Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:29, реферат
Он довел изложение русской истории до конца 18 - начала 19 века. Для этого ему не один год пришлось провести в архивах, разыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. Соловьев был первым историком , который поставил вопрос о необходимости изучения истории России, как одного из европейских государств.
16 век приходится на конец княжения Ивана 3, полное княжение Василия 3 и царствование Ивана 4. На протяжение рассматриваемого века мы можем пронаблюдать тенденцию увеличения уровня грамотности и образованности у людей разных слоев населения.
Введение 3
Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3 4
1.1. Действия священнослужителей по поводу просвещения в период княжения Ивана 3 4
1.1.1. Геннадий Чудовский (Новгородский) 4
1.1.2. Иосиф Волоцкий 6
Глава 2. Просвещение в период княжения
Василия 3 7
2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения
Василия 3 7
2.2. Вклад в просвещение Максима Грека 8
Глава 3. Просвещение во время правления
ивана 4 грозного 10
3.1. Действия священнослужителей по вопросу просвещения
при Ивана 4 10
3.1.1. Сильвестр и его работа над Домостроем 11
3.1.2. Митрополит Макарий и его работа над произведением
"Великие Читьи- Минеи" 12
3.2. Книгопечатание: причины появления, первые мастера
книгопечатания 13
Заключение 14
Литература 15
МОУ СОШ №1 города Питкяранта
РЕФЕРАТ
на тему:
Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву
Работу выполнил:
ученик 11 класса
МОУ СОШ №1
Алайцев Степан Анатольевич
Рецензент:
О.А. Киселева,
Доцент кафедры
отечественной истории
подпись_____________
Питкяранта-2013
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3 4
1.1. Действия священнослужителей
по поводу просвещения в
1.1.1. Геннадий Чудовский (
1.1.2. Иосиф Волоцкий
Глава 2. Просвещение в период княжения
Василия 3
2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения
Василия 3
2.2. Вклад в просвещение Максима Грека 8
Глава 3. Просвещение во время правления
ивана 4 грозного
3.1. Действия священнослужителей по вопросу просвещения
при Ивана 4
3.1.1. Сильвестр и
его работа над Домостроем
3.1.2. Митрополит Макарий и его работа над произведением
"Великие Читьи- Минеи"
3.2. Книгопечатание: причины появления, первые мастера
книгопечатания
Заключение 14
Литература 15
3
Введение
Соловьев Сергей Михайлович - один из самых авторитетных историков, написавший монументальное произведение " История России с древнейших времен" в 25 томах. Он довел изложение русской истории до конца 18 - начала 19 века. Для этого ему не один год пришлось провести в архивах, разыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. Соловьев был первым историком , который поставил вопрос о необходимости изучения истории России, как одного из европейских государств.
16 век приходится на
конец княжения Ивана 3, полное
княжение Василия 3 и царствование
Ивана 4. На протяжение
В первой половине 16 века приоритетное место в просвещение играют священнослужители. Однако во второй половине столетия мы видим, что вопросы просвещения волнуют и светское население. Можно предположить, что именно 16 век явился предпосылкой для будущего появления процесса обмирщения культуры и просвещения .
4
Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3
1.1. Действия священнослужителей по поводу просвещения в период княжения Ивана 3
1.1.1. Геннадий Чудовский (Новгородский)
Рассматриваемый нами период времени позволяет взять для анализа лишь последние пять лет княжения Ивана 3. Однако, я считаю нужным, при необходимости обратиться к более ранним годам княжения, что бы не упустить ключевых событий и не нарушить логической композиции.
