.Я.В 2ч. Ч.1. - М., 1988. – С. 204 – 245.

19 Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах / Сказкин  С.Д.-Т.1.-8-е издание. - М., 1961. – С.124 – 135.

20 Мэлори Т. Смерть Артура. - М., 1974. – С. 138 – 155.

21 Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос. - М., 1964. – С. 165 – 184.

22 Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства. - СПб, 1999. – С. 153 – 184.

23 Бессмертный Ю.Л. Казус Бертрана де Борна, или «Хотят ли рыцари войны»? // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. - М, 1999, С.131-148.

24 Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос.- М., 1964. – 256 с.

25 Ястребицкая А.Л. Праздники и торжества в средневековой Европе в свете современных исследований: темы, проблематика, подходы к изучению.// Культура и общество в средние века – раннее новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. - М., 1998. С. 100 – 185.

26 Дюби Ж. Время соборов, Искусство и общество, 980-1420. - М., 2002. – С. 152 – 169.

 


Информация о работе Рыцарская культура