Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:01, реферат
Принятый в дореволюционной историографии термин «Смутное время», относившийся к бурным событиям начала XVII в., был решительно отвергнут в советской науке как «дворянско-буржуазный» и заменен длинным и даже несколько бюрократическим названием: «Крестьянская война и иностранная интервенция в России». Сегодня термин «Смутное время» постепенно возвращается: видимо, потому, что он не только соответствует словоупотреблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.
Поддерживали Филарета и
сторонники Лжедмитрия: ведь его холопом
был Гришка Отрепьев, а первым делом
Лжедмитрия было возвращение Филарета
из ссылки. Не могли быть против и
сторонники Василия Шуйского: при
этом царе все тот же митрополит
Филарет Никитич участвовал в
торжественной церемонии
Итак, Романовы устроили всех.
Таково свойство посредственности. Быть
может, для консолидации страны, восстановления
общественного согласия страна и
нуждалась не в ярких личностях,
а в людях, способных спокойно
и настойчиво вести консервативную
политику. Здоровый консерватизм правительства
первых Романовых дал возможность
постепенно восстановить экономику, государственную
власть, с некоторыми потерями (Смоленск,
побережье Финского залива и т.д.)
восстановить и государственную
территорию. Должно быть, после стольких
упущенных возможностей консервативная
/184/ реакция была неизбежна. И все
же еще одна возможность снова
оказалась несбывшейся. Избирая
Михаила на престол, собор не сопроводил
свой акт уже никаким договором.
Власть приобретала самодержавно-
Впрочем, сохранились неясные сведения о какой-то записи, которую Михаил Федорович дал при вступлении на престол. Не было ли это повторением записи Шуйского? По другим сведениям, это было обязательство править лишь при помощи земских соборов. Действительно, до 1653 г. земские соборы собирались регулярно, были действительно представительными и хоть немного, но ограничивали самодержавную власть.
Издержки успокоения были
велики. Наступила стабильная, но чисто
традиционная жизнь. Многим из тех, кого
взбаламутил вихрь бурных событий,
динамизм перемен, частое общение с
иностранцами, теперь было душно. Их разочарование
выливалось порой в уродливые
формы. Так, служивший при Лжедмитрии
I князь Иван Андреевич Хворостинин
пил без просыпу, не соблюдая постов,
держал у себя «латынские» (т. е. католические)
иконы и жаловался, что «в Москве
людей нет: все люд глупой, жить
не с кем. Сеют землю рожью, а живут
все ложью». Князя дважды ссылали
в монастыри, последнее пребывание
в северном Кирилло-Белозерском
монастыре несколько охладило его
пыл, и он написал вполне ортодоксальную
историю Смутного времени. Сколько
таких разочарованных, спившихся
талантов, вынужденных конформистов
нудно тянуло служебную лямку
и печально вспоминало бурную молодость!
Только их внуки стали гвардейскими
офицерами и
Но если модернизация страны все же началась в конце века, то элементы правового государства, ростки которых зарождались в Смутное время, были забыты надолго. /185/