Рыцарские ордена средневековой Франции. Тамплиеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Духовно-рыцарские ордена — в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими.

Содержание

1) Введение
2) Цель и задачи
3) Литературный обзор
3.1 Основание ордена тамплиеров
3.2 Характеристика и устав ордена
3.3 Снаряжение и боевые порядки тамплиеров
3.4 Участие в крестовых походах
3.5 Закат ордена и его роспуск
3.6 Отражение истории ордена в современном мире
4) Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

тамплиеры.docx

— 161.15 Кб (Скачать файл)

Вскоре султан Египта Аюба, вступив в союз с хорезмийцами, вытесненными татаро-монголами со своих земель восточнее Каспийского моря, поднимает мусульман на священную войну со всеми христианами. В середине июля он осаждает Иерусалим и через шесть недель  овладевает городом, учинив там резню, не уступавшую по масштабам, резне устроенной тамплиерами в 1199 году. В 1243 году в битве при Газе  египтяне в союзе с хорезмийцами наносят жестокое поражение объединенным силам крестоносцев. С поля боя живыми выбрались 33 тамплиера, 26 госпитальеров и трое тевтонцев.

Таким образом, предательство  тамплиеров в 1241 году привело к коренному перелому в многолетней борьбе христиан и мусульман за Святую Землю в пользу мусульман. Последующие Крестовые Походы, несмотря на то, что крестоносцам порой удавались отдельные победы, сколько нибудь заметных положительных результатов уже не давали. Седьмой Крестовый поход (1248-1254) закончился сокрушительным поражением, причем тамплиеры и здесь проявили себя не лучшим образом. Их участие в походе ограничилось предоставлением денег для выкупа, попавшего в плен французского короля Людовика IX.  Зато тамплиеры отличились в присвоении  имущества убегавших от преследования мусульманами европейских колонистов, междоусобными стычками с госпитальерами.

В 1270 году французский король Людовик IX начинает Восьмой (последний) Крестовый поход, закончившийся  полным провалом. В последующие двадцать лет египетские султаны город  за городом отнимают у христиан - Арсуф (1265), Яффа и Антиохия (1268), крепость госпитальеров Маркаб (1285), Триполи (1289). Затем настала очередь Иерусалима.

В конце 1290 года мусульмане подступили к Акре, в которой в это время находился Тампль храмовников. Обороной Акры руководил великий магистр ордена Гишар де Божо. Гарнизон насчитывал 15 тыс. чел, включая 900 рыцарей тамплиеров и госпитальеров. После шести месяцев осады, мусульманам с помощью стенобитной машины удалось обрушить одну из башен крепости. Видя неминуемое поражение около четверти гарнизона, в основном госпитальеры, пошли на прорыв и, удачно совершив посадку на корабли, бежали на остров Кипр. 18 мая 1291 мусульмане ворвались внутрь крепости. В ходе боя уже внутри крепости пали около 300 рыцарей тамплиеров во главе с великим магистром де Божо. Остальным (несколько сотен)  удалось укрыться в Тампле. После нескольких дней переговоров, в ходе которых тамплиеры обманом заманили в Тампль около 300 мусульман и затем всех их перебили, султан Амелик Азашраф ,сын умершего   в начале похода 19 ноября 1290г. султана Калавуна, приказал подвести под Тампль мину. Как пишет историк Д.Легман: 

"Утром <...> султан, отчаявшись взять Тампль приступом, отдал приказ о его разрушении. Под фундамент был сделан подкоп, и башню подперли деревянными стойками. После этих приготовлений подпорки подожгли. Когда пламя ослабило опоры, башня со страшным треском обрушилась, и все тамплиеры погибли под обломками, либо сгорели в огне"

Очень сомнительно, что эта  огромная по объему работа была проделана  в течение 1-2 дней. Ведь Тампль большое сооружение, в котором укрылось несколько сот человек. По меньшей мере на это потребовалось 2-4 месяца. Вероятнее всего, эта мина подводилась мусульманами в течение всего времени осады

Однако некоторые источники  утверждают, что в ночь накануне гибели Тампля 11 храмовников через тайный ход покинули Тампль, погрузились на поджидавший их корабль и отплыли на Кипр, увозя с собой все сокровища Ордена тамплиеров. Имена их стерла история, кроме одного - Тибо Години, избранного в том же году на Кипре Великим магистром Ордена.

