Советско-американские отношения в период 1941-1945 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Создание антигитлеровской коалиции на начальном этапе войны. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства (Тегеранская и Крымская конференции).

Содержание

Введение
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)
1.1.Создание антигитлеровской коалиции
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг.
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г.
2.2.Крымская конференция
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Советско-американские отношения в годы второй мировой войны.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг. 

   С первых же дней Великой Отечественной  войны Советское правительство  стремилось придать антигитлеровской коалиции максимальную действенность и эффективность в борьбе против фашистских агрессоров. Лучшим средством для этого было бы скорейшее открытие союзниками второго фронта во Франции. Это не только облегчило бы СССР тяжелую и кровопролитную борьбу против общего врага, но и значительно сократило бы сроки всей мировой войны, приблизило бы освобождение порабощенных народов и избавление всего человечества от угрозы фашистского варварства. Советское правительство предлагало союзникам проведение координированных военных операций. Однако позиция Советского правительства не встречала поддержки ни в Лондоне, ни в Вашингтоне. СССР, если говорить о борьбе наземных вооруженных сил, в одиночестве воевал против Германии и ее союзников в Европе и нес основную тяжесть войны на своих плечах. 18 июля 1941 г. Советское правительство поставило перед английским премьер-министром вопрос об открытии второго фронта. Оно указывало, что «военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика). Фронт на севере Франции не только мог бы оттянуть силы Гитлера с Востока, но а сделал бы невозможным вторжение Гитлера в Англию». Несмотря на трудности, связанные с открытием этого фронта, «легче всего создать такой фронт именно теперь, когда силы Гитлера отвлечены на Восток и когда Гитлер еще не успел закрепить за собой занятые на Востоке позиции».

     В период летней кампании и 1942 г. вопрос о втором фронте встал с новой силой. На сей раз он был предметом непосредственных переговоров и переписки Советского правительства не только с правительством Англии, но и с правительством США, которые в декабре 1941 г. вступили в войну с Германией. В противоположность Черчиллю, являвшемуся решительным противником высадки союзных войск в Европе, Рузвельт высказывался вначале за открытие второго фронта. Так, например, в начале марта 1942 г. он заявил советскому полпреду в США М. М. Литвинову, что «нажимает на англичан», добиваясь создания второго фронта, и готов для этого послать американские войска в Англию. В начале апреля 1942 г. Рузвельт адресовал главе Советского правительства Сталину личное послание, в котором указывал, что имеет «весьма важное военное предложение, связанное с использованием наших вооруженных сил таким образом, чтобы облегчить критическое положение на Вашем Западном фронте». Подчеркивая, что он придает этому большое значение, Рузвельт просил направить в Вашингтон для переговоров соответствующих советских представителей. Этими заявлениями, которые делались Рузвельтом, видимо, под влиянием все нараставших требований американской общественности об активизации военных усилий США и Англии, президент стремился показать себя сторонником скорейшего открытия второго фронта3.

     В связи с апрельским посланием американского президента Советское правительство поручило своему полпреду в Вашингтоне уточнить, какие конкретные вопросы президент хотел бы обсудить при встрече с советскими представителями. В ответ на это Рузвельт утверждал, что он со своими советниками пришел к выводу о необходимости открытия второго фронта против Германии путем высадки во Франции, но что план этот еще не одобрен Англией и что он хотел бы, чтобы Советское правительство помогло бы ему «укрепить этот план».

     20 апреля 1942 г. в ответном послании президенту правительство СССР заявило, что согласно направить в Вашингтон советских представителей «для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время». В послании указывалось, что эти представители побывают также в Лондоне для обмена мнениями с английским правительством.

     Во  время беседы, которая состоялась при вручении этого послания, Рузвельт информировал советского посла о  миссии Маршалла и Гопкинса в Англию. Он сказал, что англичане за второй фронт только «в принципе», но практически стремятся отложить его открытие на 1943 г., тогда как он настаивает на том, чтобы создать второй фронт теперь же. Рузвельт сказал также, что ему представляется желательным, чтобы советские представители на обратном пути из Вашингтона остановились в Лондоне, с тем чтобы, выступая как от своего, так и от его имени, оказать двойное давление на правительство Англии.

