Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление представляет собой сложное явление, для осмысления которого требуются разносторонние знания о государст-ве, политике, власти, управлении, праве, при этом важно не только знать историю своей страны, но и понимать механизм функционирования поли-ти¬ки и властных отношений в обществе, разбираться в процессах, кото¬рые происходили и происходят в административной системе государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века…………………………………………….5
Глава 2. Трансформация государственного контроля в условиях тоталитарного государства…………………………………………………………16
Глава 3. Реформирование системы государственного контроля в 1950-
1980-х гг………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

23 августа 1957 г. Министерство государственного контроля было упразднено и образована Комиссия советского контроля при СМ СССР. Такая же реорганизация была проведена и в союзных республиках.

Комиссия  советского контроля Совета Министров  БССР была образована Указом Президиума Верховного Совета БССР от 24 февраля 1958 г. Перестройка системы контроля в республике, совершенствование форм и методов их работы проходили под руководством Компартии Белоруссии. ЦК КПБ укрепил контрольные органы специалистами народного хозяйства, опытными партийными и советскими работниками. В 1959 г. в составе ответственных работников КСК 87 % составляли коммунисты, 77 % имели высшее образование, 84 % работало в контрольных органах свыше 5 лет.

Комиссия  советского контроля Совета Министров  БССР осуществляла проверку исполнения решений правительств СССР и БССР по важнейшим отраслям народного хозяйства, изучала структуру и деятельность государственного аппарата. Она боролась с проявлением ведомственных местнических тенденций, с бюрократизмом и волокитой, следила за проведением режима экономии в народном хозяйстве, за правильным и целесообразным расходованием денежных средств и материальных ценностей. [4, с. 117]

Комиссия  советского контроля привлекала к своей  работе широкие массы рабочих, колхозников  и служащих, опиралась на помощь местных Советов депутатов трудящихся и общественных организаций.

Главным результатом деятельности Комиссии советского контроля являлось устранение на местах недостатков, вскрытых в работе советских, хозяйственных, кооперативных организаций, и принятие мер к предотвращению их в дальнейшем. В этих целях результаты проверок вносились на обсуждение партийных, советских хозяйственных и кооперативных организаций, собраний рабочих, служащих освещались в печати. Руководители проверяемых предприятий, учреждений, организаций обязывались безотлагательно устранять вскрытые нарушения и недостатки и о результатах сообщать Комиссии советского контроля.

Комиссии  советского контроля предоставлялось  право: давать должностным лицам предприятий, учреждений и организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых недостатков и нарушений, одновременно извещая об руководителей соответствующих министерств (ведомств) и Совнархоза; применять в отношении руководителей и других должностных лиц советского и хозяйств го аппарата, срывающих исполнение решений правительства и нарушающих дарственную дисциплину, допускающих волокиту и бюрократизм.

В случае обнаружения злоупотреблений и  иных преступных действий материалы  направлялись в органы прокуратуры  для расследования. Комиссия советского контроля имела право производить денежные начеты на должностных лиц, принесших ущерб государству, кооперативным и другим общественным организациям, привлекать для участия в проверке в качестве экспертов специалистов и лиц предприятий, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций и других учреждений, а в необходимых случаях создавать экспертные комиссии; требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций документы и объяснения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии советского контроля. [29, с. 114]

Комиссия  советского контроля образовывалась в  составе председателя комиссии, назначаемого Верховным Советом БССР, заместителей председателя и членов комиссии, назначаемых Советом Министров БССР.

Однако  и эта перестройка принципиальных изменений в деятельность контрольных органов не внесла. Формы и методы Комиссии также нуждались в дальнейшем совершенствовании.

Постановлением  ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 29 июля 1961 г. Комиссия советского контроля Совета Министров БССР была преобразована в союзно-республиканский орган –  Комиссию государственного контроля Совета Министров БСCP (Госконтроль БССР). В областях республики создавались группы государственного контроля, которые вели свою работу под руководством Госконтроля БССР. Кроме этого, создавались группы внештатных общественных контролеров в областных центрах республики и общественные советы из представителей советских, профсоюзных, комсомольских организаций и передовиков производства.

Задачи  и функции Госконтроля БССР в основном были те же, что у Комиссионного контроля Совета Министров БССР. Тем не менее постановлением Совета Министров БССР от 15 ноября 1961 г. утверждено Положение о Госконтроле БССР. Комиссия госконтроля БССР оставалась союзно-республиканским органом и в своей деятельности подчинялась Совету Министров БССР и Комиссии государственного контроля Совета Министров СССР.

