Состояние государственного управления СССР накануне войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей государственного управления в годы Великой отечественной войны (1941 - 1945).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственное управление накануне Великой Отечественной войны
2. Проанализировать государственного управления в годы Великой отечественной войны.
3. Выявить причины успехов и неудач политики государственного управления
4. Сделать вывод по рассмотренной теме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Состояние государственного управления СССР накануне войны……………………………………..
Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим…………………………………………………………………………………..
Состояние политической системы………………………………………………………………………………………………….
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления
Ставка Верховного главнокомандующего…………………………………………………..
Государственный комитет обороны……………….
Госплан СССР…………………………………………………..
Советы и государственное строительство………………
Компартия……………………
Методы Мобилизационной политики
Карательно – репрессивные органы…………………

Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гос.управлению.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

На основании картотеки протоколов ГКО за 1941-1945 гг. М.А. Вылцан обнаружил: «Среди огромного множества вопросов, рассматриваемых этим органом, почти полностью отсутствуют вопросы, относящиеся к сельскому хозяйству, а если они и ставились , то почти исключительно в связи со снабжением армии». « За хищение продовольствия, также как и оружия, боеприпасов, обмундирования, ГКО установил «высшую меру наказания – расстрел с конфискацией всего личного имущества». За отпуск продовольствия и военного имущества сверх установленных норм виновные подвергались лишению свободы не ниже 5 лет с удержанием стоимости утраченного или испорченного имущества»1

Структуры управления военного времени замыкались на И.В. Сталине, который являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР ( с 6 мая 1941 года), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим и главой Ставки Верховного главнокомандования (с 8 августа 1941 года), Наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 года)

Коллегиальные по своему характеру органы практически не работали в полном составе. Таким образом, централизация управления была предельной.

Масштабы и темпы военных действий, военные поражения Красной армии острейшим образом поставили задачу руководства эвакуационными процессами. На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, до войны находилось 40% всего населения страны, производило 63% всей довоенной добычи угля, 68% всей выплавки чугуна, 58% всей выплавки стали, 60% всего производства алюминия, 38% производства зерна, 84% довоенного производства сахара, 38% поголовья крупного рогатого скота, 60% всего поголовья свиней. На оккупированной к ноябрю территории находилось 41% протяженности всех железнодорожных путей. Валовая продукция промышленности СССР уменьшилась в 2,1 раза(1)

24 июня Постановлением  СНК СССР  и ЦК ВКП(б) создан Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника  (заместители – А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин). В совместном Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941г. «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» предписывалось: «Объекты и время эвакуации, как населения, так и материальных ценностей, устанавливаются Советом по эвакуации или военными советами фронтов, которым предоставить право, в силу сложившейся обстановки, устанавливать самостоятельно порядок и время эвакуации…Прием, размещение, трудовое устройство эвакуируемого населения возлагается на СНК союзных республик и облисполкомы» (2). В октябре 1941 года образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов,промышленных товаров и предприятий промышленности. Поскольку задачи эвакуации были сопряжены с налаживанием производства на местах ( восточные районы, Сибирь, Средняя Азия), размещением людей, их трудоустройством и снабжением, то они имели долговременный характер. В декабре 1941 года создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР.

Перед этими органами была поставлена важнейшая задача : перебазированные материально – технической базы и населения из западных республик и областей  на Урал и в Сибирь. Эта задача была успешно выполнена.

Уже с июля 1941 года перемещены заводы оборонной промышленности и смежных отраслей начали прибывать в крупные центры Поволжья – Горький, Куйбышев, Саратов и другие города. В 1941 – 1942 гг. на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию было эвакуировано около  двух тысяч предприятий и 11 млн. человек. В важнейших вопросах районах  производства военной продукции в 1942 году по сравнению с 1940 годом увеличилось: на Урале в 2,8 раза, в Западной Сибири в 2,4 раза, в Восточной Сибири на 36% , в Средней Азии и Казахстане на 19%.

Перебазирование и развертывание оборонных предприятий резко изменило структуру промышленности Урала, Сибири и других восточных районов. Почти 700 предприятий, в основном машиностроительной и военной промышленности, эвакуированных и введенных в действие на Урале, повысили его индустриальную мощь. Только Свердловск принял десятки заводов, его население уже в первые месяцы войны удвоилось. Магниторский комбинат принял и развернул на своих площадях оборудование 34 заводов, Нижнетагильский – 13, Орский и Челябинский  - 13, Синарский трубный – 9. Некоторые перебазированные заводы – гиганты невозможно было расположить в одном пункте. Их делили на самостоятельные, технологически специализированные предприятия. Так, одну часть цехов крупнейшего в Европе первого Государственного подшипникового завода вывезли из Москвы в Куйбышев, другую – в Саратов, а цех точных подшипников – в Томск. Вместо одного завода стало три, причем каждый из них самостоятельно выпускал готовую продукцию.

