Смоленские земли в период XIII-XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Города, упомянутые в сочинении баварского географа, несомненно, обладали незначительными размерами, что доказывается следующими соображениями. Для племени attorosi, под которым Шафарик с основанием понимает тиверцев, географ указывает 148 городов. Даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где, по летописи, жили тиверцы и уличи. Говоря об этих племенах в прошедшем времени, летописец замечает: «И суть города их и до сего дня». Эта несколько неясная фраза должна быть понята в том смысле, что остатки городов тиверцев и уличей ещё сохранились во времена летописца (т. е. в XI- XII в.)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РОЗДЕЛ 1 ИСЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ. ИСТОРИОГРАФИЯ 6
РОЗДЕЛ 2 СМОЛЕНСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД XIII-XV ВЕКОВ 9
2.1 Удельная Русь с XII по XVI века 9
2.2 Смоленское княжество 11
2.3 Политика Смоленского княжества 15
2.4 Развитие торговли и ремесел 22
ВЫВОДЫ 28
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.11 Мб (Скачать файл)

В красочном альбоме  земельных гербов России, изданном в 1974 году, Н.Н. Сперансов19 наличие герба Смоленска в начале XV века подтверждал тем, что изображение пушки с райской птицей якобы украшало знамена смолян в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году, где стойкость и самоотверженность смоленских полков предрешили исход сражения в пользу польско-литовско-русского войска. Существует еще ряд гипотез, среди которых есть такие, которые приписывают изображению более древние корни. Изображение пушки на гербе это, по этим гипотезам, искаженный фаллический символ с античных резных камней (гемм), которые часто использовались на Руси в качестве печати.

2.4 Развитие  торговли и ремесел

 

Смоленск был крупным  пунктом торговли и ремесленного производства, военной крепостью. Археологические  раскопки Гнездовских курганов и  в самом Смоленске свидетельствуют  о высоком развитии в городе ремесла, а сосуд первой половины X в. с древнейшей славянской надписью “гороухща” — о существовании письменности на Руси до введения христианства. В культурном слое древнего Смоленска обнаружены берестяные грамоты.

Так как смоленские земли  изобиловали лесами, то производство и обработка древесины тут занимали одно из значемых мест.

В лесах Смоленской земли  находились деревья различных пород. Тут были ель, береза, сосна, дуб. Береза, как надо думать, пользовалась у  кривичей каким-то особым значением: мы видим целый ряд курганов, где покойники обернуты в бересту; интересно, что этот обычай удерживается даже и в христианское время. Вообще лесными богатствами в то время не дорожили и утилизировали их без всякой бережливости. В огромном количестве гналась смола, которая шла как для внутреннего употребления, так и для вывоза заграницу. Как видно, ее заготовлялись огромные запасы, иногда остававшиеся не проданными. Огромные вековые деревья рубились и сплавлялись по Днепру и Двине; иногда на месте приготовлялись доски, колья, служившие также предметом вывоза. Кривичи были известны также как строители лодок однодеревок. Последние были, конечно, необходимы им лично, но мы знаем, что еще в X ст. кривичи, по словам императора Константина Багрянородного, зимой рубили в своих лесах деревья, вчерне приготовляли из них лодки-однодеревки и весной сплавляли их на юг, к Киеву. Несомненно, местного изготовления были  вообще все суда, как ладьи, челны, учаны. Домашний материал в своих лесах находили жители Смоленской земли для кол и саней, на которых между прочим перевозились и товары . Едва ли можно сомневаться и в том, что в Смоленской земле было развито бондарное ремесло, и что бочки, которыми мерялось жито и хмель, и кади, служившие для меду, были местного изделия20.

В Смоленской земле известны были с очень отдаленных времен и возделывались: рожь, ячмень, пшеница, овес, горох, капуста, хмель, лен, конопля, пенька. Развивалось занятие садоводством и огородничеством. Что касается в частности капусты, то ею специально засевались целые огороды, а люди, за ними наблюдавшие, носили и название „капустники“. Лен и пенька, по всей вероятности, и в древнейшее время, как и позже в XVI ст., служили предметом вывоза. Но несравненно большее значение в материальной жизни смольнян, конечно, имело хлебопашество. Земледелие в Смоленском княжестве процветало. Смоляне являлись чуть ли не главными поставщиками хлеба в Новгород, Киев и за границу. Места „пожней“ приходилось отвоевывать у леса. До нас дошло описание от XVI в. расчистки леса. Около праздника Св. Апостолов Петра и Павла и до праздника Успения Пресвятой Богородицы обыкновенно рубят деревья и поросли и оставляют все это на зиму. Весной, после Пасхи нарубленное дерево сжигают, и получается весьма плодородная почва. Если на расчищаемом месте деревья очень стары и толсты, то их не рубят, а обрубают только с них часть ветвей и вырубают кустарники, чтобы не лишить поля тени. Такое расчищенное из-под леса поле носило название „ляда“, а пашни, устроенные среди леса раньше и засевавшиеся уже не раз, назывались „старины“. Все зависело, конечно, от сил земледельца: сколько может захватить у леса земли, столько и его; может он ежегодно производить расчистку новых „притереб“, он будет иметь, конечно, превосходный урожай21.

