Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах российских школ и школ Республики Узбекистан, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы ВОВ в средних классах.
- рассмотреть содержание, связь с другими предметами и особенности курса литературы Великой Отечественной войны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)
>       Рассмотрим  формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или  их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для  оговоренных выше тем приемы и  формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно  различаться.

       Прежде  всего, обратимся к приемам и  формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.

       Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.

       Гораздо более эффективным в этом плане  может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.8

       Можно также с успехом применять  метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: познавательная беседа, и т.д.

       Проникнуть  в глубинную суть произведения и  связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Лучше всего, разумеется, его применять при изучении прозы (такие произведения, как «Звезда», «Убиты под Москвой»). Пример проблемных вопросов могут быть таким: «Убиты под Москвой»: произведение о героизме наших солдат или развенчание образа непобедимого воина?». Этот метод позволит стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений.

       Хорошими  приемами при изучении произведений литературы ВОВ являются также те, которые применяются на уроках литературы всегда: это выразительное чтение, чтение наизусть и пересказ прозаического текста. Они, в частности, позволяют добиться улучшения памяти учащихся, лучшего запоминания и понимания ими произведения. Следует, однако, отметить, что при чтении наизусть и пересказе заучивание не должно происходить механически. Оно непременно должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником.9

       «И  здесь снова повышается роль самого учителя: силою художественного  слова, чтения отрывков из повести вслух  непосредственно на уроке или  самим педагогом, или подготовленными  учениками достигается наиболее значительный воспитательный эффект». Важно, чтобы учащиеся слушали писательскую интонацию, воспринимали его чувства. Ключевые сцены должны быть прочитаны на уроке – таково необходимое условие восприятия произведений о войне, например такого, как «Звезда». Можно также применять прием словесного устного рисования, поскольку речь идет о военной литературе, это может быть просьба нарисовать картину боя, воссоздать устно часть мирного пейзажа, описать какими ученики представляют себе главных героев…Разумеется, этот прием тоже может быть применен и при изучении прозы и при рассмотрении эпических произведений. Например, при рассмотрении стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» можно предложить такое задание: «Попытайтесь изобразить устно одну из картин, описанных в стихотворении: солдат на пепелище, над могилами родных в поле. Опишите солдата-героя: каким вы представляете его себе?»

       Эффективными  также будут отзывы, сочинения и прочие творческие работы («Один день из жизни Теркина», «Ах, зачем война бывает» и т.д.), но неплодотворно было бы останавливаться на этих приемах подробнее. В конечном счете, они применяются повсеместно.

       Отдельно  стоит упомянуть о наглядности  и нетипичных приемах и формах проведения уроков.

       Что касается наглядности, здесь хорошие результаты может дать просмотр слайдов, прослушивание песен военной тематики. Здесь следует учесть, что некоторые стихотворения, рассмотрение которых предусмотрено программой, стали песнями («Враги сожгли родную хату» и т.д.). Многие прозаические произведения к тому же были экранизированы, так что ученикам интересно и познавательно будет просмотреть эпизоды из них. «Важно разъяснять учащимся замысел художников, знакомить их с законами и литературы, и кино».10

       Если  же говорить о нетипичных формах организации  работы, то урок по изучению лирики можно, например, организовать в форме концерта. Интересны также формы заочной  экскурсии, урока-путешествия, урока-ролевой игры и т.д.

       В этом отношении есть также некоторые  частные находки, многие из которых  оказываются очень удачными. Например, к вступительному уроку по прозе  ВОВ (не имеет значения будет ли это «Звезда» Казакевича и «Убиты под Москвой» Воробьева) эпиграфом стихи В. В. Высоцкого.

       Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог  —

       Кто считал, кто считал!..

       Сообщается  в сводках Информбюро

       Лишь  про то, сколько враг потерял.

       Но  не думай, что мы обошлись без потерь —

       Просто  так, просто так...

       Видишь, в поле застыл, как подстреленный  зверь,

       Весь  в огне, искалеченный танк!

       Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:

       Ты  закрыл своим танком брешь.

       Ну  а в сводках прочтем: враг потери понес,

       Ну  а мы — на исходный рубеж... 

         Такой эпиграф создаст нужное настроение в начале урока, настроит учеников на реалистичное понимание военных событий, описанных в произведении, подскажет направление анализа.

