Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление представляет собой сложное явление, для осмысления которого требуются разносторонние знания о государст-ве, политике, власти, управлении, праве, при этом важно не только знать историю своей страны, но и понимать механизм функционирования поли-ти¬ки и властных отношений в обществе, разбираться в процессах, кото¬рые происходили и происходят в административной системе государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века…………………………………………….5
Глава 2. Трансформация государственного контроля в условиях тоталитарного государства…………………………………………………………16
Глава 3. Реформирование системы государственного контроля в 1950-
1980-х гг………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Такой новой формой и  явилась Рабоче-крестьянская инспекция, рожденная в результате инициативы народных масс.

Однако в 1919 г. наряду с органами государственного контроля на многих промышленных предприятиях страны, и прежде всего в промышленных центрах, еще продолжали существовать органы рабочего контроля – ячейки рабочей инспекции.

Органам РКИ было поручено вести решительную борьбу с бюрократизмом  и волокитой в советских и  хозяйственных учреждениях, усилить  контроль за соблюдением законности.  Вся деятельность РКИ должна была строиться на основе привлечения  к делу государственного контроля широких рабоче-крестьянских масс, что создавало возможность подготовить и приучить их к управлению государством. Положение об РКИ намечало три основные формы участия рабочих и крестьян в деятельности органов контроля: непосредственное делегирование коллективами трудящихся своих представителей в РКИ в качестве ее членов; организация ячеек содействия РКИ на заводах и фабриках, на транспорте и в воинских частях; участие трудящихся, представителей общественных организаций в массовых ревизионных обследованиях и проверках, проводимых РКИ.

Рабоче-крестьянской инспекции  предоставлялись широкие права: устанавливать постоянный и фактический  контроль материальных и денежных оборотов; приостанавливать явно незаконные распоряжения и действия учреждений и должностных лиц, которые могли бы нанести материальный или денежный ущерб государству; предлагать ревизуемым учреждениям исправление замеченных в работе недочетов и требовать удаления в работе и бесхозяйственность; привлекать  к суду должностных лиц, виновных в правонарушениях и злоупотреблениях. [5, с. 56]

Таким образом, с образованием Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции  произошло слияние органов рабочего контроля с государственным контролем. Это давало возможность объединить широкие массы трудящихся для приобщения их к государственной работе.

В отличие от РСФСР  и других союзных республик, где  реорганизация органов госконтроля  началась сразу же после опубликования  декрета ВЦИК от 7 февраля 1920 г., в БССР она проводилась с июля 1920 г., после изгнания с территории республики войск Польши. Вначале РКИ создавались при губернских и уездных ревкомах на правах их отделов. Так, при Минском губревкоме  отдел РКИ стал функционировать с июля, при Слуцком уездном ревкоме – с августа, Новогрудском – с сентября 1920 г. В течение июля – октября отделы РКИ были образованы во всех ревкомах остальных уездов республики, освобожденных от оккупационных войск. Руководил ими отдел РКИ Военно-Революционного Комитета БССР.

Постановлением Военно-Революционного Комитета республики от 26 августа 1920 г. Отделы ревкомов были переименованы в комиссариаты. Отдел РКИ стал именоваться Комиссариатом Рабоче-крестьянской инспекции. II съезд Советов БССР утвердил дополнения к Конституции БССР, где в числе 15 наркоматов был назван и Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции. Таким образом, создание НК РКИ Белоруссии было законодательно закреплено 17 декабря 1920 г.

На первых порах, до образования  Союза ССР, отношения между органами государственного контроля РСФСР и Белорусской ССР были определены специальным Положением, по которому НКГК Белоруссии в своей контрольной и организационной деятельности руководствовался законодательством РСФСР и нормативными актами, издаваемыми НКГК РСФСР от 17 декабря 1920 г. устанавливался порядок назначения должностных лиц НК РКИ, а также разрешались вопросы отчетности и финансирования. В административных вопросах НК РКИ Белоруссии действовал самостоятельно.

В связи с подписанием 16 января 1921 г. союзного договора РСФСР с Белоруссией ранее заключенное соглашение утратило силу. Органы госконтроля в своей работе обязаны были руководствоваться теперь законами и распоряжениями ЦИК и СНК БССР. [8, с. 76]

17 декабря 1921 г. ЦИК  БССР утвердил «Положение о  Рабоче-крестьянской инспекции ССР Белоруссии». В нем указывалось, что Рабоче-крестьянская инспекция – единый и независимый орган социалистического контроля и надзора за законностью, планомерностью, согласованностью и продуктивностью деятельности всех государственных, хозяйственных организаций республики, а равно орган накопления и изучения опыта социалистического строительства и постепенного совершенствования аппарата Советской власти. В Положении были определены права и обязанности РКИ, порядок назначения  смещения должностных лиц. Особо подчеркивалось, что органы РКИ привлекают к осуществлению фактического контроля и инспектирования учреждений представителей рабочих масс и трудового крестьянства, для чего входят в контакт с профессиональными организациями и их местными комитетами.

