Смоленские земли в период XIII-XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что доказывается следующими соображениями. Для племени attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня». Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI- XII в.)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РОЗДЕЛ 1 ИСЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ. ИСТОРИОГРАФИЯ 6
РОЗДЕЛ 2 СМОЛЕНСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД XIII-XV ВЕКОВ 9
2.1 Удельная Русь с XII по XVI века 9
2.2 Смоленское княжество 11
2.3 Политика Смоленского княжества 15
2.4 Развитие торговли и ремесел 22
ВЫВОДЫ 28
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.11 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В некоторых северных источниках, как известно, Русь называют страной городов - Гардарики. С таким названием вполне совпадают известия анонимного баварского географа IX в. (866 - 890 гг.). Отрывок из его работы сохранился в рукописи конца XI в., и сведения его тем более ценны, что они относятся ко времени более раннему, чем свидетельства нашей летописи и византийского императора Константина Багрянородного. Баварский географ упоминает об отдельных славянских племенах и количестве их городов. Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), «народ многочисленный», - 318 городов, волыняне (velunzeni) - 70 городов и т. д. Неизвестно, откуда баварский географ заимствовал свои сведения, но, возможно, они восходят к какому-либо византийскому источнику, так как включают «описание городов и областей на северном берегу Дуная» (descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubium), а берег Дуная был рубежом византийских владений. К северу от этого рубежа находилась обширная область, заселённая многочисленными племенами антов, враждовавших с Византийской империей1

Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что  доказывается следующими соображениями. Для племени attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня». Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI- XII в.)

Наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VI - VII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут они, - пишет Прокопий о славянах и антах, - в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства»2. Конечно, в этих словах выражено явное пренебрежение к славянским жилищам, типичное для византийца, привыкшего к богатым и обстроенным городам Восточно-Римской империи. Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские посёлки не были столь жалкими, как говорит Прокопий. Давая совет, как надо грабить славянские посёлки, автор указывает: войско должно быть разделено на две части и двигаться по двум дорогам, грабя ближайшие окрестности. Некоторые посёлки могут оказаться большими, но в этом случае не надо выделять слишком много воинов, часть которых должна грабить, а другая охранять грабящих3.

Славянские посёлки находились близко один к другому, но были слабо укреплены. Это и есть «города» баварского анонима, насчитывающего их сотнями для некоторых славянских племён. Археологические наблюдения последних лет подтверждают выводы, сделанные на основании письменных источников. В бассейнах Днестра и Днепра были найдены различные предметы, указывающие на существование здесь ремесленного производства в первые века нашей эры. Исследователи Поднестровья указывают на преемственную связь культуры этого района с культурой Киевской Руси. Некоторые городища были хорошо укреплены, но и они отличались небольшими размерами. Это пока ещё только зачатки будущих городов, куда окрестное население скрывалось во время набегов врагов4.

Отсутствие значительных славянских городищ до IX в. привело даже М. Ю. Брайчевского к выводу, что «в эпоху, предшествующую сложению Киевской Руси, т. е. антскую (II век - половина VII в. н. э.) на территории Среднего Приднепровья, Поднестровья и Побужья укреплённых поселений (городищ) не существовало»5. Отметим тут же интересное и обоснованное другое наблюдение того же автора, согласно которому «древнейшие русские городища появляются в VIII-IX вв.». К этому времени в Среднем Поднепровье, Поднестровье и Побужье «происходит трансформация основного типа поселений: от расположенных в низких местах незащищённых селищ - к городищам на высоких, естественно защищённых местах». История такого типа городков - «твердей» - заслуживает особого внимания, но выходит за пределы нашей темы. Нас интересует, прежде всего, вопрос о городах как постоянных населённых пунктах, сделавшихся центрами ремесла и торговли, период рассвета которых приходится на XII-XVI век, период Удельной Руси.

Что же представляли собой славянские города XIII-XV в.? На этот вопрос мы попытаемся ответить рассматривая одну из частей Удельной Руси – Смоленские Земли.

 

РОЗДЕЛ 1 ИСЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ. ИСТОРИОГРАФИЯ

 

 

В отечественной историографии XIX – XX веков были созданы и проведены исследования практически всех русских земель охватывающих период с конца XII века по XVI век. Если говорить в разрезе темы курсовой работы, то по исследованию Смоленского княжества и истории смоленских земель стоит отметить следующее.