При раскопках курганов, в большей части случаев, или в глиняных горшках, или просто среди пепла и земли, находят кости домашних животных. Другие данные также указывают на довольно разнообразную фауну в Смоленской земле. Из числа домашних животных мы можем указать собаку, птиц, лошадей, рогатый скот крупный и овец; из насекомых особенно важную роль играли пчелы. Лошадей было в Смоленской земле довольно значительное количество: находятся сведения о целых табунах. Лошади необходимы были на войне, для работ земледельческих, для перевозки товаров на колах и санях. Смоленск производил лошадьми торговлю с зап. Европой через Ригу. Смольняне, очевидно, добывали коней с юга чрез Северскую и, может быть, Рязанскую область. Как видно, некоторые кони были очень хорошей породы и ценились дорого. То обстоятельство, что князья дают церквам и монастырям „сеножати“, может само указывать на занятие скотоводством. Но мы имеем в дошедших до нас документах указания на существование городских стад. В могилах радимичей встречаются ремни и кожи. Что касается разведения овец, то давность его доказывается находкой в одном из курганов на территории древнего Смоленского княжества ножниц, употребляемых для стрижки овец, и скелета барана.

Учитывая географические особенности – близость больших  рек и немалых озер, можно предположить о наличие рыбного промысла. Некоторые источники указывают на то что рыбный промысел развивался исключительно для внутреннего потребления. Но тем не менее она был значительно развит. Орудиями промысла в Смоленской земле являются невод, бредник и ез. Ез в переносном смысле означал и место ловли, и самую ловлю. Какие рыбы ловились по преимуществу смольнянами, сказать тяжело, исключение составляет запротоколированный осетр, который в качестве дани доставлялся и князю22.

Раскопки, произведенные  в разное время на территории Смоленского княжества, дают возможность утверждать, что племена, входившие в состав его населения, с очень отдаленного времени стояли на довольно высокой ступени культуры. В курганах в довольно большом количестве находят предметы домашней утвари, остатки одежды, украшений. Из металлов тут находят бронзу, железо, медь, серебро и золото. Железо находят в виде гвоздей, железных скобок, пряжек, ножей, шпор, топоров, наконечников стрел, булавок, которые в иных случаях снабжены кольцами или медными ручками. Из меди же были кольца, спиральные проволоки, пуговицы. Из серебряных вещей попадаются браслеты, кольца, пряжки, серебряные украшения с привесками. В раскопанных курганах также находят множество глиняных изделий, частью сохранившихся в курганах в целом виде, частью в черепках. Есть основание предполагать, что все эти глиняные вещи были местного изделия. В курганах находят также куски железа и железные кузнечные слитки; в кусках же и слитках, вместе с железными встречается и медь. Эти факты указывают на существование в Смоленской земле кузнечного ремесла еще в X и XI в. В историческое время в самом Смоленске в числе ремесленников упоминаются кузнецы и котельники. Поэтому можно почти с уверенностью сказать, что оружие, как копья, мечи, щиты, кольчуги, шлемы, наконечники стрел,— были смоленского приготовления, хотя это не мешало и привозу оружия из-за границы. Несомненно, что гири для взвешивания товаров делали сами смольняне.