Обоснованную оценку результатов управления экономикой дал  Н.А. Вознесенский  ( в марте 1941 – марте 1946 гг. первый заместитель Председателя СНК СССР): « Военная перестройка народного хозяйства СССР была проведена… в течение второго полугодия 1941 года и первого полугодия 1942 года»(1). В конце 1941 года была пройдена критическая точка сокращения производства, и в течение 1942 года валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза. При этом резко возросло производство военной техники: самолетов в 3,3 раза, танков в 2 раза и т.д.

В августе 1943 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были определены меры по скорейшему решению задач. Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 года. Освобожденные районы в 1944 году дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота  и птицы, около трети молочных продуктов.

При СНК СССР за годы войны был учрежден целый ряд новых учреждений: Совет по эвакуации, Совинформбюро, Главное управление военно – промышленного строительства, Главное управление строительства предприятий машиностроения, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной армии, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Комитет по делам архитектуры, Комитет по восстановлению хозяйства в районах , освобожденных от немецкой оккупации, Научно – технический совет, который занимался вопросами, связанными с созданием атомного оружия.

Осенью 1941 года были созданы два новых наркомата: Наркомат танковой промышленности, руководивший эвакуированными танковыми заводами и объединенными с ними машиностроительными предприятиями, Наркомат минометного вооружения, возникшей на базе реорганизованного Наркомата общего машиностроения.

На Совинформбюро была возложена задача освещения важнейших событий на фронту и в тылу, разоблачения враждебной пропаганды. В его компетенцию входили также составление и опубликование военных сводок по данным Главного командования Вооруженных сил СССР и распространение материалов для зарубежной прессы и радио.

Постановление СНК СССР 1 июля 1941 года « О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предусматривало: «предоставить народным комиссарам Союза ССР право:

  • Распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата, в том числе излишки материалов и оборудования, между отдельными предприятиями и строительствами в соответствии с ходом выполнения плана и поступлением оборудования и материалов по выделенному наркомату фондами.
  • Разрешить директорам предприятий и начальникам строек для выполнения производственных планов и заказов по договорам выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы…»

 

В середине октября 1941 года многие наркоматы были эвакуированы. Резко сократилась численность управленческого аппарата, который переводился на круглосуточный режим работы.

В целом государственный аппарат функционировал на основе усиления централизации, замены коллегиальности единоналичием, выборного начала кооптацией. Над исполнением устанавливался жесткий контроль с применением санкций, соответствующих военному времени.

Советская система планирования на основе жесткого контроля и повышенной ответственности за выполнение планов использовалась с первых дней войны. На третий квартал 1941 года уже через неделю после начала войны был разработан  военно-хозяйственный план. В августе такой план был разработан на четвертый квартал 1941 г. И на 1942 г. За время войны было проведено 105 переписей материалов и оборудования. Непосредственно руководство планированием осуществлял ГКО: утверждал народно – хозяйственные планы, контролировал их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Госплан СССР.

Госплан СССР в годы войны планировал производство продукции не по наркоматам и союзным республикам, а непосредственно адресовал плановые задания предприятиям. Удвоилось количество централизованно распределяемых видов продукции. С августа 1943 года в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и развития хозяйства, пострадавших от оккупации районов.

К началу 1943 года производство военной продукции в СССР превзошло среднегодовой выпуск Германии по танкам и самолетам  в два раза, по артиллерийским орудиям – в четыре, по минометам  - в пять, по винтовкам – в два с половиной раза.

Особое значение преобретала финансовая политика государства, подчиненная нуждам войны. Наркомат финансов обязывался к поискам способов резкого сокращения расходов, не связанных с военным производством. Проблема заострялась вследствие значительного падения доходов бюджета из-за свертыванпия  производства для гражданских нужд. Вводились новые налоги ( военный , на холостяков), выпускались облигации государственных займов ( за 1941- 1945 гг. они дали 76 млрд.руб), проводились денежно – вещевые лотереи, прекращались выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов, ограничивались выплаты вкладов, повышались цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию). Значительный резерв представлял минимальный размер заработной платы, отсутствие оплаты на мобилизационных работах и т.п. За годы войны дефицит государственного бюджета был невелик, в 1944 году доходы уже на 4,7 млрд. руб превышали расходы.