Как уже говорилось выше, ключевую роль в просвещение 16 века играют священнослужители. Одним из них явился митрополит Феодосий. Так о нем пишет (сам) Соловьев: " Феодосий знаменит в истории русской церкви как жертва святой ревности к улучшению нравов духовенства ". Нравы духовенства действительно в то время начинали ухудшаться, ведь уже через несколько лет Россию настигнет такое понятие как " ересь жидовская". Понятия ересь и еретики тесно связанны с просвещением, ведь еретики были носителями первоклассного образования. "Еретики отличались ученостью, имели книги, каких не было у православного духовенств, которое потому и не могло бороться с еретиками" - пишет С.М. Соловьев. Первоначально еретики казались безобидными, однако с распространением ереси в числе ее приверженцев нашлись люди, которые уже не отличались такою чистотою поведения, как первые еретики. Известен факт ,что несколько священников в пьяном виде надругались над иконами. Очевидно, что деятельность еретиков необходимо было пресечь, но как, если у православного духовенства такой низкий уровень грамотности и нет даже книг ,какие есть у еретиков? Этот вопрос, вслед за митрополитом Феодосием, поднял новгородский архиепископ Геннадий Чудовский (Новгородский). Необходимо было увеличить не только нравственный уровень духовенства, что пытался сделать Феодосий, но и в целом уровень образованности духовенства для того, что бы "вооружиться" против еретиков. Вот какие слова мы можем найти у Соловьева: "Геннадий Новгородский вписал свое имя в историю русского просвещения тем, что первый начал говорить о необходимости училищ для духовных ", а далее приводится письмо, написанное Геннадием к митрополиту Симону, где есть конкретные советы по обучению: "... а мой совет таков, что учить в училище сперва азбуке, а потом псалтыри с следованием накрепко, когда это выучат, то могут читать всякие книги...". Однако в этом же письме Геннадий жалуется на отсутствие желания учиться у людей: "Вот я прикажу учить его ектениям, а он и к слову не может
5
пристать: ты говоришь ему то, а он совсем другое; велю учить азбуке, а он, поучившись немного, да проситься прочь, не хочет учиться".
Геннадий, борясь с ересью,
взял к себе в помощники образованного человека Иосифа
Волоцкого. И вместе они сыграли немалую
роль в просвещении.
Заслуги Геннадия состояли в первоначальном
обличении ереси посланиями, в вычислении
пасхалии и в трудах по переводу и собиранию
книг Священного Писания. До его времени
у нас не было даже полной Библии; Священное
Писание было распространено только в
отдельных книгах, и то весьма мало. Геннадий
должен был посылать за ними в другие монастыри.
Еретики искажали псалмы, а у православных
не оказывалось ни одного надежного списка
Псалтири. Геннадий первый озаботился
составлением полного списка Библии (написан
в 1499 году), но всех книг ее так и не мог
собрать.
6
1.1.2. Иосиф Волоцкий
Важнейшие просветительные труды Иосифа тоже вызваны были ересью. Он, как и Геннадий, много занимался собиранием и перепиской книг и положил основание обширной волоколамской библиотеке. Против жидовствующих он написал капитальное богословское сочинение, подобного которому не бывало еще в России, известное под именем "Просветителя". Так как еретики задевали почти все важнейшие догматы православия, то "Просветитель" представляет собой почти полное изложение истин православной веры, первое русское богословие, в котором сведены были догматические свидетельства всех известных тогда на Руси отцов Церкви. Устав или духовная грамота Иосифа, его "Сказание о святых отцах монастырей русских", 11-е слово "Просветителя" и некоторые послания были прямо направлены к тому, чтобы, с одной стороны защитить монашество от еретиков, а с другой — подробными правилами и указанием примеров поднять подвергшуюся нареканиям монастырскую нравственность. Далее, так как вопрос о монастырской нравственности давно уже соединялся с вопросом о монастырских вотчинах, то Иосифу пришлось заняться и этим вопросом, писать в защиту монастырских вотчин. Кроме еретиков, против владения монастырей вотчинами, как мы видели, был преподобный Нил с последователями. Защищая монастырскую собственность против еретиков, Иосиф должен был восстать и против мнения преподобного Нила.
Таким образом, можно утверждать, что
уровень просвещения к началу
16 века был низкий и лишь усилиями
некоторых священнослужителей об этом
вопросе стали задумываться, стали
обсуждать необходимость
7
Глава 2. Просвещение в период княжения
Василия 3
2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения
Василия 3
Княжение Василия 3 приходится на промежуток
времени с 1505 - по 1533 гг. Посмотрим, что
происходило в это время
Центрами грамотности и
"Мастера грамоты" появляются в городах
и по деревням. У них учились дети и взрослые.
Известные духовные деятели Зосима соловецкий
и Александр свирский обучались в обонежских
деревнях, Антоний сийский - в деревне
у Белого моря, Симеон, архиепископ новгородский,
- в родной подмосковной деревне и т.д.
Учителями по-прежнему были монахи, дьяки.