Торговые отношения  главным образом определялись тем, что на территории кривицкого племени находились узлы всех главнейших водяных сообщений восточной Европы. Тут, в этой области, должны были встречаться, отсюда должны были расходиться произведения далекого востока и запада, севера и юга. Поэтому можно предполагать, что Смоленская земля находилась в оживленных торговых сношениях со всеми своими соседями, а через них, или даже непосредственно, с далекими образованными странами, на востоке по крайней мере с Булгарией, на юге с Византией. Если проследить пути, которыми могли обмениваться товары с Западной Европы на азиатские, то можно придти к заключению, что дорога, чрез Двину, Касплю, Днепр, Вязьму, Москву — является самой кратчайшей и несравненно более прямой, чем окольная дорога чрез Финский залив, Неву, Ладогу, Волхов и Волгу. Это направление восточной торговли ясно обозначается монетными кладами, состоящими из арабских диргемов. Этот монетный след можно проследить от устья западной Двины и до среднего течения р. Москвы. Таким образом, мы не имеем никакого основания сомневаться в торговых связях Смоленской земли с культурными странами Азии. Этими торговыми сношениями и объясняется присутствие в курганах радимичей и кривичей бронзовых ламп восточного стиля, шелковых тканей и драгоценных каменьев. Арабы, персы и хорезмийцы, в числе прочих изделий, доставляли в Европу и шелковые материи, и драгоценные камни. Посредниками в этой торговле являлись волжские булгары. Вообще, посредничество их в торговле народов восточной Европы и в частности Руси с Азией общепризнано. Но открытие в Псковской губернии пяти обломков булгарских монет из города Сувара вместе с немногочисленными, правда, но тем более драгоценными указаниями „Рижской Долговой Книги“ доказывают, что восточные товары проходили через руки смольнян. В Рижской Долговой книге, этом драгоценном памятнике XIII—XIV вв., мы находим сведения, что воск доставлялся в Ригу в „булгарских“ кусках, что в Суздале постоянно проживали немецкие купцы, каким в XIII ст. был некто Любберт, что из Риги купцы часто ездили в Суздаль; эта торговля в значительной степени находилась в руках крупных рижских капиталистов, которые иногда принуждали мелких торговцев отказываться от посещений Суздальской земли. В 1375 году ушкуйники сделали большой набег на восточные страны. Они разграбили Кострому, Нижний Новгород, бросились на Каму, произвели опустошение ее берегов, снова вошли в Волгу, доплыли до Булгара, продали там пленных, двинулись вниз по Волге, избивая гостей и захватывая их товары. Наконец, около Астрахани все ушкуйники были перебиты. Оказывается, что „воеводами“ их были двое: какой-то Прокопий и Смольнянин, люди, очевидно, бывалые, знавшие страну, куда вели своих товарищей23. Что касается торговли смольнян в земле Суздальской, то она не подлежит сомнению. Так, в 1216 году в одном Переяславле Залесском обнаруживаются пятнадцать смоленских купцов24. Едва ли смоленские гости ограничивались лишь суздальскими городами. Вероятнее предположить, что они бывали по торговым делам и в Булгаре и далее на юг, по Волге.

 

ВЫВОДЫ

 

 

Начиная с 30-х годов 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Русь распадается на несколько княжеств, которые получили название земли, внутри них формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Начало феодальной раздробленности положил съезд в Любиче. Потому что, когда сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально-раздроблено и ослаблено. Однако окончательно она оформилась к 12 веку.

Причины раздробленности можно разделить на экономические и политические. Во-первых, формируется и развивается вотчинная собственность на землю, княжеский домен, то есть в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы, в которых существовало натуральное хозяйство, выросли новые города, зарождались и развивались крупные вотчинные хозяйства, строились монастыри и церкви. Во-вторых, в каждой из земель за спиной у князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы — боярство, со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковная иерархия. Также Киев, как центр, потерял свою прежнюю роль. Русь укрепила свое влияние на международной арене, завоевательных походов становилось все меньше и меньше, князья могли сами обороняться от остатков кочевников. Вследствие этого не было необходимости быть единой в военном плане. Запутанный порядок престолонаследия порождал междоусобные войны.

Однако распад Руси не был полный. Существовала единая русская  церковь и митрополичья кафедра. Во время крупных внешних набегов русские князья объединялись, также сохранилось несколько крупных центров, претендентов на роль объединителя.

Период ХIV-ХV вв. определяется в соответствующих исследованиях по средневековой истории как время преодоления политической раздробленности и становления либо национальных моноэтничных, либо (как ВКЛ) полиэтничных государств. В этой связи особый интерес представляют собой политические процессы, происходившие в тех или иных, стоящих уже на рельсах объединительного движения, но продолжавших еще сохранять независимость земель. Смоленская земля, вошедшая одной из последних в состав Литовского княжества, представляет собой в этом плане прекрасный образец.

