Своеобразие форм правления в городах Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:46, реферат

Краткое описание

Проблема своеобразия форм правления в Древней Греции, борьбы олигархических и демократических начал становится особенно актуальной в век социальных контрастов и потрясений, пережитых не так давно миром и нашей страной в XX столетии. Нужно учитывать, что борьба разных тенденций общественной жизни в эпоху античности обладала определенной спецификой.

Содержание

Введение
Глава 1. Афинская демократия
1.1.Государственный строй Афинской республики
1.2.Исполнительная власть в Афинах
1.3 Право и суд Афинской демократии
1.4.Формы правления; политический режим
1.5.Реформы Солона
Глава 2 .Спартанская олигархия
1.1.Государственное устройство.
1.2. Законы Ликурга и становление олигархии
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2.

Спартанская олигархия.

Государственное устройство

Древняя Спарта - образец  аристократического военно-лагерного  государства, которое в целях  подавления огромной массы подневольного  населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности  и безуспешно пыталось сохранить  равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства  в Спарте, относимого обычно к VIII -VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у  спартиатов была типичной для периода  распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как  результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем  уравнения их в экономическом  отношении и политических правах и превращения этой общины в военный  лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет, путем гадания  по звездам. Им подчинялось войско и  они имели право на большую  часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Аристократия:

  • Гомеи (буквально "равные") — полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами
  • Парфении (буквально "девой рождённые") — потомки детей незамужних спартанок (сословие появилось время 20-летней Первой Мессенской Войны, затем было выселено в Тарент)

демос (народ) по Ксенофонту

  • Гипомейоны (буквально "опустившиеся") — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав
  • Мофаки (буквально "выскочки") — дети не-гомеев получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства
  • Неодамоны (буквально "новые граждане") — бывшие илоты (из числа лаоконских) получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны)
  • Периеки — свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

рабы 

  • Лаоконские Илоты — домашние рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской Войны также и неполное гражданство)

Мессенские Илоты — постоянно восстававший объект криптий.

Законы Ликурга и становление  олигархии..

Слава Спарты — пелопонесского города в Лаконии — в исторических хрониках и мире очень громка. Это  был один из самых известных полисов  Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а  его армия никогда не отступала  перед врагом.

Спарту основал Лакедемон, царствовавший  в Лаконии за полторы тысячи лет  до Рождества Христова и назвавший  город именем своей жены. В первые века существования города вокруг него не было никаких стен: их возвели  только при тиране Навизе. Правда, позднее  они были разрушены, но Аппий Клавдий  вскоре воздвиг новые.

Создателем Спартанского государства  древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится примерно на первую половину VII века до нашей эры. Население Спарты по своему составу разделялось в то время  на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы жили в самой  Спарте и пользовались всеми правами  гражданства своего города-государства: они должны были выполнять все  требования закона и допускались  ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хотя и не было запрещено этому  сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и потому презиралось  ими.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении и возделывалась  для них илотами Чтобы владеть  земельным участком, спартанец должен был выполнять два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития — общественного  стола- ячменную муку, вино, сыр и  т.д. Дичь добывали охотой в государственных  лесах; сверх того каждый, кто приносил жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих условий (по любым причинам) вело к  потере прав гражданства Все полноправные граждане Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, причем никто не пользовался никакими преимуществами и привилегиями.

Круг периэков составляли тоже люди свободные, но они не были полноправными  гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, принадлежавшей исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты Периэки разных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них находился в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население  Лаконии они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты проживали и  в городах, но городская жизнь  не была характерна для илотов. Они  могли иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые полагают, что продажа илотов вообще была невозможна, так как они являлись собственностью государства, а не отдельного лица. До нас дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые  ученые считают, что в таком отношении  больше проглядывало презрение. Плутарх  сообщает, что ежегодно (в силу постановлений  Ликурга) эфоры торжественно объявляли  войну против илотов. Молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, бродили  по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Однако впоследствии ученые установили, что такой способ истребления  илотов был узаконен не во времена  Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты сделались  опасными для государства

Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ  о жизни и законах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. Тем не менее он не сомневался в  том, что этот политический деятель  был лицом историческим. Большинство  ученых нового времени считают Ликурга  личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании  известный немецкий историк античности К.О. Мюллер. Он предположил, что так  называемые «законы Ликурга» гораздо  древнее своего законодателя, так  как это не столько законы, сколько  древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое  дорийцев и всех других эллинов.