На многих актах ставят свои подписи бояре
и дворяне, в меньшей степени
крестьяне и посадские люди.
У Соловьева С.М. в пятом томе "Истории России с древнейших времен" мы можем найти конкретный алгоритм обучения 16 века: "Учили сначала азбуку, потом Часослов ( молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь ( псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалась его продолжить - на очереди были "Апостол", Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножение и деление".
Особый интерес вызывает вопрос
о наказании учащихся за халатное
отношение к обучению. Наказание,
действительно, было, причем учитель
ОБЯЗАН был наказать, если ученик вел
себя неподобающе. Соловьев писал об этом
: " За нерадение учитель, в соответствии
с обычаем, мог и должен был "сокрушать
ребра", "учащать раны" ученикам
своим. Той же цели - внушению "книжкой
премудрости" - служила и "душеспасительная"
розга".
Но уже тогда с поощрением говорят и пишут
о "дидаскалах" - учителях, которые
"твоего для учения хотяша, дабы хитр
был и разумен умом, и смыслен, а не грублий
человек".
8
2.2. Вклад в просвещение Максима Грека
"В истории русской церкви
времен Василиевых
Поговорим об этих личностях. Иосиф Волоколамский был во времена Ивана 3 борцом с ересью (как говорилось выше) и до сих пор оставался приверженцем старых традиций. В своем прошлом он нажил очень много врагов, одним из которых был еретик Вассиан Косой. В 1515 году Иосиф умер, а Вассиан Косой пережил его и продолжал борьбу с его преданиями. К этой старой борьбе, ведущей начало от времен Ивана 3, присоединяется при Василии 3 знаменитый Максим Грек. Вот что мы можем найти о нём у С.М. Соловьева: "Максим, албанский грек из города Арты, прежде пострижения своего на Ватопеде путешествовал по Европе, учился в Париже, Флоренции, Венеции". Уже по этим словам мы можем верно предположить, что Максим был человеком образованным. Однажды князь Василий 3 прислал грамоту на Афонскую гору с просьбой "прислать из Ватопедского монастыря старца Сааву, переводчика книжного". Но волей судьбы старец заболел, и игумен Ватопедского монастыря вынужден был отправить к князю другого переводчика. Этим переводчиком суждено было стать Максиму Греку. По отзыву игумена Максим был человеком " искусным и годным к толкованию и переводу всяких книг церковных и еллинских". Действительно, Максим Грек в совершенстве знал два языка - греческий и латинский. Однако, он не владел в совершенстве славяно-русским языком ( начал изучать его по отправлению в Москву). "Несмотря на то- пишет Соловьев- он успел оказать важные услуги русскому просвещению в 16 веке".
Максиму Греку досталась богатое собрание греческих рукописей, хранившихся в московской великокняжеской библиотеке и остававшихся без употребления по недостатку сведущих людей. Получив распоряжение князя, он начал работать над переводом этих рукописей с греческого на латинский, а уже с
латинского на славянский переводили двое русских толмачей.
После этого перевода Максиму поручено было "исправление богослужебных книг, наполненных грубыми ошибками переписчиков".
За все время, проведенное в Москве, он выучил русский язык и занимался переводами с греческого на русский самостоятельно. Можно отметить такие переводы, как толкование Златоуста, Псалтырь.
Но и этим не ограничилась деятельность Максима Грека относительно просвещения. Для того что бы проследить дальнейшую работу Максима, обратимся снова к трудам С.М. Соловьева. Соловьев писал: "В предшествовавшее время умножались сочинения апокрифические, жадно
9
принимаемые людьми, хотящими получить подробнейшие известия о предметах первой важности, предметах религиозных, но не имеющих средств
отличить истинное от ложного, верующих всему, что написано". Человеком, который желал помочь людям " отличить истинное от ложного", выступил Максим Грек. Он написал целый цикл опровержений к работам, которые вводили людей в заблуждения. Надо отметить, что ввести в заблуждение человека того времени было достаточно просто. Из-за малограмотности люди верили почти всему, что кто- либо говорил. С этим то и решил бороться Максим Грек. Более всего Максим вооружился против распространившейся в его время астрологии, против веры в судьбу. Он утверждал, что все устраивается промыслом божиим, а не звездами. Свои мысли и довыды по этому поводу он отразил в сочинениях.
Информация о работе Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву