Славяне и Великое переселение народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Краткое описание

переселение славян

Содержание

Историки о Великом переселении народов
Теории происхождения и расселения славян
Особенности славянской колонизации Восточной Европы. Феномен славянского этнического единства

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 564.76 Кб (Скачать файл)

Существует  ряд других теорий миграционного  происхождения славян и их «прародины»  — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для  всех индоевропейцев «прародина», это  и «среднеевропейская», по которой  славяне и их предки оказывались  пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, —  и ряд других теорий.      Интенсивное движение позволило славянским племенам за исторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, если многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, что вело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иных этнических массивах, то славяне - в отличие от них - не оставляли окончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, ищущими новых пахотных земель.

     Великое переселение положило начало истории  современных славянских народов, в  том числе и русского. После  начальных импульсов переселения  славянская единая этническая общность разделилась на отдельные племена  и народы.

     При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и, свойственных им ведических культов сохранялось  еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку.

       Длительное время сохранялся  и единый славянский язык, позволявший,  несмотря на диалекты, вполне  свободно понимать друг друга  поляку и болгарину, новгородцу  и жителю Черногории.

     В VI-VII вв., можно сказать, завершается  период праславянской истории. Тем не менее после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходиться. Причинами тому являлись огромная территория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли контакты с местными неславянскими племенами, влиявшие на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финно - уграми, балтами, тюрками.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Феномен славянского  этнического единства.

     Наличие цельной мировоззренческой системы  послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса. В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю. После того как в 795-796 гг. аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире. Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. До сих пор в исторической и лингвистической литературе широко распространено мнение об исходном единстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. В соответствии с указанным представлением находится и господствующая в славянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (до XIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты. Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когда разные княжества и области оказались разделены политическими, экономическими и культурными барьерами. Между тем, еще в начале века высказывалась и иная точка зрения.

     Так, основываясь на изучении этнографии и диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал: “южнорусское население (т.е. русское население  Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тульской, Орловской и Калужской губернии)... отличается от северорусского (в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской  и др. губерниях) значительно больше, чем от белорусов”. Из этого он сделал вывод о существовании двух “русских народностей” и, следовательно, четырех восточнославянских народов: “украинцы, белорусы, севернорусские (окающий диалект) и южноруссие (акающий диалект)”. Исторические корни такого этнического деления ученый видел в том, что восточные славяне в VII-VIII вв. распались на три “племени”: “Восточная группа русских, фигурирующая в древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань -третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Северные русские распространились к северу; летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами и полочанами. Южные русские остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. Выводы о неоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюдениях и данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследования языка берестяных грамот древнейшего периода, предпринятого в последние годы А.А. Зализняком. Он установил существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этот диалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Таким образом, становится ясно, что начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной, нежели представлялось ранее. Северо-Западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, а главным образом западнославянский контингент населения. Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства.

     К сожалению, письменные источники далеко не всегда дают достаточный материал, чтобы можно было уточнить, о каком  именно из указанных групп идет речь в каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с  тем, что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а  самих восточных славян гораздо  больше занимало не то, что объединяло в этническом плане формировавшийся  союзы племен, а локальные различия между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

http://his95.narod.ru/lec2_3.htm

http://thepoem.narod.ru/1_h.htm

Информация о работе Славяне и Великое переселение народов