В 1298 году мантию Великого магистра надевает последний предводитель Ордена Тамплиеров Жак де Моле, бывший до того Великим приором Англии (наместником  Ордена в Англии). Обстановка вокруг Ордена к тому времени складывалась неблагоприятная. С отказом от идеи Крестовых Походов выхолащивается и   смысл существования военно-монашеских орденов. Тевтонцам удалось найти поле деятельности для своего Ордена и обеспечить себе активное место в военно-политической жизни еще на полтора-два века. Они перебрались в Европу и занялись  приобщением к европейской цивилизации с помощью креста и меча племен пруссов, литовцев, живших на юго-восточном побережье Балтийского моря. Тамплиерам не повезло. После падения Акры им на Святой Земле уже не было места и они размещают свой Тампль на Кипре, этом убежище всех христиан, бежавших из Палестины и не очень ожидаемых у себя дома в Европе.

Жак де Моле, понимая, что только военные победы и возврат на Святую Землю могут спасти Орден и продлить его существование, идет на отчаянный шаг - только силами тамплиеров предпринимает крестовый поход и в 1299 году берет штурмом Иерусалим. Но удержать город тамплиеры не смогли, и уже в 1300 году им приходится вновь оставить Палестину, уже навсегда.

 

 

Закат ордена и его роспуск

Врагов у богатейшего  и могущественнейшего Ордена насчитывалось  много. Плохие отношения сложились  с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины  обосновался сначала на Кипре, а  потом на Родосе. Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий Орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов расследовать преступления против веры.

Косо смотрели на Орден  и светские владыки. Император Священной  Римской империи Фридрих II ограбил  владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший  свою власть в стране, был недоволен  тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался.

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги  римским папой был избран французский  епископ Бертран де Го. Его предшественника  рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.

Ранним утром 13 октября 1307 года, члены ордена, проживавшие  во Франции, были арестованы чиновниками  короля Филиппа IV Красивого. Аресты производились  именем Святой инквизиции, а владения тамплиеров переходили в собственность короля.

Членов ордена обвиняли в тягчайшей ереси — отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и питали склонность к гомосексуализму, а также поклонялись идолам (конкретно Бафомету) на своих тайных собраниях, кремировали умерших братьев и подмешивали пепел в общую трапезу и т. д. В октябре и ноябре арестованные тамплиеры, в том числе Жак де Моле, великий магистр ордена, и Гуго де Пейро, генеральный визитатор, почти одновременно признали свою вину. Ко многим заключённым применялись пытки, несколько сотен тамплиеров было замучено до смерти в первые же дни после арестов. Затем де Моле публично повторил свое признание перед собранием теологов Парижского университета. Со своей стороны король Филипп IV написал другим монархам христианского мира с настоятельной просьбой последовать его примеру и произвести аресты тамплиеров в своих владениях.

Поскольку орден был основан  церковным собором, для суда над  тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный  для этой цели Вселенский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против ордена какие-либо обвинения. Тогда папа издал  буллу, которой распускал орден. Однако на этом дело не закончилось. Сначала  предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что  это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских  палачей мирские братья и рыцари-монахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь, и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений. Большинство признаний было вырвано под пыткой. Достаточно сказать, что из 140 арестованных в Париже тамплиеров в период с 18 октября по 24 ноября 1307 года умерло под пытками 36.

