Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:00, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей государственного управления в годы Великой отечественной войны (1941 - 1945).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственное управление накануне Великой Отечественной войны
2. Проанализировать государственного управления в годы Великой отечественной войны.
3. Выявить причины успехов и неудач политики государственного управления
4. Сделать вывод по рассмотренной теме.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Состояние государственного управления СССР накануне войны……………………………………..
Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим…………………………………………………………………………………..
Состояние политической системы………………………………………………………………………………………………….
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления
Ставка Верховного главнокомандующего…………………………………………………..
Государственный комитет обороны……………….
Госплан СССР…………………………………………………..
Советы и государственное строительство………………
Компартия……………………
Методы Мобилизационной политики
Карательно – репрессивные органы…………………
Заключение………………………
В 1941 – 1943 гг. был принят ряд указов Президиума ВС СССР, соответствующих военному времени:
За невыполнение постановлений военных властей предусматривался штраф до трех тысяч рублей или лишение свободы на срок до шести месяцев, за распространение слухов, возбуждающих тревогу среди населения, - на срок от двух до пяти лет. Только за период с 6 июля по1 ноября 1941 года военные трибуналы осудили 1 423 человека.
По указу Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 года « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» администрация получила право привлекать работников к обязательным сверхурочным работам, отменялись отпуска, усиливалась ответственность за нарушение дисциплины. Это дало возможность загрузить дополнительно производственное оборудование на 22 – 25% без увеличения штрафов.
Важнейшей проблемой управления было создание системы учета и распределения трудовых ресурсов, что усугублялось потерями в оккупированных областях, растущими масштабами мобилизации, значительными масштабами перемещения рабочей силы в ходе эвакуации. В июне 1941 года создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР.
Указом Президиума ВС СССР 13 февраля 1942 года « О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» устанавливалось, что « мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа неработающих в государственных учреждениях и предприятиях». От мобилизации освобождались лица в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично – заводского обучения, ремесленные железнодорожные училища, женщины имеющие грудных детей, а также женщины , имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи. За уклонение от мобилизации предусматривалась уголовная ответственность и принудительные работы по месту жительства на срок до одного года. В 1943 году трудовая мобилизация дала 7 609 000 человек.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников с установлением ответственности за невыполнение без уважительных причин (на срок 6 месяцев с отчислением 25% заработанного). Аналогичным постановлением того же дня устанавливался порядок мобилизации на сельскохозяйственный работы в колхозы, совхозы и МТС. Мобилизации подлежали лица мужского пола в возрасте от 14 до 55, лица женского пола от 14 до 50 лет.
Подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих велась на краткосрочных курсах и в школах, в порядке индивидуального и бригадного ученичества, в системе государственных трудовых резервов( существовала с 1940 года, действовала на основе призывов – мобилизаций молодежи, которых до октября 1943 года было проведено 19), в ведомственных школах фабрично –заводского обучения (ФЗУ), в которых с декабря 1940 года по октября 1943 года подготовлено 1 550 000 молодых рабочих. В 1941 и 1942 гг. было подготовлено 7 639 100 квалифицированных рабочих.
Порядок объявления трудовой повинности, обстоятельства, при которых она может вводится( оборонные работы, заготовки топлива и т.д.), срок введения (до 2 месяцев с продолжительностью рабочего дня в 8 часов и 3 часов обязательных сверхурочных) и т.д. Определялись Постановлением СНК СССР от 13 августа 1942 г. Рабочие, служащие и инженерно – технические работники близких к фронту районов переводились на положение мобилизованных, закреплялись за предприятиями и учреждениями, в которых работали.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 года « О введении военного положения на всех железных дорогах» все рабочие и служащие железнодорожного транспорта на период войны считались мобилизованными и за преступление по службе должны были привлекаться к ответственности наравне с военнослужащими Красной армии. Затем действие этого положения было распространено на морской и речной флот.
В феврале 1941 года Народный комиссариат внутренних (НКВД) дел был разукрупнен, из него был выделен Наркомат государственной безопасности (НКГБ). С началом войны НКВД (нарком Л.П. Берия) и НКГБ (нарком В.Н. Меркулов) были объединены, а в апреле 1943 года вновь стали самостоятельными. Их функции заключались в поддержании общественного порядка, охране особо важных объектов, соблюдения режима военного положения, выявлении провокаторов, диверсантов, разведывательной и контрразведывательной деятельности, выполнении поручений ГКО и других высших органов.
В 1940-1961 гг. НКВД СССР ведал местной противоздушной обороной, в его составе существовало Главное управление местной противоздушной обороны (МПВО), формирования которого ликвидировали большое число пожаров, предотвратили тысячи аварий на предприятиях, обезвредили 430 тыс. авиабомб, 2,5 млн. снарядов и мин. Задачи Мобилизации и усиление кадрового состава армии потребовали изменений карательной политики. В первые месяцы войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года прокуратурой совместно с НКВД было освобождено из мест заключения 600 тыс. человек.
Вместе с тем 17 ноября 1941 года ГКО разрешил НКВД расстрелять всех заключенных, приговоренных к высшей мере наказания и содержащихся в тюрьмах в ожидании утверждения приговоров высшими судебными инстанциями, а также предоставил Особому совещанию НКВД СССР право выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела по делам, предусмотренным статьями 58-й и 59-й УК РСФСР. Решение Особого совещания считалось окончательным.
Указом от 14 декабря военным советам фронтов и флотов было предоставлено право снимать судимость с военнослужащих, отличившихся в боях с немецкими захватчиками.
