Смутное время в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 01:41, контрольная работа

Краткое описание

К числу наиболее трудных и сложных эпох, которых в истории России было немало, относится и так называемое Смутное время – тридцатилетие с конца XVI в. по 20-е годы XVII в., время, ставшее переломным в судьбах страны. А также время возникновения феномена самозванчества в России. Смутное время взяло свое начало и развитие с пресечение царской династии. Ведь в России царь был не только держателем государственной власти, но и носителем традиционного идеала «правды». Именно благодаря сохранившимся еще языческим представлениям царь в России рассматривался как «Отец» народа, царь-батюшка.

Содержание

1. Введение …...………………………………………………….…………………..3
2. «Смутное время» в России: ослабление государственных начал. Феномен самозванчества ..………………………………………….…………………………4
3. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока........................................................................................................................8
4. Заключение ……………………………………………………………………....12
4. Список использованной литературы ………………………………………......13

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 27.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: История

 

 

Тема: 1. «Смутное время» в России. Ослабление государственных начал. Феномен  самозванчества. 2. Роль религии  и  духовенства в средневековых  обществах Запада и Восток

 

 

 

Студент:

Преподаватель:

 

 

 

 

Минск  2013  г.

 

Содержание

1. Введение …...………………………………………………….…………………..3

2. «Смутное время» в России: ослабление  государственных начал. Феномен  самозванчества ..………………………………………….…………………………4 

3. Роль религии и духовенства  в средневековых обществах Запада  и Востока........................................................................................................................8

4. Заключение ……………………………………………………………………....12

4. Список использованной литературы  ………………………………………......13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К числу наиболее трудных и сложных  эпох, которых в истории России было немало, относится и так называемое Смутное время – тридцатилетие  с конца XVI в. по 20-е годы XVII в., время, ставшее переломным в судьбах  страны. А также время возникновения  феномена самозванчества в России. Смутное время взяло свое начало и развитие с пресечение царской династии. Ведь в России царь был не только держателем государственной власти, но и носителем традиционного идеала «правды». Именно благодаря сохранившимся еще языческим представлениям царь в России рассматривался как «Отец» народа, царь-батюшка. Русское православие знало не только небесный идеал христианства, но и земной идеал «святой Руси», и главную роль в нем играла фигура «настоящего», православного царя. Царский род оборвался, это была катастрофа которая означала крах всей системы ценностей.

Говоря, о самозванцах следует  сказать, что феномен самозванчества принадлежит не только русской истории. На протяжении тысячелетий разные люди, обитатели разных стран принимали  имена убитых, умерших или пропавших без вести правителей. Судьбы самозванцев были несходными, но большинство из них ждал печальный конец, расплатой за обман чаще всего становились казнь или заточение.

В русском самозванчестве много  уникального. Сакрализация царской  власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже при первом российском самозванце Лжедмитрии I проявляются элементы религиозной легенды о царе-избавителе, царе-искупителе.

Не менее примечательны и  та огромная роль, которая принадлежит  самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в.

 

2. «Смутное время» в  России: ослабление государственных  начал. Феномен самозванчества.

 

Вырваться наружу скопившимся в  русском обществе социальным страстям и политическим амбициям помог династический  кризис. В 1581 г. Иван Грозный в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана, который и своими достоинствами  и своими недостатками, кажется, повторил своего отца. Престол унаследовал  слабый умственно и физически  царь Федор Иоаннович.

В 1598 г. царь Федор скончался, не оставив  потомства. С его смертью пресеклась династия московских князей «собирателей русских земель» Рюриковичей. Предстояли выборы нового царя. Это не могло  не вызвать в верхах острую борьбу за власть.Отношение к новым выборам  царя было иным, менее почтительным. Если Рюриковичи, как считалось, получали власть от Бога, то выборные государи - от подданных. Люди дали царю власть, люди, следовательно, могли её и отобрать.

Несмотря на то, что самозванчество издавна привлекало внимание историков, корни этого явления до конца не выяснены. По большей части самозванчество трактуется как одна из форм «антифеодального протеста», а в плане политическом оно изображается исключительно как «борьба трудящихся за власть». Однако при этом не учитывается, что не все самозванцы были связаны с движением социального протеста, что далеко не всегда их целью была власть в государстве.

