Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:10, курсовая работа
Создание антигитлеровской коалиции на начальном этапе войны. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства (Тегеранская и Крымская конференции).
Введение
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)
1.1.Создание антигитлеровской коалиции
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг.
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г.
2.2.Крымская конференция
Заключение
Список использованной литературы
Принятие
решений Контрольного совета требовало
единогласия четырех его
Согласно межсоюзническим соглашениям, разработанным Европейской Консультативной Комиссией, весь «Большой Берлин» входил в Восточную, т. е. советскую, зону. В ходе военных действий Берлин был освобожден Красной Армией и до 4 июля 1945 г. им управлял советский комендант, по приказу которого 6 мая 1945 г. был образован немецкий магистрат «Большого Берлина». Только 4 июля в Берлин вступили английские и американские войска, а 12 августа — французские. Соглашение «О зонах оккупации Германии и управлении „Большим Берлином"» предусматривало, что вся Восточная зона будет оккупирована советскими войсками за исключением Берлина. Поскольку Берлин являлся местопребыванием Контрольного совета (и именно поэтому), он подлежал оккупации войсками всех четырех держав. Управление «Большим Берлином» должно было осуществляться межсоюзнической комендатурой. Соглашение не наделяло межсоюзническую комендатуру верховной властью. Ее деятельность подчинялась Контрольному совету. Соглашение о зонах оккупации Германии и управлении «Большим Берлином» не установило для западных держав никаких специальных прав, определяющих порядок доступа в Берлин. Американский дипломат и разведчик Мэрфи, участвовавший в переговорах со стороны США, сообщает в своих мемуарах, что он усиленно добивался от своего правительства фиксации в соглашении таких прав, но не получил у него поддержки. Крымская конференция, подтвердив соглашение, принятое в ЕКК, также не установила для США, Англии и Франции никаких «прав» в смысле порядка доступа в Берлин.
Соглашение
о контрольном механизме
По вопросам общей суммы репараций с Германии, а также их распределения между пострадавшими от германской агрессии странами, то советская и американская делегации согласились в следующем: «Московская комиссия но репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложения Советского правительства о том, что общая сумма репараций... должна составлять 20 млрд. долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу». Этот вопрос был согласован между советским и американским правительствами. Однако английская делегация на Крымской конференции не присоединилась к этому предложению, заявив, что английское правительство сохраняет за собой право вернуться к вопросу об определении суммы репараций в ходе работы репарационной комиссии. Правительство США в дальнейшем отказалось поддержать согласованную ранее сумму справедливых репарационных требований Советского Союза13.
На
конференции вновь обсуждались
различные предложения о
К
этому времени западными
Другой план расчленения Германии был разработан по специальному поручению президента Рузвельта одним из его ближайших сотрудников - министром финансов Моргентау. Этот план был рассмотрен и утвержден так называемым «Правительственным комитетом по вопросам Германии». Согласно этому плану, Саар и прилегающие к нему территории между Мозелем и Рейном отходили к Франции; Рур, Рейнская область, Кильский канал и район, расположенный к северу от него, должны были стать международной зоной и управляться «международным органом». Остальную часть Германии намечалось разделить на два «автономных государства»: Северогерманское государство, включая Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское государство в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена и др. Последнее, по замыслу Моргентау, должно было иметь таможенную унию с Австрией.
Этот план наряду с расчленением Германии предусматривал ликвидацию большей части немецкой промышленности и аграризацию страны. Это обрекало на голодное существование значительную часть немецкого народа.
Вопрос о расчленении Германии был поставлен на второй англо-американской конференции в Квебеке в сентябре 1944 г. Здесь Рузвельт и Черчилль одобрили план Моргентау.
На
Крымской конференции руководители
американского и английского
правительств вновь высказались
за раздел Германии. «Рузвельт думает,—
говорится в советской
На заседании Комиссии по расчленению, состоявшемся 7 марта 1945 г., советский представитель заявил, что вопрос о расчленении Германии изучается советскими экспертами. Отвечая на вопрос Вайнанта, желают ли союзники, чтобы существовала демократическая Германия, Гусев отметил, что перед комиссией стоит вполне ясная задача — «выработать конкретный план такого территориального устройства Германии, при котором немцы не могли бы возродить свою военную мощь и опасность германской агрессии в будущем могла бы быть устранена навсегда». Иден и Вайнант согласились с тем, что изложенный советским представителем подход к проблеме является правильным14.
Советская делегация не могла не заметить, что американская и особенно английская делегации, являвшиеся инициаторами расчленения Германии, на Крымской конференции стали отступать от своих позиций. Правительства США и Великобритании, видевшие в Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, стремились к ее максимальному ослаблению. Однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность.