     Советское правительство направило в Англию и США наркома иностранных  дел В. М. Молотова. Еще по дороге в Вашингтон он остановился в Лондоне, где между ним и руководителями британского правительства состоялись переговоры по важнейшим вопросам, в частности о заключении англо-советского договора. Советской стороной был поставлен вопрос о втором фронте со ссылкой на инициативу Рузвельта в этом деле. Англичане, однако, отказались взять на себя какие-либо конкретные обязательства.

     В результате последующих переговоров  в Вашингтоне в советско-американском коммюнике указывалось, что «была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

     Под влиянием достигнутой в ходе советско-американских переговоров договоренности о создании второго фронта английское правительство  вынуждено было согласиться на подписание англо-советского коммюнике, в котором в точности была повторена советско-американская формулировка по этому вопросу.

     Итак, на этот раз союзники публично и официально обещали удовлетворить законное требование правительства СССР о скорейшем открытии второго фронта в Европе.

     Саботаж правительствами Англии и США открытия второго фронта вызвал растущее недовольство среди английской и американской демократической общественности, решительно требовавшей активной поддержки Советского Союза. «Именно сейчас время для открытия второго фронта»,— писали в 1942 г. многие английские и американские газеты4.

     Правительства Англии и США не только не открыли  второй фронт, но и не выполняли своих  обязательств по поставкам в СССР вооружения. Таким образом, во время битвы на Волге, величайшего сражения всей второй мировой войны, Советский Союз был лишен действенной помощи своих союзников.

   Более того, на англо-американской конференции  в Касабланке в январе 1943 г. вопрос об открытии второго фронта в Европе в 1943 г. фактически остался нерешенным. Союзники договорились провести лишь ограниченную операцию против полуострова Котантен в августе 1943 г., вместо обещанного широкого вторжения во Францию весной 1943 г. В мае 1943 г. в Вашингтоне состоялась новая встреча Рузвельта и Черчилля, также посвященная обсуждению вопросов дальнейшего ведения войны против держав оси. Союзники отдавали себе отчет в том, что вопрос об оказании Советскому Союзу эффективной помощи путем открытия второго фронта приобрел острый характер. Советский Союз по-прежнему сражался на суше один, в единоборстве с чрезвычайно сильным и все еще крайне опасным врагом. Вашингтонская конференция приняла решение отложить открытие второго фронта в Европе на май 1944 г. Это был прямой обман союзника, измена данному слову. 11 июня 1943 г. Советское правительство протестовало против нарушения США и Англией принятых ими на себя обязательств и заявило, что «не находит возможным присоединиться к такому решению, принятому к тому же без его участия и без попытки совместно обсудить этот важнейший вопрос и могущему иметь тяжелые последствия для дальнейшего хода войны».

   Новая затяжка открытия второго фронта еще раз свидетельствовала о  том, что Англия и США продолжали политику, направленную на максимальное ослабление СССР.

   Начавшаяся  осенью 1942 г. гигантская Сталинградская битва привела к окружению крупнейшей группировки противника, ликвидация которой была завершена в начале 1943 г. Историческая победа на Волге положила начало коренному перелому в ходе войны. 1943 год ознаменовался новыми крупными победами советских войск, достигнутыми благодаря усилиям советского народа и его вооруженных сил, несмотря на нарушение союзниками своих обязательств, в обстановке единоборства СССР с фашистской Германией и ее сателлитами в Европе. В середине января 1943 г. советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Летом 1943 г. последовали новые блестящие победы советских войск в битве под Курском.

     Победы  СССР раскрыли перед народами, попавшими  под фашистское иго, реальные перспективы  грядущего освобождения и вдохновили их на борьбу против угнетателей. Последовал дальнейший рост движения сопротивления и партизанской борьбы против фашистских захватчиков5.

     По  инициативе Советского Союза ряд  важнейших вопросов ведения войны  и послевоенного устройства был  поставлен на конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии, проходившей в Москве с 19 по 30 октября 1943 г. 
 
 
 
 
 
 

Глава II.Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства  

2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. 

     На  Московской конференции, состоявшейся 19—30 октября 1943 г., основным был вопрос о сокращении сроков войны, поставленный по инициативе Советского правительства.

     Советская делегация внесла на первом заседании  конференции 19 октября следующее  предложение:

     «В  целях сокращения сроков войны имеется  в виду:

   1. Осуществить такие безотлагательные  мероприятия со стороны правительств  Великобритании и США еще в  1943 г., которые обеспечат вторжение  англо-американских армий в Северную  Францию и которые, наряду с мощными ударами советских войск по основным силам германской армии на советско-германском фронте, должны коренным образом подорвать военно-стратегическое положение Германии и привести к решительному сокращению сроков войны.

     В связи с этим Советское правительство считает необходимым выяснить, остается ли в силе заявление г-на Черчилля и г-на Рузвельта, сделанное в начале июня 1943 г., о том, что англо-американские войска осуществят вторжение в Северную Францию весной 1944 года»

     Советской делегации на конференции не удалось зафиксировать твердые и точные обязательства союзников об открытии второго фронта в Европе. Их заявления, что вторжение через Ла-Манш будет осуществлено весной 1944 г., содержали серьезные оговорки.

     В коммюнике конференции было указано, что правительства трех держав признали «первейшей целью ускорение конца войны». Однако опасность новой отсрочки открытия второго фронта продолжала существовать. По другим пунктам повестки дня на Московской конференции была достигнута несколько большая степень согласия. Конференция приняла постановление о том, что сотрудничество трех держав, установленное для ведения войны, должно быть продолжено также и «на период, который последует за окончанием военных действий». Конференция рассмотрела ряд серьезных вопросов послевоенного устройства, к числу которых относились германский вопрос, положение в Италии, вопрос об Австрии, о путях обеспечения безопасности в послевоенный период, о создании международной организации, призванной обеспечить мир, и др.6

         Советское правительство еще 8 ноября 1941 г. выразило пожелание о достижении между союзниками определенной договоренности «о целях войны и о планах организации дела мира после войны».

     Большое место в межсоюзнических отношениях занимал вопрос о послевоенном устройстве Германии. 27 ноября 1941 г. английский премьер-министр в беседе с советским полпредом впервые поставил вопрос о расчленении Германии как одном из основных элементов послевоенного устройства Европы. «Главная вина лежит на Пруссии,— сказал Черчилль.— В будущем Бавария, Австрия, Вюртемберг и т. д. должны быть освобождены от прусского засилья». 7 декабря при новой встрече с полпредом Черчилль уточнил свою мысль: «Основная задача,— сказал он,— состоит в том, чтобы раз навсегда ликвидировать германскую опасность. Для этого необходимо полное разоружение Германии, по крайней мере, на целое поколение и раздробление Германии на части, прежде всего отделение Пруссии от остальных частей Германии».

     Выдвинутый  английским премьером вопрос о расчленении  Германии стал с тех пор одним из предметов переговоров между союзниками. В Англии и США расчленение Германии широко пропагандировалось в печати. В январе 1942 г. по распоряжению Рузвельта в США была создана так называемая «Консультативная комиссия по послевоенным проблемам», основной задачей которой являлась разработка планов послевоенного устройства Германии. Эта комиссия совместно со специальной «исследовательской группой» государственного департамента вскоре предложила на рассмотрение правительства США планы, которые предусматривали раздел Германии на три, пять или семь совершенно обособленных частей.

     Характеризуя  эти планы, Идеи, занимавший пост министра иностранных дел в правительстве  Черчилля, говорил советскому послу  в Лондоне И. М. Майскому в апреле 1943 г., что его опасения в отношении позиции США по германскому вопросу не оправдались. «Как выяснилось из разговоров с Рузвельтом и его ближайшими сотрудниками,— отмечал Иден,— все они держатся того мнения, что Германия после войны должна быть не только полностью и на длительный срок разоружена, но также очень надолго, если не навсегда, ослаблена. Наилучшим способом для такого ослабления они считают раздробление Германии на несколько государств, причем особенно энергично отстаивает данную идею Самнер Уэллес» .

     В противоположность этому в Советском Союзе не подготавливалось никаких планов расчленения Германии. Советское правительство публично высказалось против отождествления клики Гитлера с немецким народом. На Московской конференции вопрос о расчленении Германии был подвергнут обсуждению. С американской стороны было предложено осуществить оккупацию Германии войсками трех держав, контроль над ней и ее «политическую децентрализацию». Государственный секретарь США Хэлл заметил, что «в высших сферах» США «склонны идти на расчленение Германии», но что «пока лучше занять выжидательную позицию». С советской стороны было заявлено, что «вопрос находится в процессе изучения».7

Информация о работе Советско-американские отношения в период 1941-1945 гг