 

    1. Советы и государственное устройство.

С началом войны очередные выборы в Советы Откладывались, полномочия довоенных Советов продлевались.

Нарушалсиь сроки созыва сессий Советов. Решающим образом возростали полномочия исполнительных органов Советов. Многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и руководителями отделов. К концу войны более 50 % членов исполкомов и 70% председателей Советов не были депутатами,а были кооптированы. К январю 1945 года в составе местных Советов  было около одной трети депутатов довоенного созыва.

За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались три раза. ВС СССР принимал указы о мобилизации в Красную армию, о введении военного положения, о создании новых чрезвычайных органов государственной власти и т.д.

В феврале 1944 года ВС СССР принял закон , по которому расширялись права союзных республик в сфере обороны ( права организовать свои войсковые формирования и создавать органы военного управления – наркоматы обороны) и внешней политики ( право создавать наркоматы иностранных дел). Подобные меры на заключительном этапе войны принимались в связи с созданием ООН с тем, чтобы, придав союзным республикам признаки суверенности, обеспечить их участие в учереждении ООН. На практике войсковые формирования и органы военного управления создавлись далеко не во всех республиках и были ликвидированы в начале 1950-х гг. Юридическое право иметь военные ведомства и подчиненные им войска союзные республики имели вплоть до принятия Конституции 1977 года.

 

    1. Компартия

В силу крайней централизации управления страной высшие партийные структуры были вмонтированы в государственные. Члены Политбюро вошли в  состав ГКО или возглавили другие ответственные участки работы. Половина членов ЦК ВКП(б), 500 секретарей ЦК республиканских, краевых, областных, городских комитетов перешли на работу в армию и на флот. В ноябре 1941 года Политбюро приняло постановление о мобилизации 2600 партийных работников на руководящую партийно-политическую работу в Вооруженных силах.

В связи с войной не проводились регулярно съезды и пленумы ЦК ВКП(б). За время войны было проведено более 200 заседаний Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК ВКП (б).

Был расширен институт парторгов ЦК ВКП(б) и компартий союзных республик на оборонных предприятиях. Чрезвычайные формы партийного руководства были распространены и на сельское хозяйство.

В ноябре 1941 года ЦК ВКП(б) принял решение об организации политотделов в МТС, совхозах. На них возлагалась задача организации политической работы среди тружеников села, улучшения хозяйственной деятельности МТС, совхозов и колхозов. В МТС и совхозах было создано более 7 тыс. политотделов. Система использования партийных органов повышала эффективность общего государственного контроля.

В начале войны был возрожден институт военных комиссаров в армии, однако в октябре 1942 году в период подготовки контрнаступления под Сталинградом было восстановлено едононаличие армии. Происходило обновление партийных кадров. Например, в Воронежской области за допущенную трусость, самовольное оставление своих постов и плохую работу обком в течение июля – августа 1941 года привлек к партийной и уголовной ответственности 29 человек, в том числе 13 секретарей райкомов и горкомов.

Облегчение условий приема в партию на фронте , лозунги патриотизм привлекали новых членов в партию (за годы войны в члены коммунистической партии вступило 4 млн. человек), 3 млн. коммунистов отдали свою жизнь за победу над фашизмом.

  1. Методы мобилизационной политики

 С октября 1941 года вводилось обязательное  военное обучение граждан в  возрасте от 16 до 50 лет, со 2 июля 1941 год  введена всеобщая обязательная  подготовка противовоздушной и  противохимической обороны все взрослого населения страны. Во время войны было введено ограничение свободного передвижения граждан, особый порядок командировок для служащих. С июля 1941 года введена карточная система : на хлеб повсеместно, на важнейшие продовольственные товары в 43 городах. С января 1942 года важнейшие виды промтоваров также распределялись по карточкам. Большая часть торговых предприятий была переведена на так называемые закрытые формы торговлис прикреплением потребителей к магазинам и столовым. При промышленных предприятиях создавались отделы рабочего снабжения (ОРСы). К концу войны на централизованном снабжении хлебом и другими видами продовольствия находилось 76,8 млн. человек.

Информация о работе Состояние государственного управления СССР накануне войны