Рыцарские ордена средневековой Франции. Тамплиеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Духовно-рыцарские ордена — в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими.

Содержание

1) Введение
2) Цель и задачи
3) Литературный обзор
3.1 Основание ордена тамплиеров
3.2 Характеристика и устав ордена
3.3 Снаряжение и боевые порядки тамплиеров
3.4 Участие в крестовых походах
3.5 Закат ордена и его роспуск
3.6 Отражение истории ордена в современном мире
4) Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

тамплиеры.docx

— 161.15 Кб (Скачать файл)

МБОУ БГО  «Борисоглебская гимназия №1»

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарские ордена средневековой Франции. Тамплиеры.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

ученица IX класса

 Чистякова  Елена

Проверила:

Барскова  Ольга Владимировна

 

 

 

2012-2013 гг.

Содержание 

 

1) Введение

2) Цель  и задачи

3) Литературный  обзор

3.1 Основание  ордена тамплиеров

3.2 Характеристика  и устав ордена

3.3 Снаряжение и боевые порядки тамплиеров

3.4 Участие  в крестовых походах 

3.5 Закат  ордена и его роспуск

3.6 Отражение  истории ордена в современном  мире

4) Вывод

5) Приложения

 

 

 

 

 

Введение

Духовно-рыцарские  ордена — в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся  в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых  походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании  или в Турции, или против язычников  в Литве, в Эстонии или в  Пруссии с целью распространения  католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими. 

Примером  такой организации может послужить  орден тамплиеров. Эта военно-монашеская организация известна у нас под несколькими названиями:

-Орден  бедных рыцарей Иисуса из Храма  Соломона;

-Орден  бедных братьев Иерусалимского  Храма;

-Орден  тамплиеров;

-Орден  храмовников. 

На  французском языке также несколько  названий этой организации:

  -de Templiers;

-Chevaliers du Temple;

-L`Ordre des Tampliers;

-L`Ordre du Temple.

На немецком: Der Templier;

                       Des Templeherrenordens;

                       Des Ordens der Tempelherren.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы:

Определить путь развития рыцарских орденов в Средние века и выявить влияние крестоносного движения на всемирную историю

Задачи:

    • Проследить этапы становления ордена тамплиеров
    • Сравнить организацию деятельности различных рыцарских орденов в период Средневековья
    • Рассмотреть деятельность ордена тамплиеров в современном мире

Методы:

Исследование проводилось путем  изучения теоретического материала  и анализа полученных данных.

 

 

Основание ордена

В 1118 (1119?) году в  период между Первым и Вторым Крестовыми походами   французские рыцари Гуго де Пейн и Жофруа де Сен-Оме, и еще семь других французских рыцарей (Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффрей Бизо, Пэйн де Мондезир, Аршамбо де Сент-Эйнан)   взяли на себя заботу о защите дороги, ведущей от побережья Средиземного моря к Иерусалиму, от разбойников и грабителей. Предполагалось в первую очередь защищать христианских паломников, прибывших в Святую Землю поклониться христианским святыням в Иерусалиме.

Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был  знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Он мог быть обычным аббатом - хозяйственным и в меру порядочным, мог окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, занимавшийся распространением ученых знаний.

В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня.

Правитель Иерусалимского королевства  Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший Устав ордена рыцарей Храма, стал и патроном ордена. С той поры орден стали называть как Орден Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

 

Характеристика и устав ордена

Вступая в Орден, рыцари одновременно становились монахами, т.е. принимали  монашеские обеты послушания (покорности), бедности и безбрачия. Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим св. Бернаром и утвержден  на церковном Соборе во французском городе Труа Римским папой Евгением III в 1128 году. Основой Устава храмовников послужил устав монашеского Ордена цистерцианцев (не военно-монашеского, а просто католического монашеского), самого строгого и жесткого устава.

Рыцарь, вступая в Орден  тамплиеров, отрекался не только от всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить  лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая. Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право  на похороны на освященной земле (кладбище), а если это обнаруживалось уже  после похорон, то тело надлежало  извлечь из могилы и бросить на съедение псам.

