Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:04, реферат
Вопрос о происхождении человека и цивилизации - одна из интереснейших и сложнейших тем в истории. Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией.
Введение.
1. Биологическая концепция (Эволюционная теория)
Австралопитек.
Питекантроп.
Палеантроп (неандерталец).
Неоантроп.
Прародина человека.
2. Трудовая концепция
3. Мутационная концепция
4. Теория творения (креационизм).
4.1. Христианские взгляды на происхождение человека.
4.2. Критика теории эволюции.
5. Космическая концепция.
6. Теория пространственных аномалий.
Выводы.
Список использованной литературы.
Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Гоминидные предки не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались в вертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика и мозг. Прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку – орган трудовой деятельности. Изменение головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации.
Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи. Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В своб очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека.
3. Мутационная концепция антропогенеза
Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Современная наука имеет предположение, что возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.
Одной из возможных причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Чижевским еще в 30-е годы ХХв. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.
В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. (Автор этой теории –Г.Н.Матюшкин).
Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнаружились залежи урановых руд. Они интенсивно влияли на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи, вызывая мутации разного рода.
4. Теория творения (креационизм).
Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.
Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират – Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек – творения Высшего разума или попросту Бога.
4.1. Христианские взгляды на происхождение человека
Наиболее распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.
Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется креационизмом. Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».
Современные креационисты подтверждают тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре – если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных – около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось – для корма и людей.
4.2. Критика теории эволюции
Теория эволюции подвергается креационистами критике, в основном, по трем направлениям:
1. Палеонтологическая летопись обнаруживает скорее структуру эволюционных скачков, а не постепенные преобразования.
2.Гены – мощный стабилизирующий механизм, главная задача которого заключается в том, чтобы предотвратить развития новых форм.
3. Случайные, возникающие друг за другом мутации на молекулярном уровне не являются объяснением высокой организованности и растущей сложности живых организмов.
Также обращается внимание общественности на то, что «пилтдаунский человек», которого считали «недостающим звеном в эволюционной теории» в течение 40 лет, на деле оказался подделкой: в 1953 году выяснили, что на самом деле части челюсти и зубов орангутанга были соединены с частями человеческого черепа. Не лучшим образом обстоят дела и у рамапитека. Как можно было рамапитека, реконструированного по одним лишь только зубам и челюстям – без информации о черепе, тазе, конечностях – назвать «первым представителем человеческого рода»?
Со слов креационистов, все большее число ученых убеждается, что и австралопитек не был нашим прародителем. Тщательные исследования его черепа показали, что он гораздо более похож на черепа нынешних обезьян, а не человека.
А вот неандерталец, считают креационисты, несомненно, относится к человеческому роду. Беда в том, что его изображали похожим, скорее, на обезьяну. Позже выяснили, что его скелет был сильно деформирован болезнью, и новый воспроизведенный по останкам вид неандертальца показывает, что он мало чем отличался от ныне существующих собратьев. Что касается кроманьонца, то обнаруженные кости были практически неотличимы от костей современных людей, поэтому говорить о нем, как о каком-то «переходном звене» уже никто не решается.
Чарльз Дарвин сам был набожным христианином. Он не отрицал существования Бога, однако считал, что Бог создал лишь начальные виды, остальные же возникли под действием естественного отбора. Его современник английский натуралист Альфред Уоллес, который пришел к открытию принципа естественного отбора почти одновременно с Дарвином, в отличие от последнего утверждал, что между человеком и животными существует резкая грань в отношении психической деятельности. Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора. Уоллес провозгласил, что этот “мыслительный инструмент” возник в результате потребностей его обладателя, и предполагал “вмешательство высшего разумного существа”.
Из других источников известно, что математики вывели вероятность возникновения белка из небелковых форм, она оказалась в пропорции 1:10321, то есть абсолютно неосуществимой, поскольку у математиков вероятностью «нуль» считается уже соотношение 1:1030.
Химики с биологами установили поразительный факт: основа жизни – белки; для возникновения белка необходимо наличие аминокислот (ДНК, РНК и т.д.), а для создания аминокислот необходимы… белки. Этот замкнутый круг, считают креационисты, также доказывает несостоятельность теории Дарвина.
5. Космическая концепция
(Теория внешнего вмешательства. Теория панспермии).
