Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:48, реферат
Краткое описание
Тро́ице-Се́ргиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
Тро́ице-Се́ргиева
Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая
Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России,
расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
С 1688 года Патриаршая ставропигия.
8 июля 1742
года императорским
указом Елизаветы Петровны монастырю было усвоен статус
и наименование лавры.
22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева
монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных
Комиссаров «Об обращении
в музей историко-художественных ценностей
Троице-Сергиевой Лавры», возобновлена
весной 1946
года.
В Средние века, в отдельные моменты истории,
играл заметную роль в политической жизни
Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой
церковной историографии, принимал участие
в борьбе против татаро-монгольского
ига; противодействовал
сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.
История
монастыря до 1744 года.
В 1337
году Сергий Радонежский
основал небольшой общежительный монастырь
с деревянным храмом во имя Святой
Троицы близ Хотькова, на холме Маковиц (храм был
освящён в 1340
году). В1355
году в монастыре
был введён новый, общежитийный устав.
Территория монастыря была разделена
на три части — жилую, общественную и оборонительную;
игуменом монастыря поначалу был игумен
Митрофан, постригший Сергия в монахи.
После смерти Митрофана, игуменом монастыря
стал преподобный Сергий Радонежский.
План монастыря, установленный тогда,
в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный
внутренний двор с церковью и трапезной,
окружённый с четырёх сторон кельями).
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным
центром Московских земель, поддержкой
московских князей.
Здесь в 1380
году отец Сергий
благословил войско князя Дмитрия
Ивановича, отправлявшееся
на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской
битвы на поле боя
вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392
году преподобный
Сергий умер, а основанный им монастырь
на протяжении нескольких столетий являлся
культурным и религиозным центром Российского
государства, в монастыре составлялись
летописи, переписывались рукописи, писались
иконы; в XV
веке здесь было
создано «Житие преподобного Сергия Радонежского»,
один из крупнейших памятников старорусской
литературы, ценнейший исторический документ.
В 1408
году монастырь
был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории
прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался,
развивался, стал одной из главных российских
святынь. В 1422
году на месте
деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм
обители — Троицкий собор, построенный
силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре
после битвы на Косовом Поле; позднее за
монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева
Лавра». При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия. В росписи
храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей
Рублёв и Даниил
Чёрный, для иконостаса
собора была написана знаменитая «Троица».
В 1446 году в монастыре Дмитрий
Шемяка захватил
в плен московского князя Василия II.
В 1550-х годах Троицкий монастырь
был обнесён белокаменной стеной (длиной
1284 метра, с 12-ю башнями); в 1561
году он получил
статус архимандрит.
В 1585
году был построен
Успенский собор, после этого в 1585-1586
годах по велению царской
четы были проведены
широкие художественные работы. Это было
связано с тем, что у царя Фёдора
Иоанновича и царицы Ирины
Федоровны Годуновой не
было детей, хотя
венчание состоялось в 1580
году. Это был не
единичный случай — дорогими подарками
были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в
моление» о чадородии.
В Успенском монастыре был устроен придел Феодора
Стратилата и святой
великомученицы Ирины,
которые являлись тезоименитыми
святыми царской
четы.
В Смутное
время монастырь,
выдержав 16-месячную
осаду польско-литовских
интервентов под предводительством Сапеги и А.
Лисовского, стал
одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения
внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий
Палицын, помогавшие
Ополчению крупными пожертвованиями и
поддерживавшие дух войска.
Последний раз монастырь
видел под своими стенами врага
в 1618 году, в ходе похода на Москву польского
королевича Владислава.
Монастырю благоволили
русские цари; они регулярно совершали
паломничества к святым местам Троице
- Сергия («Троицкий ход»); в монастыре
был крещён Иван Грозный. В 1682
году, во время
Стрелецкого бунта, монастырь послужил
убежищем для царевны Софьи
Алексеевны, царевичей
Ивана и Петра. В 1689
году в монастыре
укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась
великолепная барочная трапезная с храмом
преподобного Сергия Радонежского. Именно
в Троице - Сергиевом монастыре произошла
расправа над сторонниками Софьи; отсюда
уже единовластным правителем Пётр уехал
в Москву. В 1738
году поменялась
система управления монастырём: он стал
подчиняться Духовному совету. 1
октября 1742
года по указу императрицы Анны
Иоанновны в Троице
- Сергиевом монастыре была открыта духовная
семинария (позднее, в 1814
году, в монастырь
была переведена Московская
Духовная академия,
одно из крупнейших религиозных учебных
заведений России). Вскоре (в 1744
году) Троице-Сергиев
монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит
Московский.
Расцвет
Лавры.
В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева
Лавра являлась одним из богатейших
монастырей России, входила в число самых
крупных землевладельцев (в 1763
году, в преддверии
крупной конфискации церковных земель,
Лавре принадлежало более 100 тысяч душ
крестьян). Активная торговля (зерновыми,
солью, предметами быта) способствовала
приумножению богатств монастыря; его
финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось
большой прочностью; велики были пожертвования
в пользу русской армии (в1812-м
году — около 70
тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий
Радонежский).
К началу XX
века в ведении
Лавры находились типография (в ней печатались произведения
философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента
Охридского и других),
две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство
игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба
по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е
годы в Лавре жило
более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре
были приписаны некоторые малые монастыри
и скиты.
Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия
Радонежского (в
Троицком соборе), мощи Никона, Сергия
(Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского,
митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия,
преподобного Максима
Грека, икона Святой
Живоначальной Троицы работы Андрея
Рублёва (ныне в Третьяковской
галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников
со всех концов России. В Лавре захоронены
представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий
Трубецкой и Прокопий
Ляпунов, князь
Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища
хранятся в ризнице — это уникальные предметы
декоративно-прикладного искусства, подношения
царей и богатых людей монастырю. Значительным
фондом рукописей обладает лаврская библиотека —
здесь хранятся и русские летописи, и рукописные
книги XV—XVII веков, и уникальные образцы
русских раннее печатных книг (на 1908
год — около 10 000),
исторические документы.
Наиболее известными
настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство,
святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский
скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным
епископом Америки.
История
Лавры в XX веке.
В первые годы XX века
на территории монастыря продолжалось
строительство, сооружались новые
кельи и корпуса, хозяйственные сооружения,
торговые ряды; в 1905
году была организована
лаврская типография.
1918
год стал началом
трудного периода в истории Лавры. По утверждении
20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви
от государства и школы от церкви, Лавра,
как и иные монастыри в России, находящиеся
на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена
в трудовую артель, однако монашеская
жизнь продолжалась явочным порядком
до 21
октября 1919 года,
когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский
скиты. 10
ноября 1919 года
президиум исполкома Сергиевского уезда
принял решение о закрытии Лавры ввиду
острой нехватки помещений для больниц,
школ, детских учреждений. В марте 1919
года была распущена
Московская Духовная академия, а её помещения
были отданы электротехническим курсам;
11 апреля были вскрыты мощи преподобного
Сергия. 20
апреля 1920
года, несмотря
на ряд посланий Патриарха
Тихона председателю
Совнаркома В.
И. Ульянову (Ленину) с
просьбой об отмене распоряжения о закрытии
Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных
ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий
собор был закрыт немедленно, а братия
была выселена и нашла себе место в трудовых
коммунах; последнее
богослужение в Троицком соборе было совершено 31
мая 1920
года. В том же
1920 году на территории Лавры был организован
историко-архитектурный музей. В 1929 году
были закрыты последние скиты близ Лавры
и сброшены лаврские колокола. На территории
Лавры до 1953 года находился Загорский
учительский институт.