Экономические задачи НКВД объединялись в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Военно-промышленные строительство осуществлял Главпромстрой НКВД СССР, обладавший мощной производственной базой, заводами, мастерским и т.п. С первых дней войны ГУЛАГ организовал на своих предприятиях выполнение заказов для нужд фронта, перестроив производства всех промышленных колоний на выпуск боеприпасов, обмундирования для Красной армии и другой военной продукции. За три года войны общий выпуск всех видов боеприпасов предприятиями ГУЛАГа НКВД составил 70 700 000 единиц, или 104% плана.
Цена эффективности была очень высока: Резкое ухудшение условий содержания заключенных, высокая смертность. За три года, с июля 1941 года по июля 1944 года, специальные суды лагерей приговорили к новым срокам 148 000 заключенных, из которых 10 858 были расстреляны.
В годы войны репрессиями подвергались целые народы: были депортированы в районы Сибири, Казахстана, Узбекистана, Киргизии - немцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балкарцы, калмыки, греки, болгары, жившие в Крыму, крымские армяне, курды, хемшины..
По данным Управления Уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 года, из Советского Союза на территорию Германии и других государств было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданского населения. Все репатрианты, независимого от того, принадлежали они к военнопленным или гражданскому населению, должны были пройти проверочно-фильтрационный лагерь, где в основном решалась их дальнейшая судьба.
Заключение
С началом войны в деятельности
государственной власти произошел коренной
поворот - на первый план вышел вопрос
военной защиты страны. Все конституционные
органы центральной власти - Верховный
Совет СССР (председатель Президиума -
М.И.Калинин) и Совет Народных Комиссаров
СССР (председатель И.В.Сталин), высшие
партийные органы - Политбюро, Секретариат
и Оргбюро ЦК ВКП(б) (Генеральный секретарь
И.В. Сталин) претерпели важные изменения:
во-первых, все они были подчинены центральному
чрезвычайному органу власти - Государственному
Комитету Обороны; во-вторых, их функции
и полномочия начали быстро эволюционировать
в соответствии с требованиями военного
времени -главными вопросами в их деятельности
стали военные, то есть те которые непосредственно
влияли на ход войны; в-третьих, изменились
и стали еще более административно-командными
стиль и методы их работы; в-четвертых,
заметно снизилась интенсивность работы
таких высших органов власти, как ЦК ВКП(б)
и, особенно, Верховный Совет СССР, поскольку
центр политической власти, как показывает
исследование, переместился из Политбюро
в Государственный Комитет Обороны.
Перед войной Советское государство
было не только идеологическим, но и партийным
государством. ВКП(б), сросшись с государственными
структурами, стала партией-государством.
В военные годы в сфере партийного руководства
государством и обществом произошли важные
перемены. На центральном уровне власти
принцип партийного руководства государственными
органами и обществом временно отошел
на второй план, ушел как бы «в тень». Но
он в полной мере сохранился в тыловых
регионах страны.
Основными путями перестройки высшим
руководством страны системы власти и
государственного управления в условиях
начавшейся войны стали: перестройка организационной
структуры власти; изменение содержания
деятельности органов власти; эволюция
методов государственного управления
и стиля работы должностных лиц в соответствии
с требованиями военного времени.
Главное структурное изменение - создание
системы чрезвычайного государственного
управления. Экстремальный характер войны
востребовал в СССР чрезвычайные организационные
формы государственного управления. Все
режимы в войну, включая страны парламентской
демократии, перешли на чрезвычайное положение.
Содержание деятельности органов власти
приобрело чрезвычайный характер. С момента
начала войны власть у нас концентрировала
свои управленческие усилия в трех важных
сферах: военно-стратегическом руководстве
действующей Красной Армии; военно-хозяйственном
управлении страной; политико-административном
управлении обществом.
Создание чрезвычайных органов государственной
власти было центральным звеном перестройки
всей системы государственного управления.
Основным признаком чрезвычайности управления
явилось образование особых высших органов
государственной власти, функционировавших
не на конституционной правовой базе,
а на чрезвычайной. Главным звеном созданной
в стране системы чрезвычайного государственного
управления был Государственный Комитет
Обороны, включавшая в себя два уровня
руководства - центральный - ГКО и местный
- городские комитеты обороны.
К особенностям чрезвычайного государственного
управления в СССР в военный период следует
отнести: создание неконституционных
органов власти, наделенных неограниченными
полномочиями - ГКО в центре и городские
комитеты обороны на местах; милитаризация
государственного управления как часть
общего курса на военное укрепление государства;
централизация управления, то есть концентрация
власти в центре; усиление репрессивной
политики, ужесточение административно-командных
методов и авторитарного стиля руководства;
расширение полномочий и функций бюрократического
государственного аппарата; существенное
возрастание роли исполнительных органов
власти; уход на второй план партийной
власти в рамках центрального государственного
управления; тоталитарность управления
- то есть, заметное усиление политического,
административного, идеологического контроля
государства над армией и обществом; активность
сталинской кадровой политики, частая
сменяемость руководящих кадров и возрастание
их ответственности за порученный участок
работы.
Центральную роль в системе советского
чрезвычайного государственного управления
в военные годы сыграл глава советского
государства и правящей партии И. В. Сталин
- фигура неординарная и противоречивая.
По оценкам современников, это была выдающаяся
личность, внесшая большой интегрирующий
вклад в дело победы. Но методы его руководства
были деспотическими. Личность И. Сталина
необходимо оценивать в контексте той
эпохи, символом которой он являлся. Война
вознесла его на роль не только признанного
партийного лидера, но и общенационального
вождя.
Библиографический список.
Информация о работе Состояние государственного управления СССР накануне войны