Структура Комиссии советского контроля Совета Министров БССР и структура комиссии государственного контроля Совета Министров  БССР утверждались правительством республики. Она состояла из отделов по отраслям народного хозяйства и культуры и внутриведомственных отделов. Комиссия госконтроля БССР упразднена в декабре 1962 г. в связи с образованием Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПБ и СМ БССР.

В соответствии с решениями ноябрьского (1962 г.) Пленума  ЦК КПСС о коренной реорганизации  в стране, постановлением ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета БССР и Совета Министров  БССР от 18декабря 1962 г. был образован комитет партийно-государственного контроля ЦК КПБ и Совета Министров БССР. Одновременно образованы областные, городские и районные комитеты партийного государственного контроля.

Комитет партийно-государственного контроля являлся  органом ЦК КПБ и Совета Министров  БССР. Основными задачами его являлись: обеспечение систематической проверки фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями; укрепление государственной дисциплины и социалистической законности.

В пределах своей компетенции Комитет партийно-государственного контроля руководил организацией проверок фактического исполнения министерствами, ведомствами и другими учреждениями, организациями и предприятиями директив партии и правительства, осуществляя контроль за выполнением народнохозяйственных планов, занимался вопросами улучшения работы государственного и административно-управленческого аппарата, вел борьбу с нарушениями государственной дисциплины и посягательствами на социалистическую законность.

В первом квартале 1963 г. завершена работа по образованию Комитетов партийно-государственного  контроля и их органов на местах. В республике функционировало 137 комитетов: 12 областных, 12 городских, 13 районных комитетов в городах, 23 комитета no промышленным зонам и 77 — по производственным колхозно-совхозным управлениям. [29, с. 185]

Структура и штаты органов партийно-государственного контроля БССР утверждались ЦК КПБ  и Советом Министров БССР. Совместным постановлением ЦК КПБ и СМ БССР от 28 января 1963 г. была утверждена следующая структура комитета: руководство, отраслевые отделы: по машиностроению, химической промышленности, транспорту и связи; по строительству и строительной индустрии; по сельскому хозяйству; по легкой и пищевой промышленности, торговле и общественному питанию; по плановым и финансовым органам; по учреждениям народного образования, науке, высшим  учебным заведениям, культуре, здравоохранению и социальному обеспечению; по организационной работе; общий отдел; бюро жалоб и предложений.

Штаты областных и городских комитетов партийно-государственного контроля состояли из председателей, их заместителей и инспекторов.

В соответствии с Законом СССР от 9 декабря 1965 г. «Об организации народного контроля СССР» Верховный Совет БССР 22 декабря 1965 г принял Закон «Об органах народного контроля БССР». На его основании органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля.

Органами  народного контроля стали республиканский, областные, городские и районные комитеты народного контроля, а также группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, учреждениях, организациях, в колхозах и воинских частях. Они сочетали в себе государственные и общественные начала и объединяли представителей широкой общественности. Являясь союзно-республиканским органом, КНК БССР осуществлял свою деятельность под руководством ЦК КПБ, Верховного Совета БССР, Комитета народного контроля СССР и был подотчетен им.