К сожалению, смоленское летописание не сохранилось, хотя ученые не сомневаются, что летопись здесь  велась. Смоленские сообщения встречаются  в южной Ипатьевской летописи, в Новгородских летописях, в Радзивилловской  летописи, составленной, вероятно, в Новгороде или Владимире. Среди других источников по истории Смоленска можно назвать несколько торговых и епископных грамот и единичные памятники литературы, интереснейшим среди которых является “Житие Авраамия Смоленского”, созданное, вероятно, в XIII в.

Голубовский П. В. История  Смоленской земли до начала XV ст. Ко времени написания данного труда, в отечественной историографии оставались не изучены две важные административные области древней Руси — смоленская и полоцкая. Автор взял на себя обязательство как можно более подробно, на основе всех известных источников, показать процесс становления и развития одного из могущественнейших княжеств, а также дальнейший переход Смоленщины под власть Литвы. Мотивированный наличием такого пробела в родной истории, Голубовский пишет:  «Труды Мурзакевича, Никитина, отчасти Турчиновича, как и вышедшие недавно очерки по истории Смоленска, представляют собою не более как компиляции, не имеющие никакого научного значения. Тем же характером отличаются кое-где раскиданные в газете „Смоленский Вестник“, статьи, посвященные истории Смоленской земли, за единичными исключениями.»6 Его монография вышедшая вышедшая в типографии Императорского университета Св. Владимирав городе Киеве в 1895 году, считается на сегодняшний день одним из самых фундаментальных трудов в рассматриваемом нами вопросе.

Стоит также упомянуть и ряд других авторов. Например - работы местных смоленских исследователей (С.П.Писарева, Д.П.Маковского, А.А.Кондрашенкова), эти труды рассматривают  период средневековья и места Смоленского княжества в этой системе координат, но сосредотачиваю свое внимание больше на рассмотрении отдельных эпизодов «литовского» периода. В контексте большинства этих работ Смоленщина XIV-XV вв. упоминалась как объект агрессии «литовских феодалов», изнывающая под национальным и религиозным гнетом и ожидающая своих освободителей с востока7. Лишь с начала 1990-х гг. смоленский материал указанного периода наряду с другим стал появляться и находить себе новую трактовку на страницах исторических статей и монографий. Однако целостной картины политического развития земли в литовско-русскую эпоху создано не было.

Из современных авторов  целесообразно рассматривать работу "Русские земли в 13 - 14веках, пути политического развития", автор  - Горский А.А. В этой работе рассматривается териториально-политическая структура русских земель в целом, а также дается краткая характеристика особеностям политической и общей картины в отдельных землях. Рассматривая достаточно большой исторический период, анализируются пути развития русских земель и факторы влияющие и определяющие это развитие8. М.Н. Тихомиров в своей работе «Древнерусские города» делает краткий очерк жизни смоленского княжества этого периода и анализирует историю зарождения русских городов и особенности их развития.

Проводя исследование. в  поле зрения также попала работа «Политическое развитие Смоленской земли в конце XIII-XV веках» Ластовский Г.А. В этой работе расматриваются следующие моменты: сущность политического уклада Смоленской земли в XIV в., особенности процесса существования княжества-государства в период складывания двух крупнейших централизованных держав на западных и восточных его границах, факторы, обеспечившие присоединение Великого княжества Смоленского к Великому Княжеству Литовскому9.

 

РОЗДЕЛ 2 СМОЛЕНСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД XIII-XV ВЕКОВ

2.1 Удельная  Русь с XII по XVI века

 

Удельная Русь — период в истории России (с XII по XVI века), когда территория делилась на уделы во главе с князьями дома Рюриковичей. В рамках марксистской теории описывается как период феодальной раздробленности.

С самого своего начала Киевская Русь не была унитарным государством. Первый раздел был произведён между  сыновьями Святослава Игоревича  в 972 году, второй — между сыновьями  Владимира Святославича в 1015 и 1023 годах, причём потомки Изяслава Полоцкого, став изгоями для Киева, выделились в особую династию уже в начале XI века, в результате чего Полоцкое княжество раньше других обособилось от Киевской Руси. Однако началом деления на собственно княжества принято считать раздел Руси Ярославом Мудрым в 1054 году. Следующим важным этапом было решение принятое в Любече на съезде князей «каждый да держит отчину свою» в 1097 году, но Владимир Мономах и его старший сын и наследник Мстислав Великий путём захватов и династических браков смогли вновь поставить все княжества под контроль Киева.