Летом 1311 года папа объединил  свидетельские показания, полученные им из Франции, с материалами следствия, поступавшими из других стран. Но только во Франции и в тех районах, что находились под её господством  или влиянием, от тамплиеров действительно  добились признания вины. В октябре наконец состоялся Вьеннский собор, и папа настоятельно потребовал роспуска ордена на том основании, что тамплиеры в высшей степени обесчестили себя и что орден уже не сможет существовать далее в прежнем виде. Сопротивление святых отцов во время Собора было, однако, весьма значительным, и папа под давлением короля Франции настоял на своём, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла «Vox in excelso» от 22 марта 1312 года ознаменовала роспуск ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена безвозмездно передавалась другому крупному ордену — госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму денег в качестве судебной компенсации.

Разные тамплиеры были приговорены к различным срокам тюремного заключения, в том числе  и пожизненно, в тех случаях, когда  братья так и не признали своей  вины, их заточали в монастырях, где  они до конца жизни влачили  жалкое существование. Их предводители, по всей видимости, предстали перед  папским судом 18 марта 1314 г. и были приговорены к пожизненному тюремному  заключению. Гуго де Пейро, генеральный визитатор ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали свой приговор молча, однако великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по-прежнему чист перед Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены, так называемом Еврейском острове. Ранее де Моле и де Шарнэ частично признались в справедливости наветов, однако только в отношении самих себя, чтобы оградить себя от пыток. Если бы они признали свою вину в допущенных проступках на судебном процессе, то скорее всего отделались бы церковным покаянием и извержением из сана, но заявив о своей полной невиновности, обрекли себя на мучительную казнь как злостные и нераскаявшиеся еретики.

 

 

 

Отражение истории ордена в современном  мире

Отражение в культуре:

    • С разгрома ордена, следствия над рыцарями и проклятия Жака де Моле начинается серия исторических романов Мориса Дрюона «Проклятые короли».
    • Храмовник Бриан де Буагильбер является одним из главных отрицательных героев в романе сэра Вальтера Скотта «Айвенго».
    • Тема тамплиеров — одна из основных в романе Умберто Эко «Маятник Фуко».
    • Фильмы: «Железный рыцарь», «Кровь Тамплиеров», «Последний тамплиер»

Также к истории ордена обращаются различные реконструкторские объединения. В России это «Орден Северного Храма» («Ordo Templi Boreis») (см. приложение 3)

Вывод

Вызывает некоторое  удивление лёгкость ареста тамплиеров во Франции. Ворваться в замки  и спокойно арестовать более ста  рыцарей — профессиональных военных  — невозможно. Дело в том, что  на протяжении всего 1307 года стоял вопрос между Папой и королём Франции  и Великим Магистром Ордена о  снятии различных обвинений с  Ордена. Магистр сам требовал суда для оправдания Ордена, однако никто  и предположить не мог, что всё  произойдёт таким образом: предадут. Возможность поправить свои финансовые дела и подтолкнула Филиппа IV к процессу изгнания Ордена.

Очень большое внимание уделяют  исследователи вопросу о сокровищах тамплиеров. При этом не учитывается, что в то время доходы чаще шли  в натуральной форме, а не в  денежной. Таким образом, тамплиеры  получали сельскохозяйственные продукты, которые в своём большинстве  шли на благотворительные цели. Значительных денежных сумм у тамплиеров в октябре 1307 года скорее всего не было — они готовились к проверке, следовательно произвели все расчёты. Это объяснение не претендует на абсолютную полноту, но, возможно, немного уточняет этот вопрос.

Имущество Ордена после его  упразднения подверглось широкому разграблению со стороны не только духовенства и королей, но и частных лиц.

На официальную историю  Ордена накладывается много противоречий и нелогичностей. Не подлежит сомнению одно: согласно своему официальному Уставу Орден является католическим. И нет никаких свидетельств, которые могли бы это опровергнуть.

Наиболее яркие слова  о последствии падения рыцарей  Храма принадлежат Чарльзу Уильяму  Гекерторну: «С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашёл холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильная, и Тамплиеры первые пали под жёсткими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нём, управлял им и притеснял его».

Информация о работе Рыцарские ордена средневековой Франции. Тамплиеры