Функции органов народного контроля заключались в осуществлении контроля за выполнением государственных планов экономического и социального развития, текущих государственных заданий в выявлении и использовании резервов народного хозяйства, повышения эффективности общественного производства и улучшения качества работы, в обеспечении внедрения в производство достижений науки и техники, передового опыта, рационального использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, улучшения использования и охраны природных ресурсов. Комитеты и группы народного контроля вели борьбу с нарушителями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом, любыми попытками обмана государства, с посягательством на социалистическую собственность. Они способствовали совершенствованию работы госаппарата, улучшению проверки исполнения принятых решений в органах государственного управления. Особое внимание обращалось на выполнение руководящими лицами законов при рассмотрении предложений, жалоб, заявлений граждан и т.д. Свои контрольные функции КНК БССР и подчиненные ему органы народного контроля распространяли на предприятия, учреждения, организации независимо от их ведомственной подчиненности. Состав республиканского комитета утверждался на сессиях Верховного Совета БССР сроком на 5 лет в количестве 12 человек. При образовании в декабре 1965 г. комитет сохранил структуру своего предшественника Комитета партийно-государственного контроля. Она строилась по производственно-отраслевому принципу и включала отделы: по машиностроению, химической промышленности, транспорту и связи; по строительству и строительной индустрии; по сельскому хозяйству; по легкой и пищевой промышленности; по торговле и общественному питанию; по плановым и финансовым органам; по учреждениям народного образования, науки, высшим учебным заведениям, культуре, здравоохранению и соцобеспечению; по организационной работе, а также общий отдел и бюро жалоб и предложений трудящихся. На протяжении 1970-х годов в структуре комитета произошли некоторые изменения. В июне 1976 г. отдел легкой, пищевой промышленности, торговли и общественного питания разукрупнен на отдел легкой и пищевой промышленности и отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В ноябре 1977 г. отдел машиностроения, химической промышленности, транспорта и связи разукрупнен на отдел машиностроения и химической промышленности и отдел топливной промышленности, энергетики, транспорта и связи. К концу 1980-х годов КНК БССР состоял из следующих отделов: машиностроения и химической промышленности; топливной промышленности, энергетики, транспорта и связи; строительства и строительной индустрии; сельского хозяйства; легкой и пищевой промышленности; торговли, общественного питания и бытового обслуживания; плановых и финансовых органов; учреждений народного образования, науки, высших учебных заведений, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. Кроме производственно-отраслевых отделов, функционировали структурные подразделения: отдел организационной работы, общий отдел, бюро жалоб и предложений трудящихся. [32, с. 112]

С 1977 г. по 1990 г. изменений в структуре  комитета не происходило. В отделах  наряду со штатными сотрудниками работало более 400 внештатных инспекторов. В их число входили представители профсоюзных и комсомольских организаций, печати, местных органов контроля, представители трудовых коллективов. Местные органы народного контроля составляли областные, районные и городские комитеты, которые формировались на сессиях соответствующих Советов сроком на 2,5 года из 9-11 человек. В их состав входили председатель и два штатных работника, а также члены комитетов – представители общественных организаций и трудовых коллективов. Структура отделов также строилась по производственно-отраслевому принципу и определялась особенностями регионов. Комитеты народного контроля от городского до областного звена по горизонтали подчинялись своему Совету, а по вертикали – вышестоящим комитетам народного контроля. Городские комитеты народного контроля были образованы в г. Минске и во всех городах областного подчинения. Всего в БССР функционировали 31 городской комитет, 25 районных в городах и 104 сельских районных комитета. Комитеты, группы и посты народного контроля производственных объединений, предприятий, колхозов, учреждений и организаций избирались собраниями трудовых коллективов или на конференциях, собраниях уполномоченных этих трудовых коллективов, были им подотчетны, а также подконтрольны вышестоящим комитетам народного контроля. Особенность системы народного контроля в республике состояла в том, что в нее входили наряду с комитетами, сочетавшими в себе государственные и общественные начала, общественные органы-комитеты, группы и посты народного контроля, образуемые при поселковых, сельских, городских (городов районного подчинения) Советах, трудовыми коллективами. На предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях республики на 1 января 1982 г. действовали 27 829 комитетов и групп народного контроля и 11 909 постов, в которые избраны 386 тыс. человек. Комитеты народного контроля имели право давать соответствующим органам или должностным лицам обязательные для исполнения поручения о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности, производственно-технических экспертиз; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить выявленные нарушения. При необходимости их материалы о нарушениях передавались на обсуждение трудовых коллективов, общественных организаций, рассмотрение органов государственного управления, для обнародования их через печать, телевидение и радио.