Укрепив в первой половине XIV в. авторитет центральной власти, и сохранив Смоленское княжество от процесса удельного раздробления, великие смоленские князья, тем не менее, вынуждены были определенным образом скорректировать свою внутреннюю и внешнюю политику. На западных границах земли вместо ослабленных и достаточно далеко отошедших друг от друга удельно-автономных образований, составлявших некогда единое целое в рамках Полоцкого княжества, становившихся часто легкой добычей военных отрядов литовских князей, появилось довольно обширное государственное образование - Великое княжество Литовское. Сближение с ним было не только настоятельной необходимостью в торгово-экономическом плане, но и открывало возможности для решения вопроса об ослаблении ордынского влияния на Смоленщину. Соответственным образом определялась и великокняжеская позиция в отношении Литовского княжества. Ростиславичи считали для себя не только вполне безопасным, но даже чрезвычайно полезным всяческое упрочение отношений со своим западным соседом вплоть до признания определенного сюзеренитета пока это не угрожало напрямую сохранению статуса самостоятельного Смоленского княжества.

Исследовав этот период в жизни смоленских земель можно  сделать следующие выводы:

В Смоленской земле вплоть до конца XIV в. не сложилась собственно удельная система, характеризовавшаяся переходом верховной власти от отца к старшему сыну и т.д., в виду сохранения старой системы передачи власти по старшинству в роду, что и обеспечило определенную политическую целостность и стабильность княжества до времени его присоединения к ВКЛ.

На Смоленщине как великокняжеские, так и общинные приоритеты в первой половине XIV в. были направлены на установление тесных отношений с ВКЛ в стремлении обеспечить как дальнейшее экономическое развитие земли, так и определенную защиту от посягательств на внутреннюю и внешнюю политику княжества со стороны Орды и ее главных администраторов на русских землях - московских князей.

Конфликтность в отношениях между Великим княжеством Смоленским, ВКЛ и Великим княжеством Владимирским во второй половине XIV в. была вызвана усилением опасности потери государственной независимости Смоленской земли, исходившей со стороны правителей обоих государств

На Смоленщине как и в других русских землях ВКЛ на протяжении второй половины XV в. шел процесс превращения местной знати в составную часть общегосударственного привилегированного сословия, не получивший своего окончательного завершения ввиду присоединения территории земли к Московскому государству.

Смоленское княжество  в рассматриваемый период имело  много предпосылок стать новым  культурным, торговым, а главное политическим центром Руси на долгий период, но, ввиду рассмотренных в работе причин, не стало таковым, и постепенно пошло на «закат».

 

ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. P. J. Safarik, Slowanske starozitnosti, v Praze 1837, стр. 550-551, 996-997.
  2. Прокопий из Кесарии, Война с готами, М. 1950, стр. 297
  3. «Вестник древней истории» № 1, 1941 г., стр. 256-257
  4. М. Ю. Смишко, Раннеславянская культура Поднестровья в свете новых археологических данных;
  5. Г. Б. Фёдоров, Работа Славяноднестровской экспедиции («Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры», XLIV, 1952 г стр 67-82 и 83-92
  6. М Ю. Брайчевский, К происхождению древнерусских городов («Краткие сообщения ИИМК», XLI, 1951 г., стр. 32-33)
  7. Голубовский П. В. История Смоленской земли до начала XV ст. — Киев: Тип. Императорского университета Св. Владимира, 1895.— 341 с. 
  8. Маковский Д.П. Смоленское княжество.- Смоленск: Смоленский краеведческий НИИ, 1948.- 272 с.
  9. Горский A.A. Русские земли в ХШ-XIV вв. Пути политического развития.-М.: Институт российской истории, 1996.- 128 с.
  10. Ластовский Г.А. «Политическое развитие Смоленской земли в конце XIII-XV веках»  Минск 1998
  11. «Повесть врем, лет», ч. 1,.стр. 13,
  12. А. В. Куза, «Древняя Русь. Город, замок, село» (М., 1985. С. 30—31, 116, 119. Табл. 12, 19)
  13. Д.Н. Александров, Д.М. Володихин «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI веках»
  14. Московская Академическая летопись
  15. Воскресенская летопись, ПСРЛ, т. 29, с. 313
  16. Спасский И. Пуло смоленское.//Соо6щения Государственного Эрмитажа, XXXIX. - Л.; Аврора, 1974.
  17. Сперансов Н.Н. Земельные гербы России XII-XIX вв. - М.; Сов. Россия, 1974.
  18. Акты Запад. России, т. I, № 66
  19. Письмо митрополита Климента к смоленскому священнику Фоме XII в. изд. под редак. Лопарева, 1892 г. стр. 14
  20. Ипат. Лет. стр. 89, Аристов: „Промышленность древней Руси“, Спб. 1866 г., стр. 58
  21. Грамота Мстисл. князя Михаила 1515 г., Акты Зап. России, т. II, № 94

Информация о работе Смоленские земли в период XIII-XV веков