Многие ученые (У. Виламовиц, Э. Мейер  и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как  позднюю переработку мифа о древнем  лаконском божестве Ликурге. Приверженцы  этого направления поставили  под сомнение и само существование  «законодательства» в исторической Спарте. Обычаи и правила, которые  регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э. Мейер классифицировал как  «житейский уклад дорийской племенной  общины», из которой почти без  всяких изменений и выросла классическая Спарта.

Однако результаты раскопок, проведенных  в 1906—1910-х годах английской археологической  экспедицией в Спарте, послужили  поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали  святилище Артемиды Орфии — один из самых древних храмов Спарты —  и нашли много художественных произведений местного производства: прекрасные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости. Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти абсолютной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII веке до нашей эры еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI века до нашей эры Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.

Из-за угроз мятежа илотов обстановка тогда была беспокойная, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древности) к авторитету какого-либо героя или  божества. В Спарте на эту роль был  избран Ликург, который мало-помалу из божества начал превращаться в  исторического законодателя, хотя представления  о его божественном происхождении  сохранялись до времен Геродота.

Ликургу пришлось приводить в порядок  народ жестокий и возмутительный, поэтому надо было научить его  сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными  воинами. Одной из первых реформ Ликурга  была организация управления спартанской  общиной. Античные писатели утверждают, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой — народным собранием; в  герусию входили и два царя, одной из главных обязанностей которых  было командование армией во время  войны.

Из описаний Павсания известно, что  периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI век до нашей эры. В это время  в городе были возведены храм Афины  Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона»  и другие постройки.

Однако на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V века до нашей  эры, город произвел самое безотрадное  впечатление. На фоне роскоши и величия  афинского зодчества времен Перикла  Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь  прослыть старомодными, продолжали поклоняться  архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали  свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней  Греции.

Во второй половине VI века до нашей  эры наступает заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До этого времени они принимали  в них самое активное участие  и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В дальнейшем, за все время с 548 до 480 года до нашей эры, победу одержал  только один представитель Спарты —  царь Демарат — и только в одном  виде состязаний — скачках на ипподроме.

Чтобы добиться согласия и мира в  Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем  государстве. Он запретил употреблять  золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них можно было купить только то, что производилось в  самой Спарте; кроме того, они  были настолько тяжелые, что даже небольшую сумму надо было перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад  домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в  совершенно одинаковых условиях. Специальным  предписанием указывалось, какие можно  строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковой.

Таким образом, в Спарте постепенно разлюбили богатство, так как  пользоваться им стало невозможно: граждане меньше стали думать о добре  собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала  с богатством, следовательно, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая  частную пользу противопоставляет  государственному благу и вооружает  одного гражданина против другого.

Одного спартанского юношу, который  за бесценок приобрел землю, предали  суду. В обвинении говорилось, что  он еще слишком молод, а уже  соблазнился выгодой, в то время  как корысть — враг каждого  жителя Спарты.

Воспитание детей считалось  в Спарте одной из главных обязанностей гражданина. Спартанец, у которого было три сына, освобождался от несения  сторожевой службы, а отец пятерых— от всех существовавших обязанностей.

С семилетнего возраста спартанец  уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и  начинали общественную жизнь. С этого  времени они воспитывались в  особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично  — кратко и четко. Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и  силу; чтобы в движениях была гармония, юноши должны были участвовать в  хоровых плясках; охота в лесах  Лаконии вырабатывала терпение к  тяжким испытаниям. Кормили детей  очень скудно, поэтому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; но если кто  попадался, то били нещадно — не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16 лет юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый  малый вскрик или стон способствовали дальнейшему наказанию: некоторые  не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был быть полнее, чем это необходимо. По этому  закону все юноши, не достигшие еще  гражданских прав, показывались эфорам — членам выборной комиссии. Если юноши  были крепки и сильны, то их удостаивали  похвалы; юношей, чье тело находили слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил  Спарту и ее законы.

Информация о работе Своеобразие форм правления в городах Древней Греции