Термин «самозванчество» относится  к области социальной психологии. Самозванчество начинается тогда, когда  лжецарь или псевдомессия открывается окружающим, формирует группу соратников или становится во главе какого-либо движения социального протеста. Не менее примечательны и та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в

Более серьезный обман применили  сами шведы. В 1573 г. перед царским  гонцом В.Чихачевым предстал на королевском  троне не Юхан III, а королевский  советник Х.Флемминг. Сделано это  было с тем, чтобы выманить у гонца  царскую грамоту, король опасался принять  в свои руки очередное «невежливое» послание Ивана Грозного. Конечно, в  описанных случаях трудно усмотреть  прямые аналогии с самозванчеством  Лжедмитрия I, но, как можно видеть, практика обмана, подмены была принята  в дипломатии XVI в.

Еще один элемент самозванчества легенда  о потаенном младенце, грядущем на отмщение своим обидчикам, также проглядывает в определенном хронологическом отдалении от событий Смутного времени. Австрийский посол С.Герберштейн, посещавший Россию в 1514 и 1526 гг., рассказывая о разводе Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой, записал и придворную сплетню, будто Соломония, заточенная в Суздальском Покровском монастыре, родила сына, названного ею Георгием. Великий князь немедля снарядил комиссию для расследования этого слуха, но бывшая великая княгиня не допустила до себя монарших слуг: «она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери».

 «Законность» правителя определялась его богоизбранностью, можно сказать, что она и представляет основу российского самозванчества.Вряд ли правильно считать, что российские самозванцы были авантюристами и сознательными обманщиками. Скорее всего, суть самозванчества заключается в искреннем, «бесхитростном» отождествлении самого себя с тем лицом, имя которого принимаешь.

Говоря, о самозванчестве следует  сказать, что только России и Англии принадлежит безусловный рекорд по числу самозванцев в истории. В других странах Европы их было мало, вернее почти не было. Из всех самозванцев, которых знала История  Европы, единственным, кто не просто смог произвести возмущение в стране, но и сесть на престол и удержаться нам нем почти год был Лжедмитрий Первый. 

Каковы же были итоги и значение Смутного времени? По мнению В.Л. Ключевского, в Смуту общество, предоставленное  само себе, поневоле приучалось действовать  самостоятельно, сознательно. Рядом  с государственной волей теперь не раз  становилась другая сила – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского собора.  Другим следствием, по мнению историка, стало то, что класс бояр стал разрушаться с начала Смутного времени. На опустевшие места врывались новые, худые люди, непривычные к власти. Еще один результат – воссоздание Земских соборов. Усилилось присутствие выборных  людей. Выборный элемент стал преобладать над должностным. Ближайшим же последствием смуты было разорение многих русских земель. Иностранцы, как пишет Ключевский, рисуют картину опустевших или сожженных сел и деревень с заброшенными избами, наполненными трупами. Смрад вынуждал путников ночевать на морозе. Другие люди разбежались. Весь гражданский порядок расстроился. Источники рисуют экономическое расстройство государства в первое царствование новой династии.   Сточки зрения советской историографии, крестьянская война дает два главных урока. Первый – поражение восставших крестьян вследствие неподготовленности восстания, разнородности, предательства дворян, несознательности большинства крестьянства. Второй урок – это победа русского народа над интервенцией.

Главным деятелем в этом торжестве  было городское дворянство, которое  и выиграло больше всех – «Смута»  укрепила их положение. «Смута» ускорила подчинение крестьянства дворянству, дала возможность подниматься по службе. Боярство, напротив, много потеряло, его нравственный кредит понизился. Одни высокие рода исчезли, другие пришли в упадок. Еще одно последствие  в том, что «Смута», подорвав экономическое  благосостояние страны, создала для  правительства ряд финансовых затруднений, которые обусловили собой последующую  политику, вызвали окончательное  прикрепление посадского и сельского  населения, поставили торговлю в  зависимость от иностранцев. К тому же внешние потери вызвали необходимость  войн. Кроме того, в обществе  пережившем «Смуту», крепло чувство национального и религиозного единства, складывалось более четкое представление о государстве. В XVI в. оно казалось вотчиной государей, а в XVII в. это уже земля – государство. И новая власть Михаила Федоровича советуется с землей и говорит иностранцам: «Такого дела решить без совета всего государства нельзя ни по одной статье».            