Советское правительство определило на Крымской конференции срок вступления СССР в войну против Японии: через два-три месяца после окончания войны в Европе. При этом были согласованы следующие три условия:
На конференции был рассмотрен вопрос об учреждении Организации Объединенных Наций и принято решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, которая должна была подготовить окончательный текст устава Организации. Кроме того, было принято согласованное решение по важнейшему вопросу — о процедуре голосования в Совете Безопасности, внесенное делегацией США.
Конференция
приняла «Декларацию об освобожденной
Европе». В ней провозглашалось,
что СССР, США и Англия «договорились
между собой согласовывать в
течение периода временной
Советский Союз всегда считал необходимым поддерживать после войны тесное сотрудничество между державами — участницами антифашистской коалиции. Итоговым документом Крымской конференции было заявление «Единство в организации мира, как и в ведении войны». Руководители трех великих держав согласились сохранять и усиливать в предстоявший мирный период то сотрудничество, которое осуществлялось между Советским Союзом, США и Англией в дни войны. В заявлении подчеркивалось, что «только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир...».
Вся работа Крымской конференции протекала под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза и его миролюбивой политики. Советский Союз добился принятия Соединенными Штатами и Англией ряда совместных решений, направленных на демократическое устройство послевоенного мира15.
В интересах принятия согласованных решений и стремясь к укреплению отношений между главными государствами антигитлеровской коалиции, советская делегация шла навстречу многим пожеланиям делегаций США и Англии; последние также должны были учитывать интересы Советского Союза. Они пошли на это в значительной мере потому, что нуждались в помощи СССР в войне против Японии.
Крымская
конференция была важным этапом в
борьбе миролюбивого человечества за
скорейшее окончание войны и
демократическое решение
Заключение
Основные выводы по работе можно сделать следующие:
На первом этапе войны внешняя политика СССР, в том числе отношения с США, строились вокруг создания антигитлеровской коалиции. Так, 22 июня 1941 г. Англия заявила о полной поддержке СССР, а США почти одновременно (23 июня) выразили готовность оказать ему экономическую помощь. В результате 12 июля в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии, а 16 августа – о товарообороте между двумя странами. В том же месяце в результате совещания Ф. Рузвельта (1882-1945) и У. Черчилля была подписана Атлантическая хартия, к которой в сентябре присоединился СССР. Однако союзники на этом этапе не выполнили своих обязательств: помощь СССР по военным поставкам была минимальной, не был открыт второй фронт, несмотря на то, что в 1942 г. в результате переговоров в Вашингтоне в советско-американском коммюнике указывалось, что «была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».
В 1943 г. окрепли союзнические отношения стран антифашистского блока: на Московской конференции (октябрь 1943 г.) Англией, СССР и США были приняты декларации об Италии, Австрии и о всеобщей безопасности (подписана также Китаем), об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления. На Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), где впервые встречались Ф. Рузвельт, И. Сталин и У. Черчилль, было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. В конце 1943 г. на конференции руководителей Англии, Китая и США аналогично был решен японский вопрос. На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) руководители Англии, СССР и США решали судьбу Германии, Польши, Югославии, обсуждали вопрос о создании Организации Объединенных Наций (создана 25 апреля 1945 г.), заключили соглашение о вступлении СССР в войну против Японии.
Вместе
с тем США длительное время (как
и Англия) по вопросу послевоенного
устройства Германии настаивали на её
расчленении. В особенности, наиболее
приемлемым в американских кругах считался
план Моргентау, согласно которому от
Германии отторгались Саар и прилегающие
к нему территории между Мозелем и Рейном,
Рур, Рейнская область, Кильский канал
и район, расположенный к северу от него.
Остальную часть Германии намечалось
разделить на два «автономных государства»:
Северогерманское государство, включая
Пруссию, Саксонию, Тюрингию, и Южногерманское
государство в составе Баварии, Вюртемберга,
Бадена и др. План наряду с расчленением
Германии предусматривал ликвидацию большей
части немецкой промышленности и аграризацию
страны. Но впоследствии Правительства
США и Великобритании, видевшие в Германии
прежде всего своего империалистического
соперника и опасного конкурента на мировом
рынке, хотя и стремились к ее максимальному
ослаблению, однако германский вопрос
имел для американо-английского империализма
еще и другой важный аспект — возможность
использования Германии в будущем в антисоветских
целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации
и расчленения Германии теряли для западных
стран свою ценность.
Список
использованной литературы
Информация о работе Советско-американские отношения в период 1941-1945 гг