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте космическая концепция считает людей прямыми потомками инопланетян, когда- либо высадившихся на Землю. Более сложные варианты предполагают порождение человека разумного методами генной инженерии либо создание первых людей гомункулярным способом; а также управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума.
Упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Есть версия, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причем уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.
Часто наиболее доступно суть космической концепции передают писатели-фантасты (Станислав Лем «Звездные дневники Ийона Тихого». Герой С.Лема прилагает неимоверные усилия, чтобы «пропихнуть» человечество, признанное всеми цивилизациями дефективным, во всепланетное сообщество, понимая при этом, насколько мы далеки от совершенства).
Теория панспермии. Эта теория не предполагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни (на Земле!), а выдвигает идею о ее внезапном происхождении. Она подтверждает, что жизнь может возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных областях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «Космонавтов», а также «пока еще» не подтвердившиеся сообщения о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую землю.
6. Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Она предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в теории пространственых аномалий не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако она признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
ВЫВОДЫ
1. Поскольку происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.), имеется множество теорий происхождения человека. Рассмотренные рефератом концепции и теории по своей сути можно разделить на две большие группы, существовавшие в прошлых столетиях:
- человек сотворен (Богом, инпланетянами, высшим разумом и т.д.),
- жизнь зародилась на Земле случайно, под действием благоприятных условий, человек – высшая, но естественно (или мутационно) эволюционировавшая форма живого существа.
2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого из нас является именно вера в ту или иную теорию.
3. Возможен диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности.
Список использованной литературы.
1. В.М. Найдыш «Концепции современного естествознания» Москва, 2000г.
2. Л.Тегако Е.Кметинский. «Антропология». Москва, 2004г.
3. М.И. Басаков «Концепции современного естествознания»
Изд. «Феникс» 1997г., Ростов-на-Дону
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)
5. С. Лем «Звездные дневники Ийона Тихого» изд. Молодая Гвардия, 1965г.
6. А.А. Зубов «Современное состояние теории происхождения человека» Доклад. Журнал «Человек», 2004г.
7. Интернет-источники
Сопоставительный анализ теории творения и эволюционной теории происхождения жизни и человека
Модель эволюции | Модель сотворения | Конкретные факты |
1 | 2 | 3 |
Жизнь развилась из неживой материи путем случайной химической эволюции (самозарождения) | Жизнь происходит только от уже существующей жизни; изначально создана разумным Создателем | 1.Жизнь происходит только от уже существующей жизни. 2.Сложный генетический код не может образоваться случайно |
Свидетельство, ожидаемое от ископаемых: 1)постепенное появление простых форм жизни; 2)переходные формы как связующие звенья | Свидетельство, ожидаемое от ископаемых: 1)внезапное появление в большом разнообразии сложных форм; 2)пробелы, разделяющие основные группы; отсутствие связующих форм | Свидетельство ископаемых: 1)внезапное появление в большом разнообразии сложных организмов; 2)каждый новый вид обособлен от предшествующих видов; отсутствие связующих форм |
Новые виды возникают постепенно; зачатки недоразвитых костей и органов на различных промежуточных стадиях | Никакие новые виды не появляются постепенно; отсутствие недоразвитых костей или органов; все части полностью сформированы | Никакие новые виды не появляются постепенно, хотя и существует много разновидностей; отсутствие недоразвитых костей или органов |
Мутации: в конечном счете полезны; порождают новые признаки | Мутации вредны для сложных организмов; не приводят ни к чему новому | Небольшие мутации вредны, значительные – смертельны; никогда не приводят ни к чему новому |
Постепенное возникновение цивилизации из грубых, звероподобных начальных стадий | Цивилизация возникает одновременно с человеком; сложная с самого начала | Цивилизация возникает одновременно с человеком; жители пещер – современники тех цивилизованных людей |
Речь эволюционировала от простых звуков животных в сложные современные языки | Речь возникает одновременно с человеком; древние языки сложны и обнаруживают завершенность | Речь возникает одновременно с человеком; древние языки часто более сложные, чем современные |
Появление человека миллионы лет тому назад | Появление человека около 6 000 лет тому назад | Древнейшим записям приблизительно всего лишь 5 000 лет |
Информация о работе Современные научные представления о происхождении человека