Наряду с мерами общественного  воздействия комитеты имели право  привлекать виновных к дисциплинарной и другой ответственности: налагать на должностных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимаемых должностей или понижать в должности, направлять материалы о хищениях, злоупотреблениях и других действиях должностных лиц, выявленных проверками и влекших уголовную ответственность, в прокуратуру. Первая сессия Верховного Совета БССР 12-го созыва 4 июля 1990 г. приняла постановление об упразднении органов народного контроля республики. СМ БССР, местным Советам народных депутатов поручено осуществить меры, связанные с упразднением органов народного контроля, а Конституционной комиссии подготовить предложения об изменении соответствующих статей Конституции БССР. На протяжении 1980-х годов в республике параллельно с органами народного контроля функционировали комиссия Президиума СМ БССР по координации контрольной деятельности и координационный совет по упорядочению проверок и повышению эффективности контроля. Комиссия Президиума СМ БССР по координации контрольной деятельности была образована правительством республики в июле 1980 г. Ее возглавлял председатель Комитета народного контроля. Комиссия создавалась для объединения усилий контролирующих органов в повышении действенности контроля, недопущения параллелизма и дублирования в их работе. В соответствии с Положением о комиссии (утверждено 3 июля 1980 г. одновременно с созданием комитета, 12 декабря 1984 г. в него внесены изменения и дополнения) на нее возлагались обязанности: рассмотрение и координация планов контрольной работы министерств, государственных комитетов, ведомств, осуществлявших государственный контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций; обеспечение комплексности проверок; определение форм и методов проведения совместных проверок; разработка рекомендаций по организации контрольной работы, подготовка предложений СМ БССР о мерах по улучшению деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств по контролю за выполнением принятых решений; методическое руководство работой областных, городских и районных советов по координации; периодическое заслушивание на заседаниях комиссии информации, отчетов руководителей министерств, комитетов и ведомств, осуществлявших контроль, о практике организации и проведения проверок, реализации их материалов. Министерства, комитеты и ведомства представляли комиссии годовые планы и предложения о проведении совместных проверок или ревизий. Координационный план совместных проверок рассылался членам-комиссии, областным советам по координации проверок, другим органам, участвовавшим в проверках. 15 мая 1986 г. Комиссия Президиума СМ БССР по координации контрольной деятельности была упразднена и вместо нее создан Координационный совет по упорядочению проверок и повышению эффективности контроля. В его состав вошли 11 человек, председателем назначен первый заместитель председателя СМ БССР. В областях и г. Минске образованы советы по координации проверок, проводившихся областными, городскими и районными контролирующими органами. Министерства и ведомства, облисполкомы, горисполкомы и райисполкомы представляли проекты полугодовых и годовых планов проведения проверок в соответствующие координирующие органы. В связи с тем, что статьей 92 Конституции СССР на органы народного контроля была возложена координация работы других контрольных органов, для устранения параллелизма в работе 11 декабря 1989 г. СМ БССР упразднил Координационный совет. [33, с. 87]

Можно сделать вывод, что реформирование органов власти было вызвано тем, что она не принесла желаемого результата. Начавшаяся в 1950–х годах либерализация политического строя потребовала реорганизации контрольных органов. Поэтому создается Комиссия советского контроля, которая следила за исполнением решений правительства, за расходованием государственных средств. К участию в ее работе привлекались широкие слои общественности.

В результате реформ страна оказалась в ситуации, когда нет  общегосударственной системы, ориентированной на новые задачи. Отсутствие правильной и четкой стратегии реформирования органов контроля не позволили создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля.

Система управления страной, сложившаяся в 1930– была неприемлемой для общества. Ограничение прав человека, необоснованные наказания, контроль над всеми сферами жизни общества, такая модель не могла существовать долго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

За 50 лет своего существования органы контроля под руководством Коммунистической партии прошли большой путь: от рабочего контроля – к рабоче-крестьянскому и от него – к народному. Претерпевая различные организационные преобразования органы контроля оставались надежным орудием в руках партии и Советского государства в борьбе за построение социализма и коммунизма. Государственный контроль был и остается органом борьбы за социалистический правопорядок, за правильное расходование народного добра, за укрепление советского государственного аппарата, органом борьбы с бюрократизмом, волокитой и беззаконием.

Он является органом  оперативного контроля. Он проверяет  правильность и своевременность выполнения государственными и общественными организациями советских законов, регламентирующих финансовую дисциплину, ведет борьбу с расхитителями народных средств и материальных ценностей, борется за укрепление государственной дисциплины, помогает очищать советский аппарат от классово-враждебных элементов, от бюрократов и воров.

Государственный контроль является частью управления, а органы государственного контроля представляют собой составную часть аппарата государственного управления.

Изучив  ряд вопросов развития органов государственного контроля в БССР в 1920–80 гг. можно подвести итоги и сделать определенные выводы:

– при становлении  государственного контроля БССР можно  выделить несколько этапов развития системы: образование Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции БССР в 1919 г.; создание Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР; смена реорганизованной Комиссии советского контроля при СНК БССР Народным комиссариатом государственного контроля Белорусской ССР.

Информация о работе Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг