Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:48, реферат
Краткое описание
Тро́ице-Се́ргиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
Реставрация
Лавры.
К концу 1930-х годов памятники Лавры были
основательно порушены, частично перестроены
и приспособлены под жильё и другие не
свойственные им хозяйственные нужды.
Первая комиссия по охране памятников
искусства и старины Троице-Сергиевой
Лавры была создана ещё в 1918 году, однако
проходившие под её наблюдением реставрационные
работы были не систематическими, не существовало
единого проекта реставрации. Инициатором
и организатором планомерных реставрационно-восстановительных
работ стал директор Загорского
историко-художественного
музея С. А. Будаев,
заказчиком — Загорский музей, в 1938
году был приглашён
молодой архитектор И.
В. Трофимов. Ему
было поручено, в развитие декрета 1920 года,
подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой
Лавры в музей, подготовить обоснованный
доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную
реставрацию памятников этого историко-художественного
ансамбля. В последующие два года он подготовил
справку об историко-художественном значении
архитектурного ансамбля Лавры и программу
его научной реставрации, генеральный
план реставрационно-восстановительных
работ, дефектные акты, описи
работ и сметы по пятнадцати объектам.
На основании этих материалов 1 февраля
1940 года было принято постановление Совнаркома,
по которому весь комплекс памятников
Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных
стен объявлялся Загорским государственным
историко-художественным музеем-заповедником.
И. В. Трофимов был назначен научным руководителем
и главным архитектором этих работ. Для
их производства был организован специальный
научно-производственный строительный
участок и создан Учёный совет, утверждённый
Государственным комитетом по делам искусств;
на проведение запланированных работ
правительством была выделена сумма в
6 млн. рублей. Председателем совета был
назначен архитектор академик И.
В. Рыльский, учёным
секретарём — В.
П. Зубов, представителем
от заказчика, Загорского музея, — архитектор
М. Т. Виноградов. В совет входили архитектор
академик И.
В. Жолтовский;
инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических
наук А.
В. Арциховский;
историк С.
В. Бахрушин. В разное
время в качестве консультантов приглашались
академики А.
В. Щусев и И.
Э. Грабарь, с 1940
года осуществлявший наблюдение за реставрацией
живописи; генерал-лейтенант, Герой
Советского Союза Д.
М. Карбышев; эксперты
по прикладному искусству и живописи Н.
Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков;
историки —А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский.
Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945
году было открыто
художественно-ремесленное училище с
трёхлетней программой обучения, готовившее
белокаменщиков, лепщиков, плотников и
других мастеров реставрационных работ.
Ансамбль Троице-Сергиевой
Лавры складывался на протяжении четырёх
столетий, с XV по XVIII век включительно,
и вместе с развитием ансамбля менялся
и облик его отдельных сооружений. Задачей
реставратора было найти художественный
оптимум для каждого памятника, то есть
момент его наивысшего художественного
расцвета — по этой причине началу работ
не предшествовало создание проектной
документации, в ходе создания проекта
проводились натурные раскрытия. Цель
реставрации состояла не в том, чтобы вернуть
ансамбль к какому - то определённому «оптимальному
году», а, напротив, показать его как интеграцию
или синтез всего художественного развития.
В работе И. В. Трофимова
принимал большое участие отец, художник В.
П. Трофимов. Живописные
полотна Викентия Павловича «Трапезная
Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни
Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой
Лавре» и другие дают возможность увидеть
памятники непосредственно после восстановления
Несмотря на многочисленные
трудности военного, и послевоенного
времени, удалось ликвидировать аварийное
состояние ряда памятников, выполнить
капитальную реставрацию Больничных палат
с церковью Зосимы и Савватия Соловецких
XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в.,
белокаменного цоколя Колокольни, восточной
части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих
покоев, частично Царских чертогов и значительных
участков крепостных стен и башен. Особенно
значительные работы были проведены по
Больничным палатам, застроенным новыми
сооружениями и буквально возвращённым
из небытия (однако разборка трапезной
XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы
и Савватия, была признана недостаточно
обоснованной). В то время это были крупнейшие
в СССР реставрационно - восстановительные
работы. Вокруг стен монастыря была организована
30-метровая запретная для строительства
охранная зона.
После 1950 года реставрационные
работы, проводившиеся в основном
по памятникам, переданным Московской
Патриархии, стал вести бывший студент-практикант
И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно
с А. Г. Устиновым предложивший комплексный
проект рестараврации ансамбля лавры.
В ходе рестараврации в 1956—1959 годах все
здания и сооружения монастыря были освобождены
от занимавших их посторонних учреждений.
К 1970 году основной объём реставрационных
работ был выполнен. Результаты проведённой
Балдиным реставрации были оценены неоднозначно,
в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные
ошибки и ущерб, нанесённый отдельным
зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой
Лавры в целом. Реставрация продолжались
и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан
под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева
и Ю. Н. Шахова.