       Необходимо  помнить, что творчество каждого  автора требует зачастую индивидуального  подхода. В большинстве своем  он должен быть найден лично педагогом.

       Так, повесть К. Воробьева «Убиты под  Москвой» была введена в программу изучения сравнительно недавно. И.А Учамбрина в своей статье «Болею за людей…» отмечает: «Уроки, отведенные на нее [повесть], предполагают напряженную работу учителя и школьников, целью которой является глубокое постижение богатства и многосторонности авторского видения жизни и человека. Важное условие успешной работы — предварительное прочтение произведения восьмиклассниками». Особое внимание она советует уделять эпиграфу повести (три строфы из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом»). Девятиклассники должны осознавать смысл эпиграфа, понимать, почему именно его выбрал автор. Необходимо также заострить внимание учеников на реальности изображения войны в повести. Это помогут сделать зачитанные вслух эпизоды, прием устного словесного рисования, глубокий и вдумчивый анализ текста вместе с учениками. Очень важно при изучении повести обращаться к эмоциям учащихся: «Единственное измерение повести — измерение человеческое».

       Достаточно  много методических рекомендаций можно  обнаружить и по отношению к поэме  «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Отчасти это объясняется тем, что углубленно изучать это произведение ученики еще будут в старших  классах. Учитель должен обратить внимание на обстановку, в которой создавалась  поэма. Как отмечал сам поэт, «Книга про бойца», «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела защиты народом родины, от его подвига на войне», родилась в особой неповторимой атмосфере военных лет.

       Нужно также заметить, что Твардовский  был первым истолкователем поэмы  «Василий Теркин». В его статье «Ответ читателям «Василия Теркина»» содержится интересный авторский комментарий, который поможет постичь замысел  поэмы, атмосферу, в которой она  рождалась, ее заглавие и подзаголовок, жанровое обозначение и своеобразие  сюжета, композиции. Наиболее интересные высказывания автора могут, быть записаны на карточки, они составят основной дидактический материал к урокам. Например: «Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей, нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина».

       «К  занятиям по поэме Твардовского целесообразно  подготовить тематическую выставку: издание поэмы с иллюстрациями  Ореста Верейского. Комментарий к ним можно найти в воспоминаниях о поэте», - рекомендует методист Чернова И.И. 11

       Она же в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин»  рассказала об организации уроков с  использованием грамзаписи: «Знакомство  с творчеством выдающихся русских  чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством  обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся».

       Немаловажную  роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе, формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны – к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.

       «Источник силы русского народа – правая Вера, нравственное превосходство, превосходство  устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле  и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так  они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции  патриота и гражданина, и к истории  своего народа». А это особенно важно  для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование  патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для  активизации воспитательных функций  школы в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

       Содержание  и особенности  преподавания литературы о ВОВ в школах Республики Узбекистан 

       §1. Изучение произведений о войне в школах Республики Узбекистан

       Государственный образовательный стандарт по литературе для общеобразовательных школ утвержден  Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан за № 390 от 16 августа 1999 года.

       В рамках «Государственной Национальной программы развития школьного образования  в 2004-2009 годах» на основании протокола  « 071-102 Государственной комиссии по пересмотру и созданию учебных программ, учебников и учебно-методических пособий для системы непрерывного образования от 7 июля 2004 года была организована рабочая группа, которая пересмотрела разъяснения к государственному стандарту по литературе.

       На  основании анализа рабочей группы были определены отдельные знания, умения, навыки, необходимые для  усвоения учащимися материала по предмету по всем параллелям классов.

       В целях выполнения намеченных задач, определенных государственной программой по «Году гармоничного развития», протоколом совместного заседания от 17 марта 2010 года службы Государственного советника  Президента Республики Узбекистан и  Комплекса по вопросам образования, здравоохранения, социальной защиты, информационных систем и телекоммуникаций при Кабинете Министров, создана рабочая группа по всем направлениям с привлечением ученых, ведущих учителей и специалистов.

       Данными рабочими группами проанализированы в 2 этапа государственный стандарт, учебная программа и учебники среднего, среднего специального образования  с учетом взаимосвязи и непрерывности, а также учитывая возрастные и психофизические особенности учащихся.

Информация о работе Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в российских школах