На деле оказалось, что  эти требования для публики. Тамплиеры  прославились самыми жадными относительно военной добычи, чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого угодно, включая и единоверцев. Это хорошо описано в романе В.Скотта "Айвенго". Хоть это и художественное произведение, но исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в Англии.

Члены Ордена тамплиеров делились на три сословия:

-рыцари;

-священники;

-сержанты (служители, пажи, оруженосцы, прислуга, солдаты, охранники и т.п.).

Отличительными знаками  Ордена тамплиеров были белый плащ-мантия для рыцарей и коричневый для  сержантов с алым восьмиконечным крестом (известен еще как "мальтийский  крест"),  боевым выкриком: "Босеан", флагом (штандартом) черно-белое полотнище с девизом "Non nobis Domine" ( это начальные слова 9 стиха псалма 113 "Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam... - не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу...)

С самого начала орден отличался  двойственностью: с одной стороны, он рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. В ордене различались братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно. Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые по богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но, несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.

Рыцарями Ордена могли  стать только французы (позднее и  англичане) благородного происхождения. Только они могли занимать высшие руководящие должности (великий  магистр, магистры владений, капитульеры, кастеляны, драпиеры и т.п.). Впрочем, относительно национальности соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей встречаются и итальянцы, испанцы, фламандцы.

Сержантами Ордена могли  стать как богатые горожане (занимали должности оруженосцев, счетоводов, управителей, кладовщиков, пажей и т.п.), так и простые люди (охранники, солдаты, прислуга).

Священниками Ордена могли  стать священники католической церкви, однако, вступая в Орден, такой  священник становился членом Ордена и подчинялся только магистру Ордена и его высшим сановникам. Епископы католической церкви и даже сам Папа теряли над ними власть. Священники выполняли духовные обязанности  в Ордене, хотя и рыцари Ордена были наделены правами духовников. Любой  член Ордена мог отправлять свои религиозные  обязанности только перед орденскими священниками (исповедь, причастие и т.п.).

Трудно теперь выяснить чем  Орден тамплиеров завоевал себе очень  быстро огромную популярность, но буквально  в течение нескольких лет в  его рядах насчитывалось уже  более 300 только рыцарей, среди которых  оказалось немало принцев, герцогов.

Снаряжение и боевые порядки  тамплиеров

Наступательное вооружение тамплиера регламентировалось «Уставом». Каждый рыцарь должен был иметь длинный  обоюдоострый меч. Конному воину  полагались копье и палица. На походе употреблялись три ножа: боевой кинжал, нож для хлеба и нож с  узким лезвием, что позволяло  использовать его в качестве шила. Рыцарь перевозил свои пожитки в  двух мешках: один — для белья, а  другой — для доспехов. Большую  часть походного груза вез  оруженосец, который не следовал за своим сеньором, а ехал впереди  него, чтобы тот мог держать  слугу в поле своего зрения. Для  ночевки в полевых условиях у  рыцаря имелась небольшая палатка. Основа военного преобладания тамплиеров являлась дисциплина. Знамя ордена до начала атаки нес подмаршал, находишийся рядом с маршалом. Чтобы дать сигнал к атаке, маршал брал знамя.Так как он не мог зашишаться, то его окружали 5-10 рыцарей.

 

Каждый из рыцарей имел право иметь трех животных и одного оруженосца, а четвертую лошадь и  второго оруженсоца- по дозволению магистра.Доспехами являлись кольчуга, кольчужные чулки и рыцарский шлем(горшковой шлем). Кольчугу рыцари надевали поверх стеганой куртки, которая называлась les espalieres(оплечье). Гербовая котта,надеваемая поверх доспехов, с красным крестом спереди и сзади, была из белой ткани для рыцарей, из черной — для сержантов.Меч носили на поясе, его подвешивали на двух широких идущих накрест ремнях-перевязках так, чтобы ножны были расположены вертикально, острием в землю. В качестве оружия помимо меча тамплиеры пользовались копьем с металлическим наконечником и турецкой палицей.На шею вешали треугольный щит, обтянутый кожей.

