Современные научные представления о происхождении человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Краткое описание

Вопрос о происхождении человека и цивилизации - одна из интереснейших и сложнейших тем в истории. Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией.

Содержание

Введение.
1. Биологическая концепция (Эволюционная теория)
Австралопитек.
Питекантроп.
Палеантроп (неандерталец).
Неоантроп.
Прародина человека.
2. Трудовая концепция
3. Мутационная концепция
4. Теория творения (креационизм).
4.1. Христианские взгляды на происхождение человека.
4.2. Критика теории эволюции.
5. Космическая концепция.
6. Теория пространственных аномалий.
Выводы.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат о происхождении чел.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


6

 

 

 

Белорусский национальный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 

«Современные научные представления

о происхождении человека»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил:

                                                                                    Студенка 311 группы

                                                                                    Молочко А.В.

 

 

 

 

 

 

г. Минск

2012 г.

 

План

 

Введение.

1. Биологическая концепция (Эволюционная теория)

1.1.           Австралопитек.

1.2.           Питекантроп.

1.3.           Палеантроп (неандерталец).

1.4.           Неоантроп.

1.5.           Прародина человека.

2.  Трудовая концепция

3.  Мутационная концепция

4. Теория творения (креационизм).

              4.1. Христианские взгляды на происхождение человека.

              4.2. Критика теории эволюции.

5.  Космическая концепция.

6.  Теория пространственных аномалий.

Выводы.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о происхождении человека и цивилизации - одна из интереснейших и сложнейших тем в истории. Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?».  Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией.

До двадцатого века в европейской культуре существовало два ответа: один дан в Библии, другой – в теории Чарлза Дарвина. На сегодняшний момент существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле, но основные из них следующие:

1.       Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом.

2. Биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений. (Ее также называют Эволюционной теорией).

3. Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.

4. Мутационная концепция – приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.

5. Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Сюда же можно отнести теорию панспермии.

6.Теория пространственных аномалий.

 

 

 

 

 

 

1. Биологическая концепция (Эволюционная теория)

Рассмотрим сначала биологическую концепцию появления человека. Она предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Впервые гипотеза об эволюционном происхождении человека была разработана французским ученым-естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744-1829) в его труде «философия зоологии», появившемся в  1809г. Им впервые были развиты представления о естественных факторах, определивших появление человека — прямохождение, особенности питания, общественная жизнь, высказано предположение о происхождении человека от обезьяны. Гипотеза Ламарка, будучи в основном умозрительной, не имела успеха, но она оказала известное влияние на натуралистов, которые в дальнейшем занимались проблемой антропогенеза.

       Большой вклад в разрешение проблемы происхождения человека сделал английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882). В своих работах он обобщил огромный материал, накопившийся к 70-м гг. XIX в. и доказал, что человек принципиально не отличается от других видов организмов. Дарвин в своей теории эволюции опирался на следующие принципы: изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Свои взгляды он изложил в работах «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоции у человека и животных» (1872). Теория Дарвина не была умозрительной, а подтверждалась такими доказательствами:

- сходство в строении человека и других животных;

- сходство зародышей человека и животных;

- наличие рудиментарных органов.     

1). Сравнительно-анатомические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных: человек имеет все признаки класса млекопитающих и относится к этому классу, сходное строение всех систем органов, имеет диафрагму, молочные железы, ушные раковины и др. Случаи рождения детей с признаками млекопитающих животных — атавизмы (возврат к предкам): с густым волосяным покровом тела, с большим числом сосков, с удлиненным хвостовым отделом позвоночника — доказательство происхождения человека от животных.    Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян, сходные болезни. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда.                     
2). Эмбриологические доказательства происхождения человека от животных: сходство развития зародышей человека и животных, развитие начинается с одной оплодотворенной клетки, на определенном этапе у зародыша человека закладываются жаберные щели, развит хвостовой отдел позвоночника, мозг месячного эмбриона имеет сходство с мозгом рыбы, а семимесячного -с мозгом обезьяны и др.        