В структурном отношении  Наркомат РКИ БССР на февраль 1921 г. состоял из организационно-инструкторского управления, канцелярии и 7 инспекций.

В целях всестороннего и обстоятельного обсуждения важнейших вопросов деятельности НК РКИ при нем было образовано Особое Совещание. В задачи Совещания входило разрешение вопросов принципиального характера, возникающих в процессе работы РКИ, изыскания новых форм и методов ревизионно-инспекторского надзора, вовлечения рабочих и крестьян в деятельность РКИ.

Отделения РКИ были образованы в Бобруйском, Слуцком, Игуменском, Борисовском, Мозырском уездах. С июля 1920 г. по январь 1921 г. Действовало Минское отделение РКИ Западного Военного округа для ревизионно-инспекционного наблюдения за военными учреждениями. После его расформирования было образованно Минское уездное отделение РКИ. В структурном отношении уездные отделения РКИ состояли из общего, финансово-экономического, административно-военного и социально-культурного отделов.

Гомельский и Витебский  губернские отделы РКИ территориально тогда не входили в состав БССР, и до 1922 г. находились в непосредственном подчинении НК РКИ РСФСР, а затем были переданы Управлением уполномоченного НК РКИ РСФСР по Западной области. К концу 1921 г. в состав Гомельской губернской РКИ входило 13 уездных и 4 районных отделения РКИ. Витебской губернской РКИ были подотчетны 9 уездных отделений.

В условиях ограниченных финансовых и продовольственных  ресурсов партия и правительство  предприняли меры по сокращению численного состава государственного аппарата. Были подвергнуты резкому сокращению и штаты РКИ. Освобождение РКИ от проведения предварительной ревизии денежных и материальных оборотов и других мелких, второстепенных работ вызвало необходимость пересмотра ее организационной структуры.

В ноябре 1921 г. Совнарком  БССР признал необходимым упразднить уездные отделения РКИ как самостоятельные отделы уездных исполкомов, а также существовавших властных отделений. Ревизионно-инспекционной работой на местах должен был заниматься непосредственно аппарат Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции.

Взамен упраздненных уездных отделений РКИ во всех уездах республики, кроме Минского, был создан институт уполномоченных Наркомата РКИ. В пределах уезда уполномоченный НК РКИ пользовался всеми правами, предоставленными уездным органам РКИ. Как показала практика, уполномоченные НК РКИ в уездах в силу загрузки множеством поручений местных партийных и советских органов не смогли обеспечить выполнение заданий НК РКИ по ревизионно-инспекторской работе. По ходатайству НК РКИ республики постановлением Президиума ЦИК БССР от 2 марта 1923 г. институт уполномоченных НК РКИ был ликвидирован. Обслуживание учреждений уездов производилось специальными инспекционными группами Наркомата РКИ. [11, с. 45]

Подверглась изменению  и структура центрального аппарата Наркомата РКИ. К началу 1923 г. НК РКИ республики состоял: 1) из секретариата; 2) общего отдела; 3) юридического отдела; 4) бюро жалоб; 5) экономического отдела; 6) административно-общественного отдела.

Проведенные мероприятия  по упрощению структуры РКИ должны были способствовать  дальнейшему улучшению их работы по выполнению поставленных перед ними задач в период восстановления народного хозяйства.

Совершенствовались формы  и методы деятельности РКИ. В отличие  от прошлых лет РКИ сосредоточивает  внимание на разработке таких форм и методов работы, которые бы оказывали более эффективную помощь подконтрольным учреждениям и хозяйственным органам в их практической деятельности. На первое место стало выдвигаться инспектирование. Это направление контроля позволяло глубже изучить причины недостатков и наметить конкретные меры по их устранению, по улучшению работы учреждений и предприятий.

Шире стали практиковаться фактические ревизии, и в частности  такие виды, как массовые обследования и летучие ревизии, ранее вообще не применявшиеся Наркоматом госконтроля. Из практики РКИ были исключены такие работы, как участие в приемках, осмотрах и освидетельствованиях, что давало возможность переключить инспекторско-ревизионные силы на более важные участки.

Ввиду значительного  сокращения штатов РКИ и перегруженности их заданиями местных партийных органов широко использовался так называемый выборочный метод контроля. Он позволял проверять отдельные участки хозяйственной работы, а также наиболее важные стороны деятельности отдельных учреждений.

Важное значение в  оживлении работы органов РКИ  республики имело проведенное 26 июня 1921 г. Всебелорусское совещание ответственных  работников РКИ. Решения этого совещания  были направлены всем местным контрольным  органам.

