Своеобразие форм правления в городах Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:46, реферат

Краткое описание

Проблема своеобразия форм правления в Древней Греции, борьбы олигархических и демократических начал становится особенно актуальной в век социальных контрастов и потрясений, пережитых не так давно миром и нашей страной в XX столетии. Нужно учитывать, что борьба разных тенденций общественной жизни в эпоху античности обладала определенной спецификой.

Содержание

Введение
Глава 1. Афинская демократия
1.1.Государственный строй Афинской республики
1.2.Исполнительная власть в Афинах
1.3 Право и суд Афинской демократии
1.4.Формы правления; политический режим
1.5.Реформы Солона
Глава 2 .Спартанская олигархия
1.1.Государственное устройство.
1.2. Законы Ликурга и становление олигархии
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Плутарх и Ксенофонт утверждают, что Ликург узаконил, чтобы и женщины  выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались  через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким  образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как  тоже подчинялись суровому воспитанию.

Женщины Спарты, у которых погибли  сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая  от стыда, спешили скрыться, предоставляя хоронить мертвых другим.

Брак в Спарте тоже был подчинен закону: личные чувства не имели  никакого значения, потому что все  это было делом государственным. В брак могли вступать юноши и  девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу  и от которых можно было ждать  здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускался.

Однако у Аристотеля о положении  спартанских женщин сказано совсем по-другому: в то время как спартанцы  вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги часто  нечестными путями, ибо прямые средства были им запрещены. Аристотель пишет, что  Ликург пытался и спартанских  женщин подчинить такой же строгой  дисциплине, но встретил с их стороны  решительный отпор.

Предоставленные сами себе, женщины  сделались своевольными, предались  роскоши и распущенности, они  даже стали вмешиваться в государственные  дела, что в конце концов привело  в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, — горестно вопрошает Аристотель, — правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?»  В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, тем самым бросая вызов строгим  нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил  связи Спарты с иностранцами. Без  разрешения, которое давалось только в случаях особой важности, спартанец  не мог покинуть город и выехать  за границу. Иностранцам тоже было запрещено  появляться в Спарте, и если их иногда все же видели на улицах города, то это было лишь послаблением закона. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане Спарты представляли собой  что-то вроде военного гарнизона, постоянно  упражнявшегося и всегда готового к  войне или с илотами, или с  внешним врагом.

Законодательство Ликурга приняло  исключительно военный характер еще и потому, что то было время, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали  вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме  того, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными  или совсем не покоренными ахейцами, поэтому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь  Спарты очень скучной, а сам народ  несчастным. Однако из сочинений древнегреческих  авторов видно, что столь необычные  законы сделали спартанцев самым  благополучным народом в древнем  мире, потому что везде господствовало только соперничество в приобретении добродетелей.

Существовало предсказание, согласно которому Спарта останется сильным  и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга  и останется равнодушной к  золоту и серебру. После войны  с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И  с того времени доблесть их стала  постепенно угасать...

Аристотель же полагает, что именно ненормальное положение женщин в  спартанском обществе привело к  тому, что Спарта во второй половине IV века до нашей эры страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной  мощи.

 

Заключение.

Данная работа представляет лишь авторское  понимание проблемы и не претендует на непогрешимость.

Вместе с тем, по ходу выполнения работы, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:

    1. В Афинах побеждает тенденция борьбы за частную земельную собственность, представленную интересами демоса. Поэтому в Афинах формируется форма правления – демократия – власть демоса;
    2. В Спарте побеждает тенденция борьбы за родовую собственность, представленную интересами родовой знати. Поэтому в Спарте формируется форма правления – олигархия – власть избранных.

Т.о., можно сказать, что своеобразие республиканской формы правления в Греции состояло в том, что идет борьба олигархических и демократических начал, победа того или иного начала зависит от того, какая форма собственности в общине будет преобладать.

 

Список литературы.

    1. Аристотель, Афинская полития. – М.-Л., 1936.
    2. Доватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. – М.-Л., 1956. – С. 188 – 212.
    3. Доватур А.И. Рабство в Аттике VI – V вв. до н.э. – Л., 1980. – С. 7 – 24.
    4. История древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001. – С. 109 – 111.
    5. Беккер К. Ф. История древнего мира: Восток. Греция. – М., 2001. – С. 181 – 203.



Информация о работе Своеобразие форм правления в городах Древней Греции