В 1993
году архитектурный
ансамбль лавры вошёл в Список
всемирного наследия
ЮНЕСКО.
Религиозная
жизнь.
Начало возрождения
монашеской жизни Лавры относится
к началу 1946
года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым
наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась
основным местопребыванием патриархов
до 1983
года, когда резиденция
была переведена в московский Данилов
монастырь.
Мощи преподобного
Сергия были переданы наместнику по акту
вечером 20 апреля 1946 года и перенесены
в Успенский собор, возвращённый в том
же году Патриархии. Первая литургия была
совершена в Успенском соборе в ночь на
Пасху, 21
апреля1946 года.
В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).
21
ноября 1946 года
Патриарх Алексий I освятил заново трапезный
храм прп. Сергия Радонежского, бывший
закрытым для богослужения с 1921
года
В конце 1946 года Лавра
была показана сыну президента США Франклина
Рузвельта — Эллиотту
Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых
встречал наместник архимандрит Иоанн
с братией. В последующие годы до распада
СССР подобные
демонстрации свободы религии в СССР стали
обычной практикой.
В 1949
году в стенах Лавры
возобновила деятельность Духовная
академия, воссозданная
в 1946
году
15
ноября 1959
года Патриархом
Алексием I был благословлён новый Устав
Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные
Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990
годов.
Архитектура.
Многочисленные архитектурные
сооружения Троице-Сергиевой Лавры
выстроены лучшими зодчими страны
в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает
более 50 зданий различного назначения
Самое раннее
сооружение в монастыре — четырехстопный
крестово-купольный Троицкий
собор из белого
камня, построенный
в1422—1423
годах
на месте деревянного одноименного храма;
один из немногих сохранившихся образцов
московского белокаменного зодчества XIV—XV
веков. Вокруг
Троицкого собора постепенно сформировался
архитектурный ансамбль Лавры. Построен
преемником основателя монастыря Никоном
«в честь и похвалу» преподобному Сергию
Радонежскому,
а заложен в год прославления последнего
в святых. Над иконостасом собора работали знаменитые
русские иконописцы Андрей
Рублёв и Даниил
Чёрный; для этого
иконостаса была написана Рублёвым икона
«Святая
Троица». Примечательно
живописное многоярусное завершение собора.
С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская
церковь (1552). К западной половине южной
стены собора, на месте, где, по преданию,
была келия преподобного Сергия, пристроена
Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783
года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре;
здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633)
.
Второй по возрасту
лаврский храм
— Духовский (или храм Сошествия Святого
Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476
году. По свидетельствам
московских летописцев, храм был возведен
зодчими из Пскова. Завершается он невысокой
синекупольной колокольней (тип храма —
«иже
под колоколы»).
Крупнейшее сооружение
монастыря — Успенский
собор — воздвигнуто 1559—1585 по
образцу Успенского собора Московского
Кремля. Широкие
работы по обустройству церкви выполнены
по велению царской четы — царя Феодора
Иоанновича и царицы Ирины
Федоровны Годуновой.
Они были проведены в 1585-1586
годах, в этот момент
был устроен придел Феодора
Стратилата и святой
великомученицы Ирины,
которые являлись тезоименитыми
святыми царской
четы В работе над иконостасом принимал
участие Симон
Ушаков, фрески
выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими.
К северо-западному
краю собора примыкают могилы Бориса
Годунова и его
семьи, над которыми в 1780 была
сооружена шатровая палатка (не сохранилась).
С юго-западной стороны к Успенскому собору
примыкает так называемая Надкладезная
часовня, сооружённая в нарышкинском
стиле (конец XVII в.).
Вблизи западной стены
Лавры располагаются казначейские
и больничные палаты, последние — с
церковью соловецких Зосимы и Савватия —
единственным шатровым храмом монастыря.
За храмом — Крепостная и Келарская палаты
(XVI—XVII вв.).
С восточный стороны,
за святыми вратами, над широким
арочным проёмом, служащим продолжением
торжественного входа в монастырь, —
пятиглавая надвратная церковьИоанна
Предтечи (1693—1699)
строгановского направления стиля московского
барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной
церкви во имя Сергия Радонежского.
Одна из архитектурных
доминант — монастырская трапезная с церковью
Сергия Радонежского (построена в 1686—1692)
в южной части Лавры — почитается одним
из лучших образцов московского барокко.
Росписи внутри трапезной относятся к
XIX веку. Резной позолоченный иконостас
(XVII) в Сергиевской церкви был
поставлен в 1948
году, из разрушенного
московского храма
Николы «Большой Крест»,
что у Ильинских ворот. В 1956
году в трапезной
палате освящены приделы: северный — в
честь святителяИоасафа
Белгородского и
южный — в честь преподобного Серафима
Саровского.