Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 06:26, реферат
В героической летописи нашего Отечества одним из самых ярких и незабываемых событий навсегда останется Победа советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Каждый воин вершил в годы войны свой подвиг. Каждый человек за станком был героем. Каждый добивался, нередко ценой жизни, своей победы, пусть маленькой, но победы! Неустрашимость перед врагом, уверенность в грядущем «победном марше» фронтовиков крепила неустанная поддержка тружеников тыла, в том числе и наших земляков. Так сложилась Великая Победа, годовщину которой народы России ежегодно отмечают 9 мая как всенародный праздник.
Введение
1. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны
2. Горно-Алтайцы в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список литературы
Успехи экономики страны позволили
укрепить и усовершенствовать
Большие усилия потребовались от советского народа для преодоления трудностей в сельском хозяйстве, валовая продукция которого снизилась по ряду причин. Колхозники, рабочие совхозов и МТС стремились максимально использовать все резервы сельскохозяйственного производства. С огромным напряжением был проведен сев на разоренной земле, освобожденной от врага. Колхозное крестьянство делало, казалось, невозможное для обеспечения фронта и тыла продовольствием. На помощь деревне приходили горожане: летом 1943 года на полях трудились 2.7 млн. жителей городов. Сельское хозяйство обеспечивало Советскую Армию и население продовольствием, а промышленность сырьем практически без серьезных перебоев.
§4. ЖИЗНЬ СССР В 1944 ГОДУ
Победы, одержанные Советской Армией в 1944 году, стали возможными благодаря новым достижениям тружеников тыла. Увеличение размаха наступательных операций Вооруженных Сил, завершение освобождения советской территории, осуществление освободительной миссии стало возможно благодаря сплочению усилий воинов и тружеников тыла, мобилизации всех резервов и возможностей страны.
В 1944 году возникали новые проблемы. Нужно было восстанавливать освобожденные от врага территории. Это требовало колоссальных усилий от людей и больших затрат. Самоотверженно трудились работники транспорта, обеспечивая бесперебойную связь фронта и тыла, выполняя возросшие задачи по перевозке воинских и народнохозяйственных грузов. Грузооборот всех видов транспорта возрос на 15.3 процента и в основном удовлетворял потребности страны. В Государственном плане восстановления и развития неродного хозяйства на 1944 год и в специальных решениях по отраслям народного хозяйства, экономическим районам, республикам, отраслям, краям и городам были определены основные объекты восстановления, очередность восстановительных работ. Особую заботу люди проявляли о возрождении промышленности Ленинграда, угольных шахт Донбасса, металлургических и машиностроительных заводов Юга.
Промышленность и народное хозяйство страны набирало обороты. В 1944 году было выработано 39.2 млн. тон угля, 18.3 млн. тон нефти, произведено 7.3 млн. тон проката и т.д. В войска поступил 160-и мм. миномет, который не имел себе равных за рубежом. Танковые заводы стали выпускать больше новых машин ИС-1, ИС-2. Войска получили модернизированные танки Т-34-85,обладающие большой скоростью, прочной броней и более мощной пушкой.
Героически трудились для
1944 год стал переломным в развитии сельского хозяйства в военный период: был значительно превышен уровень 1943 года. Страна получила 49.1 млн. тон зерна, 1.1 млн. тон хлопка-сырца, 54.9 млн. тон картофеля.
§5. СОВЕТСКИЙ ТЫЛ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ
Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа коммунистической партии. 25 марта 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Государственный план восстановления и развития народного хозяйства на 1945 год. Он предусматривал полное обеспечение потребностей Красной Армии, хотя в целом удельный вес производства военной промышленности сократился. Военные расходы продолжали занимать значительное место, однако по сравнению с предшествовавшим годом, они сократились с 52.2 до 42.9 процентов всех расходов государства.
С начала 1945 года еще шире развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование, стимулировавшее развитие технического прогресса и повышение производительности труда. Исключительно большое значение имело внедрение опыта новаторов. Только в танковой промышленности широкое применение передового опыта фронтовой бригады Е.П. Агаркова позволило за четыре с половиной месяца высвободить 6087 человек, а по 23 областям около 19 тыс. квалифицированных рабочих. Большое распространение получило соревнование среди колхозников, работников совхозов и МТС. Весной в него включилось 22450 тракторных бригад.
В первом полугодии значительные результаты были достигнуты в промышленности. Ускоренными темпами продолжала развиваться энергетика. Успехи в области строительства и восстановлении энергетической промышленности СССР позволили увеличить выработку электроэнергии. По сравнению со вторым полугодием 1944 года производство в стране основных видов промышленной продукции значительно выросло. Так, было добыто угля больше на 8.6, железной руды - на15.4, выпуск чугуна - на 5, стали - на 1.7, проката - на 5.1 процентов.
На развитие сельского хозяйства, как и на другие отрасли, сказались тяжелые последствия вражеского нашествия, и прежде всего тяжелый урон, нанесенный гитлеровцами сельскохозяйственным районам европейской части страны. В разоренных, сожженных, разграбленных деревнях повсеместно не хватало рабочих рук, особенно механизаторов ,а также машин, техники, скота, семян, удобрений. Восстановление сельского хозяйства на освобожденной от врага территории проходило с огромными трудностями. Однако благодаря руководству партии, труду в основном женщин, стариков и подростков, активной помощи рабочих, сельское хозяйство постепенно набирало силу. Успехи в восстановлении народного хозяйства страны позволили Советскому государству уже в 1945 году увеличить производство машин ,горючего и минеральных удобрений для сельского хозяйства. Труженики села, несмотря на позднюю весну, организованно провели посевную кампанию. При этом впервые за годы войны колхозники сумели выполнить государственный план сева яровых, а работники совхозов даже перевыполнить его. Самоотверженный труд советского крестьянства, усилие механизации в сельском хозяйстве позволили довести посевные площади в последний военный год до 113.8 млн. га, что составило 75 процентов посевных площадей 1940 года.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
§1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над гитлеровской Германией. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.
Первостепенное значение в Советском государстве приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни.
Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились:
- создание Государственного
- предоставление военным
- отсрочка выборов в Советы
депутатов трудящихся и
- ограничение принципа
- нерегулярное проведение
- уменьшение гласности в
Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.
Высшим органом
Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.
Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. Союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.
В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востоке страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и ведомств, упразднением одних из них и созданием других.
При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.
Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.
Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.
За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями.
В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из:
- председателя (секретарь обкома или горкома партии)
- заместителя (председатель
- командующего округом (фронтом);
- члена Военного совета округа (фронта);
- представителя НКВД.
Комитеты обороны осуществляли
свои функции в тесном контакте с
местными Советами и общественными
организациями. На граждан и учреждения
возлагалась обязанность
Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту наркоматов и по своему усмотрению.
Взаимоотношения ГКО с верховным
органом социалистического
Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг. введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также персональных военизированных званий и погон для личного состава железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.