Так же была утрачена возможность  ограничения самодержавия при Василии  Шуйском. Избранный случайно находящимися в Москве людьми царем Василий  Шуйский впервые в истории  России присягнул подданным, дал  запись, соблюдение которой закрепил целованием креста. Эту запись иногда трактуют как ограничение царской  власти в пользу бояр. Прежде всего, Шуйский обещал всякого человека, «не осудя истинным судом с  бояре своими, смерти не предати». Таким  образом, создавались законодательные  гарантии против бессудных опал и  казней. Новый царь клялся не отнимать имущество у наследников и  родственников осужденных. Такие  же гарантии давались купцам и земским  людям. В заключение Василий обязывался решать дела только после тщательного  расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль религии и духовенства  в средневековых обществах Запада  и Востока.

Рели́гия (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность) и её влияние на жизнь человека. Для развития философской мысли в Китае, Индии, Японии, Ближнем и Среднем Востоке определенное значение приобретают структурные различия форм религий, получивших распространение в тех или иных регионах — различие между религиями богооткровенными (христианство, ислам), и религиями небогооткровенными (индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм). В богооткровенных религиях бог абсолютно трансцендентен и открываются человеку знанием о себе через свое «слово». В небогооткровенных — бор, хотя ж выступает духовным первоначалом, тем не менее не является личностью, творящей мир и посылающей человеку «слово» о себе В этих религиях бог — высшая, но все же ступень бытия Бог в них неуловим для понятия именно потому, что он не отделен от природы.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов  познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно  – экономических и политических структур.

Под понятием «Запада» в современной  культурологии подразумевается  культура Америки и Европы, под  «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной  Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости  от того, рассматривался этот вопрос с  евроцентристской или общемировой  точки зрения.

Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Западная культура представляет собой  культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности.Нельзя не отметить важную черту западного  менталитета – его склонность к научным методам познания и  исследования окружающего мира. Наука  запада направлена на создание сложных  сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она понимает его  и его природу.  Получается что сама жизнь – та самая тайна, для познания которой и существуют и развиваются науки и технологии обязательны выходит из под датчиков различных научных приборов, линз микроскопов, призванных ее изучать.

Восток, во многом в противоположность  Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить  хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться  в развитие мира, а стоять на стороне  пассивного созерцателя течения  жизни и бытия. Восток – это  некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает  от существующих в духовном мире заповедей. На Востоке новое не стремится  разрушить и опровергнуть устоявшееся  старое, нажитое веками, а органично  вписывается, дополняя его. Восток - это  сжатость, глубина, тишина.

Для того, чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.

В раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись  лишь у высшей феодальной знати, то в XII-XIIIвв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV вв. – у городов, гильдий, цехов и университетов. В это же время появляюися герольды, разрабатываются принципы составления государственных и родовых гербов. Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем различную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. 

В период бурного роста самоуправляющихся  городов в Европе появилось много  городских гербов. Ряд гербов являются «говорящими»: на гербе Гранады –  гранат, Берлина – медведь («берл» - по-западнославянски «медведь»). В  ряде

В Европе с падением Римской империи  погибли многие библиотеки. Центрами книжной культуры в средневековой  Европе стали монастыри, где переписывались богословские труды, древние тексты, делалось множество ошибок. В скрипториях  одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали красивым почерком текст, третьи украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Книги были настоящими произведениями искусства. Писали тростниковыми палочками, птичьими перьями, изредка – металлическими перьями. Чернила были черные, красные, иногда голубые, желтые, фиолетовые. Книги  были очень дорогими. В Испании  известен случай, когда за сборник  проповедей получили 200 овец, 3 бочки  зерна и 3 куньи шкурки.

Информация о работе Смутное время в России