Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах российских школ и школ Республики Узбекистан, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы ВОВ в средних классах.
- рассмотреть содержание, связь с другими предметами и особенности курса литературы Великой Отечественной войны.
На
первой этапе проанализировано содержание
ГОСОСО, ученой программы и учебников
по всем учебным предметам, преподаваемым
в среднем образовании в
На
втором этапе проанализировано содержание
государственного стандарта, учебной
программы с точки зрения взаимосвязи
и непрерывности по 17 общеобразовательным
предметам, в том числе по литературе,
изучаемой в средних
Литература выступает как самостоятельный предмет. В процессе аналитической деятельности у школьников формируется общая читательская культура, понимание жизненной логики событий, особенностей и роли изобразительно-выразительных средств языка. Особое влияние оказывает на восприятие картины мира литература о войне. Учебный материал для этой ступени обучения в Республике Узбекистан отбирается на историко-литературной основе, но не требует строгого линейно-хронологического построения.12
При своей работе педагог обязан опираться на программу по русской литературе. Итак, сейчас мы обратимся к программе и выясним, с какими из произведений литературы ВОВ она предлагает знакомить учеников, сколько отведено на это часов, иными словами – каково содержание курса литературы ВОВ в 8-9 классах.
В восьмом классе знакомство только начинается. Здесь в ряду произведений и авторов указан А.Т. Твардовский, его поэма «Василий Теркин» - точнее, главы из этой поэмы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «От автора». На изучение этих глав программой отводится 3 часа. За это время учащимся предлагается узнать замысел поэмы, историю ее создания, народно-поэтическую основу поэмы, оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество. Ученики также должны обратить внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. Во время изучения поэмы ученики также должны рассказать наизусть отрывок из главы «Переправа».13
Список литературы для дополнительного чтения в восьмом классе включает в себя стихотворения А.Т. Твардовского «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине», «Жестокая память», а также полное издание поэмы «Василий Теркин».
Таким образом, в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной войны не является обширным. Скорее, это лишь подготовка к более тесному изучению этой литературы, которое ждет их в старших классах. Можно сказать, что это лишь маленький порожек перед большой лестницей.
И первой ступенькой этой лестницы будет курс литературы Великой Отечественной Войны, ожидающий учеников в девятом классе. Он по объему практически равен курсу в восьмом классе, и включает в себя поэзию о войне.
В
девятом классе изучение литературы
ВОВ уже подразумевает знание
учениками основных событий и
дат этой великой трагедии. Тем
не менее, перед тем, как приступать
непосредственно к изучению военной
лирики, программа рекомендует
Если говорить о лирики ВОВ, то на ее изучение отводится всего лишь два часа и в учебнике дается только одно стихотворение А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…», которое не является произведением о войне. Однако учитель может изучать с учениками такие стихотворения А.А.Ахматовой как «Клятва», «Мужество», «Это было, когда улыбался Ленинград» и др., так как программой предполагается выбор произведений А.А.Ахматовой на выбор учителя.
Таково
содержание курса литературы ВОВ
в 8 и 9 классе в школах Республики Узбекистан.
Оно не объемно и в основном
нацелено на расширенный курс литературы
о войне в средних специальных
заведениях.
§2. Проблемы при изучении литературы о ВОВ
К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся.
Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с содержанием курса. Так, например, сравнительно малый объем курса литературы ВОВ, то есть, малое количество произведений, рекомендованных для изучения программой в 8 и 9 классах. На этом этапе курс призван служить лишь прелюдией для более подробного изучения военной литературы в старших классах. Однако, даже этой «прелюдии» не помешает некоторое расширение и развитие – особенно в условиях современной действительности, когда подростки, несмотря на обилие военной литературы и фильмов о войне, слабо представляют себе масштабы этой относительно недавней еще трагедии. Разумеется, в средне специальных заведениях они успеют пополнить свои знания, однако прискорбно будет, если познания учеников о литературе ВОВ будут исчерпываться одним прозаичным произведением и несколькими лирическими (конечно, не все школьники прочитают рекомендованную дополнительную литературу).
Вторая проблема вытекает из первой. Нехватка времени для изучения литературы ВОВ (то есть, количество часов, отведенных на рассмотрение каждого произведения), также заслуживает внимания. Разумеется, она напрямую связана с общей нехваткой часов литературы в школе, и в этой ситуации решение проблемы может быть затруднено, однако нельзя не обратить на нее внимание.
Еще одной проблемой изучения курса литературы ВОВ в 8-9 классах является проблема его соотношения с курсом таких предметов как всемирная история и история Узбекистана. Другими словами, к тому времени, как ученики познакомятся с произведениями военной литературы, они должны уже знать основные события и даты Великой Отечественной войны. Курс истории, соотнесенный по программе с курсом русской литературы, позволяет им это сделать, так что на первый взгляд, проблема не столь уж и велика. Но при ближайшем рассмотрении она может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется вначале. В восьмом классе, например, ученики еще не могут рассчитывать на курс истории, поскольку темы Великой Отечественной Войны рассматриваются в 9-м классе. Что касается тех знаний о войне, которые ученики получают в 9-м классе, то ученики могут просто не соотносить их с курсом литературы. Таким образом, в обязанности учителя входит еще и пробудить познания учеников в этой области, напомнить им, что в какой-то мере они уже имеют понятие о событиях Великой Отечественной Войны, нужно только вспомнить…15
Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», - замечает в своей статье М. Сидоркин. Поэтому усложняется решение задачи по Узбекистана и современности.
Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.16
На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностях преподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
-
дает ученикам начальное
-
готовит учеников к
-
начинает раскрытие тем
-
несет огромную идеологическую
нагрузку, т.к. должен дать ученикам
верное представление о
Таковы,
в общих чертах, особенности, проблемы
и задачи курса военной лирики
и прозы за 8-9 класс средне образовательных
школ Республики Узбекистан.
Заключение
В результате проведенной работы было осуществлено исследование и обобщение форм и приемов изучения литературы ВОВ в 8-9 классах как в программе российских школ, так и в школах Республики Узбекистан, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. На основе, этого, отвечая на поставленные в работе вопросы, мы можем сделать следующие выводы:
-
ввиду своей относительной «
- курс военной литературы в 8-9 классах тесно связан с такими предметами как всемирная история, что может быть использовано при проведении занятий.
- при изучении литературы ВОВ в 8-9 классах может использоваться все многообразие методических форм и приемов.
-
большую роль при изучении
военных тем играет
-
формы и приемы работы над
произведениями военной
Основные
цели и задачи данной работы таким
образом можно считать
Великая
Отечественная Война осталась в
далеком прошлом. Однако шестьдесят
с небольшим лет для истории – ничтожный
отрезок. И поколения, которые идут за
нами, не должны забывать страшной были
тех лет или оценивать ее неверно, или
относиться к ней чересчур легко («подумаешь
– была война, была победа!»). Как известно,
забвение может вести к повторению. Об
этом каждый учитель должен помнить прежде
всего.
Информация о работе Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в российских школах