Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:55, реферат
В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".
Основание Смольного института благородных девиц
Великий эксперимент Екатерины Великой
Человек, который придумал Смольный
Программа: “Они столь знают, что надо удивляться…”
Воспитание в красоте и радости
“Рутина поглотила ее воспитанниц…”
От институтки к новому женскому образу
Содержание:
Основание Смольного
института благородных девиц
Великий эксперимент
Екатерины Великой
Человек, который придумал Смольный
Программа: “Они столь знают, что надо удивляться…”
Воспитание в
красоте и радости
“Рутина поглотила
ее воспитанниц…”
От институтки
к новому женскому образу
Основание
Смольного института
благородных девиц.
В 1764 году специальным
указом Екатерины II в Санкт-Петербурге
создано "Воспитательное общество благородных
девиц", которое позже стало называться
"Смольный институт благородных девиц".
Цель этого учебного заведения, как говорилось
в указе, "..дать государству образованных
женщин, хороших матерей, полезных членов
семьи и общества".
Вопросами женского
воспитания и образования Екатерина
занялась сразу же после вступления на
российский престол. Она дала распоряжение
российским дипломатам в европейских
странах информировать ее обо всех лучших
воспитательных женских учреждениях.
Однако русскую императрицу полностью
не устроил ни один образец. Благодаря
помощи и идеям И. И. Бецкого появился проект
совершенно нового учебного заведения,
подобного которому еще не было нигде.
Смольный институт
стал закрытым учебным заведением для
девушек из дворянских семей. Зачислялись
туда девочки шести лет, выпускались
восемнадцатилетние девушки. Закрытость
учебного заведения была главным условием
и главной идеей Бецкого, который вел речь
о воспитании "новой породы" людей.
В его представлении все выглядело действительно
идеально: юные девушки полностью изолированы
от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать
лет обучения и воспитания они становятся
взрослыми женщинами, свободными от пороков.
Став матерями, выпускницы Смольного института
воспитывают детей такими же, дети же передают
все накопленное от матерей следующему
поколению, и постепенно все члены общества
станут добропорядочными людьми.
Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.
Императрица постоянно держала в
поле своего зрения все, что касалось
Смольного института. Через несколько
лет после его основания она писала Вольтеру:
"Эти девицы… превзошли наши ожидания;
они успевают удивительным образом, и
все согласны с тем, что они становятся
столько же любезны, сколько обогащаются
полезными для общества знаниями, а с этим
соединяют самую безукоризненную нравственность".
В другом письме тому же Вольтеру говорилось: " .. мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме".
Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.
Смольный
институт имел удобную планировку:
на первом этаже по сторонам коридора
располагались учебные
Смольный
институт благородных девиц стал
одним из самых долговечных начинаний
Екатерины II: он просуществовал до 1917 года.
Само же здание же Смольного вошло в историю
России как один из символов революционных
потрясений начала 20 века.
Великий эксперимент Екатерины Великой
Начало 1776 года.
“Петербургские ведомости” одно за другим
публикуют сообщения о
Казалось, весь мир с интересом наблюдает за ходом этого великого эксперимента. Ни один иностранец, попадавший в Петербург, не оставлял без внимания Смольный. Удивление и восхищение -- вот главные впечатления от него. Впервые в Европе задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне, глубоко и очень практически осознана их роль в обществе.
Это действительно было чудом!
Знаменитый Дидро
посвящает Смольному
Императрица задумала
перевоспитать общество. Она мечтала
о России как о новом государстве,
построенном по законам “разума”
и “порядка” - вот задача достойная
просвещенного монарха! Для нового
государства нужен новый
За дело взялся И.И. Бецкий.
Человек, который придумал Смольный
Его называли “Другом Человечества”. Державин посвящал ему оды, а Потемкин писал: “Пером вашим водит человеколюбие”. Современники поражались его энергии, целеустремленности и невиданной работоспособности.
...Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.
Корень добру и злу, писал в своих трудах Бецкий, есть воспитание. Особую роль должны играть воспитатели: “Воспитатель прежде всего должен подготовить душу ребенка к восприятию тех зерен, которые хотели посеять”.