Смерть Мстислава в 1132 году принято считать началом  периода феодальной раздробленности, однако Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским, Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века. Обособились от Киева Чернигово-Северское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Перемышльское и Теребовльское княжества и Новгородская земля. Летописцы стали применять для княжеств название земли, которым ранее обозначалась только Русь в целом («Русская земля») или другие страны («Греческая земля»). Земли выступали самостоятельными субъектами международных отношений и управлялись собственными династиями Рюриковичей, за некоторыми исключениями: Киевское княжество и Новгородская земля не имели собственной династии и являлись объектами борьбы между князьями из других земель (при этом в Новгороде права князя были сильно ограничены в пользу местной боярской аристократии), а за Галицко-Волынское княжество после гибели Романа Мстиславича на протяжении около 40 лет шла война между всеми южнорусскими князьями, закончившаяся победой Даниила Романовича Волынского. При этом сохранялись единство княжеского рода и церковное единство, а также представление о Киеве как формально самом главном русском столе и Киевской земле как общей собственности всех князей. На рисунке представлена геополитическая обстановка на Руси на период начала XIII века

Рисунок 1 – Геополитическая  карта Руси начало XIII века

К началу монгольского нашествия (1237) общее количество княжеств, включая удельные, достигало 50. Повсеместно продолжался процесс образования новых уделов (в XIV веке общее количество княжеств оценивается в 250), но в XIV—XV веках начал набирать силу и обратный процесс, результатом которого стало объединение русских земель вокруг двух великих княжеств: Московского и Литовского.

2.2 Смоленское  княжество

 

В верховьях Днепра и  Западной Двины, издавна населённых кривичами, располагалась Смоленская земля. Крупнейшими городами в ней  были Смоленск и Торопец.

Смоленск, по начальной летописи, был  городом кривичей. Летописи относят  его возникновение к древнейшим временам; впервые он назван под 882 г. как уже существовавший город10. Название города - славянское. Имя смолян было известно не только на верховьях Днепра, но и далеко на юге, на Балканском полуострове.

По своему географическому положению  Смоленск выгодно выделяется из общего ряда других городов. Смоленск стоит  на Днепре, там, где к нему близко подходит Каспля, приток Западной Двины. Здесь находился древний волок между Двиной и Днепром. С юга к Смоленску подходят верховья Сожа, течение которого образует как бы вторую водную дорогу, текущую параллельно Днепру, с севера на юг. Днепр соединял Смоленск с Киевской землёй, а далее с бассейном Чёрного моря. Таким образом, Смоленск стоял на великом пути «из Варяг в Греки».

Верховья Днепра связывали Смоленск с Волгой (через Вазузу) и Окой (через Угру). Древность волжской дороги из Смоленска в Ростово-Суздальскую  землю доказывается тем, что по ней  ехал в 1015 г. князь Глеб, направлявшийся из Мурома в Киев. Из Смоленска он предполагал направиться в Киев на корабле.

Смоленск — один из древнейших русских городов. Он возник на древнем  торговом пути “из варяг в греки” как город кривичского союза  племен. В недатированном разделе “Повести временных лет” говорится: кривичи “седять на верх Волги, и на верх Двины и на верх Днепра, их же град есть Смоленск”. Первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: по свидетельству летописца, он был тогда “град велик и мног людьми”. С образованием Древнерусского государства — Киевской Руси — Смоленск вошел в его состав (в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г.). Существуют разные версии, объясняющие название города, одна из них связывает топоним с занятием жителей: здесь купцы, плававшие “из варяг в греки” и “из грек в варяги”, ремонтировали (смолили) лодки. Расположение на великом торговом пути предопределило важное значение Смоленска в Киевской Руси. По словам Константина Багрянородного (византийский император, автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях X в.), “каждую весну в Киев приходили торговые караваны с севера — из Новгорода, Смоленска, Любеча и других городов русских — и отсюда направлялись в Константинополь”.

Информация о работе Смоленские земли в период XIII-XV веков