3)  Наличие у человека рудиментов (развитых у млекопитающих, но атрофированных у человека органов): копчика, аппендикса, остатка третьего века (всего около 90 рудиментов).  Дарвин считал, что наличие рудиментарных органов заслуживает особого внимания при разрешении вопроса о происхождении человека, так как они свидетельствуют об относительном характере целесообразности, что является неизбежным следствием эволюционных преобразований предков.

К настоящему времени теория Дарвина накопила множество палеонтологических и археологических доказательств — находок ископаемых останков предков человека. С учетом этих находок,  современная теория антропогенеза говорит, что основные стадии эволюции человека следующие:

     время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитека);

     существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);

     стадия неандертальца, то есть древнего человека или палеоантропа.

     Развитие современных людей (неоантропов).

1.1. Австралопитек

Согласно палеонтологическим данным, около 30 млн лет назад появились парапитеки и проплиопитеки — древнейшие приматы. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древесных обезьян — дриопитекам. В эволюции дриопитеков наметились три линии: одна привела к современной горилле, другая — к шимпанзе, третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство гоминид (прачеловек) с шимпанзе и гориллами подтверждается анализом гемоглобинов человека и человекообразных обезьян. Французский врач и исследователь Труазье (1844-1919), спасая человека, рискнул и перелил ему кровь от шимпанзе. И больной прекрасно выжил и выздоровел.

 Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг.                    Останки австралопитеков (южных обезьян) обнаружены в Южной Африке, Южном Китае, Индонезии.  Наиболее значимыми принято считать  находки в Олдувайском ущелье (Танзания, Африка). Олдувайское ущелье - одно из интереснейших мест на Земле. Оно представляет собой огромный каньон, глубоко — до 90 м — врезавшийся в ложе древней долины, за многие тысячелетия заполнившейся речными наносами, вулканическим пеплом и другими отложениями. В стенах этого ущелья исследователи выявили пять слоев, относящихся к различным геологическим эпохам, благодаря чему можно было достаточно надежно датировать находки, залегавшие в этих слоях.

Англо-кенийский антрополог и археолог Луис Лики (1903-1972) копал здесь более 40 лет, вплоть до самой смерти. В 1959 году он открыл в Олдувайском ущелье останки еще одного предшественника современного человека, которого первоначально назвал зинджантропом. Правда, после более тщательного изучения оказалось, что это еще одна ветвь рода австралопитековых, и зинджантроп был переименован в австралопитека бойсовского. Если судить по находке Луиса Лики, то возраст австалопитеков 1,75 млн. лет.

По мнению большинства ученых, австралопитеки были одним из этапов эволюции гоминид, но еще не достигли уровня человека. Они не могли делать орудия труда, у них не было речи, поэтому нет оснований относить их к древнейшим людям.

1.2. Питекантроп

Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, сорока индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам, возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…

1.3. Палеантроп (неандерталец)

О культуре палеантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Понятие «Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха» впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь.  Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо. Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях. Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Их погребения свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях.

Возникновение мустьерской культуры датируются примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад.

1.4. Неантроп

Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens.

Неантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

Переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет назад) совпал с завершением антропогенеза - формированием человека современного физиологического типа. Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов в Кро-Маньон, Франция

1.5. Прародина человека

    Вопрос о прародине человека, т. е. той части земного шара, где имел место начальный период антропогенеза, решался в зависимости от находок останков австралопитеков, палеантропов и архантропов. Этот вопрос и сейчас вряд ли можно считать окончательно решенным, так как наука постоянно развивается и каждый год можно ожидать принципиально новых открытий. В науке рассматривались в основном два центра происхождения человека: азиатский (Юго-Восточная Азия) и африканский, причем до открытий в Африке предпочтение отдавалось азиатской прародине человека. В современной науке центральное место отводится «африканской» теории.

 

2.     Трудовая концепция

Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека.  Великий философ, друг и соратник Карла Маркса — Фридрих Энгельс, изучая первобытное общество, писал: «Труд создал самого человека». Научившись трудиться, обезьяна постепенно превратилась в первобытного человека. Новое существо отличалось от своих обезьяньих предков более совершенным мозгом, выпрямленной походкой и особым развитием кисти руки, позволяющей держать камни и палки. Первых людей условно именуют «умелыми людьми».  Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию.             

Информация о работе Современные научные представления о происхождении человека