Воспитание, по Бецкому, имеет четыре стороны: физическую, физико-моральную, моральную и дидактическую (обучающую).
Физическая сторона: только в здоровом теле может быть здоровый дух. Бецкий советует с ранних лет приучать детей к стуже и позволять бегать во всякую погоду босиком (в Кадетском корпусе, Воспитательных домах и в Смольном температура в спальнях детей зимой не превышала 16°).
Физико-моральное воспитание: леность - мать всех пороков, трудолюбие - отец всех добродетелей. Бецкий советует приучать детей к делу, ко всякому рукоделию, но не употреблять насилие, а “приохочивать” и выбирать занятие в зависимости от возраста и способностей. В свободное же время дети должны играть, а не спать или лежать.
Моральному воспитанию в системе Бецкого отводится первое место. Основной принцип -- закрытое учебное заведение, чтобы исключить отрицательное воздействие извне. В качестве же положительного воздействия должен быть живой пример воспитателя и совет книги.
Возвысив значение морального воспитания, Бецкий оттеснил на задний план значение обучения, повторяя ошибку западных воспитателей, рассматривавших науку как нечто отдельное и не всегда полезное. Однако у Бецкого есть по поводу обучения ряд дельных советов: “Надлежит или отрешиться от обучения, или обучать играя, чтобы это в отдых было”. Практичность и наглядность прежде всего.
...Итак, 5 мая
1764 г. Бецкий представил
Программа: “Они столь знают, что надо удивляться…”
К созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина и Бецкий подошли основательно. Активно велась переписка с Вольтером, Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ, добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. В Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для 250 воспитанниц - девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу пришлось разрабатывать самим.
Смольный институт был рассчитан на воспитание на казенный счет 200 благородных девиц от 6 до 18 лет. Они делились по возрасту на четыре класса. В первом классе преподавались русский и иностранные языки и арифметика, во втором -- география и история, в третьем -- словесность, архитектура, геральдика, музыка, танцы, в четвертом -- занятия исключительно практические: воспитанницы по очереди по две вместе занимаются с маленькими девочками, чтобы научиться воспитывать детей; они приучаются также к поддержанию порядка и к домашней экономии: договариваются с поставщиками, каждую субботу производят подсчет расходов, платят по счетам, определяют цену продуктам, наблюдают, чтобы везде была чистота. Воспитанницы обучаются рукоделиям и начиная с третьего класса должны сами шить себе платья. Стихи, пение и всякие искусства входят в круг обучения, чтобы сделать воспитанниц приятными членами общества.
Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность “изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали”. Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она “наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте”. Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.
Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и “воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их”. Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.
В институте соблюдалась строжайшая дисциплина: подъем в шесть утра, затем занятия в течение восьми часов.
Когда девочки подрастали, их начинали практически знакомить со светом. Для этого начальница приглашала старших воспитанниц к своему столу, куда для общества приглашались светские молодые люди. По воскресеньям в институт приезжали светские дамы и кавалеры. В одно из таких воскресений воспитанницы давали концерт, в другое спектакль, а третье посвящалось просто разговору и т. п. Воспитанницы старших классов на этих собраниях должны были играть роль приветливых и учтивых хозяек.
Устав требовал от воспитанниц приветливости и благородства в обращении не только с равными себе людьми, но и с самыми низшими.
На каждую девицу, поступавшую в институт, ассигновалось по 50 рублей; эти деньги клались на ее имя в банк и ко времени окончания курса вместе с накопившимися процентами считались ее приданым. Часто само училище выдавало девицу замуж, а если это не удавалось, то определяло ее в учительницы, договаривалось за нее и получало за нее жалование. Никуда не пристроившиеся девицы имели право жить в институте, получая там комнату, пищу и свечи, оплачивая за это институту “рукоделием, трудолюбием и добродетелью”.
Екатерина хотела
создать “новую породу” людей
не только среди дворянства, но и во всем
остальном обществе, и поэтому указом
31 января 1765 г. основала Особливое училище
для воспитания детей чиновников, купцов
и мещан. Организация его была такая же,
только курс проще и больше внимания уделялось
рукоделиям и музыке.