Участие в крестовых походах 

(см. приложение 2)

В 1147 году начинается Второй Крестовый поход. Составилось две армии - немецкая и французская. Последняя двигалась через Смирну, Эфес и Лаодикию. Небольшой отряд тамплиеров, находившихся при войске, прекрасно обученных и дисциплинированных, хорошо ориентировавшихся на местности неоднократно выручал предводителя армии французского короля Людовика VII, организуя охранение, правильное построение колонны и намечая места отдыха и привалов. Это обеспечило французам возможность благополучно добраться до порта. Нехватка кораблей для переправы в Палестину привела к тому, что морским путем туда смогли отправиться только рыцари, а пошедшие сухим путем оруженосцы и  пехота крестоносцев погибли. К 1148 году в Палестине собрались лишь остатки двух армий крестоносцев - немецкая во главе с королем Германии Конрадом и французская во главе с Людовиком VII.

Тамплиеры убедили обоих королей идти завоевывать Дамаск. Взять Дамаск не удалось. Вскоре стало известно, что к городу движется большое мусульманское войско во главе с Атабеком и крестоносцы были вынуждены вернуться в Европу.

Хотя Второй Крестовый поход закончился полным провалом, но заслуга тамплиеров в том, что крестоносцам вообще удалось дойти до Дамаска и не погибнуть полностью еще на полпути.

В довольно таки продолжительный   полувековой промежуток времени  между окончанием второго Крестового похода (1148) и началом третьего Крестового похода (1189) история северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все - и свирепая жестокость и тех и других, и заключения союзов, и предательство и успешные штурмы городов как с одной стороны, так и с другой. Во всех этих событиях тамплиеры принимают самое активное участие, стремясь как к насаждению христианства в святой Земле, так и к своему собственному укреплению. В 1177 тамплиеры участвуют в битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу христиан; в 1179 на берегу реки Иордан они терпят поражение от Саладина и заключают с ним перемирие.

В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и осаждает Тивериаду. Он захватывает город и в плен попадает немало тамплиеров во главе со своим великим магистром Жераром де Ридфором. Некоторые исторические источники утверждают, что великий магистр купил себе жизнь принятием ислама и согласием на казнь всех тамплиеров, взятых в плен вместе с ним. Чтобы там ни было, но из всех тамплиеров, взятых в плен в Тивериаде, в живых оставлен был только он.

В течение нескольких недель все крепости королевства пали. Затем  наступила очередь и самого Иерусалима и Тира. Тампль – штаб-квартира тамплиеров также оказывается в руках Саладина.

В 1189 году начинается Третий Крестовый поход. К 1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д’Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена).

15 июля 1199 года, т.е. в самом  начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом. Тамплиеры учиняют зверскую резню мусульман у стен своего старого Тампля. Как отмечал один из магистров Ордена тамплиеров в письме папе Римскому "...знайте, что в портике Храма Соломонова и в самом Храме наши люди проезжали верхом сквозь нечистую кровь сарацин, которая доходила лошадям до колен". Историки того времени пишут, что в Иерусалиме во время резни крестоносцы уничтожили более 30 тысяч мусульман и иудеев.

В октябре 1240 года брат английского  короля Генриха III Ричард Корнуоллл сумел поссорить и натравить друг на друга мусульман Египта и Дамаска после чего в мае 1241 года добивается заключения мирного договора с египтянами, по которому крестоносцы получили большую часть Палестины, включая Иерусалим. Ему удалось бескровно одержать крупнейшую по тому времени победу. В это время тамплиеры, предав общее дело крестоносцев, вступают в сговор с дамаскцами и совместно с ними нападают на войска египетского султана Аюба. Более того, они нападают на силы Ордена госпитальеров, выбивают из Акры тевтонских рыцарей и берут в плен часть   госпитальеров, оказавшихся в Акре. Тамплиеры по отношению к своим собратьям ведут себя крайне жестоко, не позволяя последним даже похоронить своих павших.

Информация о работе Рыцарские ордена средневековой Франции. Тамплиеры