Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:55, реферат
В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".
Основание Смольного института благородных девиц
Великий эксперимент Екатерины Великой
Человек, который придумал Смольный
Программа: “Они столь знают, что надо удивляться…”
Воспитание в красоте и радости
“Рутина поглотила ее воспитанниц…”
От институтки к новому женскому образу
Воспитание в красоте и радости
Екатерина приняла близко к сердцу дело воспитания девиц. Она часто ездила в Смольный не только по праздникам, но и в будни, зазывала воспитанниц к себе, и они ставили ей сценические сюрпризы.
По совету Вольтера Екатерина включила представления театральных пьес в программы учебно-воспитательных заведений. Пьесы для Смольного пришлось искать во французской литературе, в русской их было еще очень мало. Вольтер, а затем и Дидро обещали императрице написать комедии специально для девиц, но обещание свое так и не выполнили, пришлось писать самой Екатерине и Сумарокову.
Дидро сравнивает игру смолянок с исполнением лучших артистов и артисток французской сцены. Однако Дидро как тонкому педагогу прекрасная игра воспитанниц внушает некоторые опасения, так как исполняемые пьесы не вполне для них подходят, а постоянное участие в представлениях отвлекает воспитанниц от уроков и занятий и может привести к чрезмерному увлечению театром. Впоследствии эти опасения оправдались.
Екатерина была очень довольна ходом дел в Смольном. В письме к Вольтеру в 1772 г. она отзывалась о воспитанницах: “Они столь знают, что надо удивляться; они нравственны, но не мелочны, как монахини”.
Первый выпуск Смольного института состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц. Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифры*. Пять из лучших были взяты ко двору императрицы. Образы этих живых, очаровательных, веселых молодых дам остались до нашего времени запечатленные Левицким. Особое очарование этим девушкам придает то, что изображены они в театральных костюмах, в образах героев французской комедии.
“Рутина поглотила ее воспитанниц…”
Первый выпуск
Воспитательного общества благородных
девиц был действительно
Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. Вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин.
К выработке
манер прилагалось большое
С другой стороны, часто посещая Смольный, Екатерина ни разу не присутствовала на экзаменах. В отчетах, предоставляемых членами совета, обычно давались самые лестные отзывы о знаниях и успехах учениц. Каждый протокол обычно удостоверял, что много воспитанниц достойны награды шифром.
И в результате основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в “долбню”. Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, - это “уметь хорошо болтать по-французски и делать Чкниксены“”. Появилось понятие - особая “институтская складка”, т. е. манера: “У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наши щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью”. Вот тогда-то и появилось ироничное “институтка”.
В конце концов
Екатерина и сама увидела, что
из Смольного не получилось того, что
было задумано. Была составлена комиссия,
проведены изменения в
В XIX в. Смольный
институт становится все более замкнутым,
привилегированным учебным
“Русского семейного быта, сложившегося веками, не удалось пересоздать Чсмолянкам“, не знавшим жизни, непрактичным и наивным. Надежды Екатерины II на Чновую породу людей“ не сбывались, -- рутина поглотила ее воспитанниц”, -- так оценивали Смольный спустя 150 лет после его создания.
От институтки к новому женскому образу
Но главное все же было сделано: “Затронут был самый вопрос, указана нравственная задача школы, поставлен идеал общественной пользы и человеческого достоинства, -- в первый раз заявлена необходимость правильного женского образования”. “Новая порода” людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха -- новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета -- Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию -- это неоспоримый факт.
Попробуем представить себе тот идеальный образ Дамы, матери нового поколения людей, о котором мечтали Екатерина и Бецкий, который увидели просвещенные европейцы в смолянках. Прежде всего, она была носительницей идеала благородства и чистоты, верила в то, что этот идеал осуществим несмотря на невзгоды и тяготы реальной жизни, принимая их стойко, без ропота и озлобления. В обществе она была веселой и непринужденной, поражала изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием “изящного ума”. Она является примером для подражания другим. Все эти черты мы находим у лучших смолянок -- Нелидовой, Ржевской, Плещеевой...
Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, -- все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Те, кого называли “мечтательницы нежные”, воспитали героическое поколение жен декабристов. Они задали высокую духовную планку и оказали колоссальное воздействие на формирование не только русского женского характера; в их литературных и музыкальных салонах находили вдохновение те, кто в будущем составил цвет русской культуры, -- Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой...
Удивительно, но
до сих пор в отдаленном уголке
нашего сердца живет этот светлый
образ Дамы начала XIX века, а порой при
звуках старинного романса, при взгляде
на портрет в душе возникает что-то похожее
на воспоминание о возвышенном, благородном.
И уже без иронии мы воспринимаем объявления
о приеме в “институт благородных девиц”.
Библиография:
1. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000
2. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век.
СПб., 1997
3. Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
4.Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 с
5. http://www.opeterburge.ru/
.