Вся практическая деятельность РКИ проходила под руководством партийных организаций. На заседаниях ЦБ КП(б)Б, губернских и уездных партийных комитетов неоднократно рассматривались вопросы, связанные с улучшением работы РКИ. [12, с. 108]

 Далее В.И. Ленин планирует реорганизацию контрольных органов Советского государства. Основной идеей предложенной В.И. Лениным перестройки системы государственного контроля являлось объединение Рабоче-крестьянской с Центральной Контрольной Комиссией РКП(б). Причем в основу этого объединения была положена не обычная схема: как лучше организовать работу того или другого государственного учреждения, а забота об общих судьбах и путях борьбы за коммунизм.

Важнейшей идеей ленинского плана являлось превращение РКИ  в образцовый орган, призванный осуществлять действенный контроль над работой всех без исключения государственных и хозяйственных организаций и учреждений страны.

Состоявшийся 17–25 апреля 1923 г. XII съезд РКП(б) единодушно одобрил предложенный В.И. Лениным план реорганизации контрольных органов, утвердив образование ЦКК – РКИ. В Белоруссии как и во всей стране решения съезда получили полное одобрение. Процесс реорганизации РКИ начался сразу же после опубликования в печати статьи В.И.Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин». Уже с февраля 1923 г. Контрольная Комиссия КП(б)Б стала более активно вмешиваться в работу государственных и хозяйственных органов республики, координируя свою деятельность с НК РКИ БССР. [13, с. 124]

В начале августа 1923 г. Центральное Бюро и КК Компартии Белоруссии возбудили ходатайство перед ЦКК РКП(б) о разрешении провести реорганизацию контрольных органов республики. Для выяснения ряда вопросов, связанных с реорганизацией, в Президиум ЦКК РКП(б) командируются ответственные работники КК КП(б)Б и НК РКИ БССР

Объединенное заседание  Президиума ЦКК РКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР, рассмотрев ходатайство, признало возможным объединить КК и НК РКИ БССР.

30 августа 1923 г. состоялось  первое объединенное заседание  КК КП(б)Б и Коллегии НК РКИ  БССР. На нем были намечены  практические меры по претворению в жизнь решения Президиума ЦКК РКП(б) и НК РКИ СССР о реорганизации органов республики.

В связи с укрупнением  территории Белоруссии ЦК РКП(б) принял 4 февраля 1924 г. Постановление о создании Временного Белорусского Бюро ЦК РКП(б) вместо ЦБ КП(б)Б. Этим же постановлением образована Временная Контрольная Комиссия КП(б)Б. На состоявшемся 18 марта 1924 г. Пленуме Временной КККП(б)Б был образован Президиум КК КП(б)Б.

12–14 мая 1924 г. Проходил VIII съезд Компартии Белоруссии, переименовавший Временную КК КП(б)Б в Центральную Контрольную Комиссию КП(б)Б. С этого времени объединенный контрольный орган именовался ЦКК КП(б)Б – НК РКИ Белоруссии. С образованием ЦКК — РКИ начался новый этап в развитии государственного и общественного контроля. Законодательными актами были определены их права компетенция.

Под руководством ЦК КП(б)Б  проводилась значительная работа по подбору кадров ЦКК— РКИ, усилению в их составе рабочей и партийной прослойки. Много внимания уделялось повышению квалификации и идейно-политического уровня сотрудников органов контроля. Принимаемые меры по совершенствованию организационной структуры ЦКК — РКИ преследовали цель — обеспечить оперативность в работе, успешное выполнение стоявших задач, содействовать развитию активности трудящихся в деятельности органов партийно-государственного контроля.

Совершенствуя формы  и методы работы органов партийно-государственного контроля, партия и правительство придавали первостепенное значение расширению их связи с массами, чем обеспечивалась массовость и гласность контроля. [10, с 182]

Перед ЦКК – РКИ  стояли задачи: укрепление ленинского единства рядов партии, улучшение  качественного состава партийных  организаций; совершенствование и  укрепление всех звеньев государственного аппарата, еще большего приближения их к массам, подчинение аппарата задачам социалистического строительства, оказания помощи партии и правительству в выявлении и мобилизации сил и ресурсов для создания материально-технической базы социализма; искоренение бюрократизма, укрепление законности и усиление охраны социалистической собственности.

Новые задачи, возложенные  Коммунистической партией и Советским  правительством на реорганизованные органы РКИ, расширение их компетентности и  прав вызывали необходимость улучшения  их организованной структуры.

Производственная реорганизация  контрольных органов, изменение  форм и методов их работы повышали авторитет ЦКК – РКИ среди  трудящихся. Расширению связи ЦКК — РКИ с массами способствовала идеологическая работа, проводимая партией в массах, повышение политической и трудовой активности трудящихся.

Опыт работы ЦКК—РКИ показал, что чем сложнее задачи, стоявшие перед страной, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу. [27, с. 276]

Информация о работе Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг