Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:29, реферат

Краткое описание

Он довел изложение русской истории до конца 18 - начала 19 века. Для этого ему не один год пришлось провести в архивах, разыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. Соловьев был первым историком , который поставил вопрос о необходимости изучения истории России, как одного из европейских государств.
16 век приходится на конец княжения Ивана 3, полное княжение Василия 3 и царствование Ивана 4. На протяжение рассматриваемого века мы можем пронаблюдать тенденцию увеличения уровня грамотности и образованности у людей разных слоев населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Просвещение в период княжения Ивана 3 4

1.1. Действия священнослужителей по поводу просвещения в период княжения Ивана 3 4
1.1.1. Геннадий Чудовский (Новгородский) 4
1.1.2. Иосиф Волоцкий 6


Глава 2. Просвещение в период княжения
Василия 3 7

2.1. Общие сведения об устройстве обучения на момент княжения
Василия 3 7
2.2. Вклад в просвещение Максима Грека 8

Глава 3. Просвещение во время правления
ивана 4 грозного 10

3.1. Действия священнослужителей по вопросу просвещения
при Ивана 4 10
3.1.1. Сильвестр и его работа над Домостроем 11
3.1.2. Митрополит Макарий и его работа над произведением
"Великие Читьи- Минеи" 12
3.2. Книгопечатание: причины появления, первые мастера
книгопечатания 13

Заключение 14


Литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Судьба Максима печальна. Вместе со своим вышеупомянутом сподвижником Вассианом Косым его заточили в Иосифов Волоколамский монастырь. Поводов для этого, по мнению обвинителей, было достаточно. Вот только несколько из них: "За то, что укорял русские монастыри за владения селами; что укорял московских митрополитов, зачем они поставляются без благословления патриарха константинопольского; за неправильные выражения в переводах". 

Таким образом, время  правления Василия 3 не отмечено резким увеличение грамотности людей, однако, некий прогресс уже виден. Если, говоря о начале века, можно утверждать об отсутствии у людей желания получать знания ( письмо, написанное Геннадием к митрополиту Симону), то в 30-е годы 16 века желание у людей уже появилось- нужны были средства, что бы

желания воплотить в дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Глава 3. Просвещение во время правления

ивана 4 грозного

 

 

3.1. Действия священнослужителей  по вопросу просвещения

при Ивана 4

 

3.1.1. Сильвестр и его  работа над Домостроем

 

 На правление Ивана  Грозного приходится период времени с 1533- по 1578. 
Личность его была и есть до сих пор спорная. Но бесспорно можно сказать, что он был человеком образованным и начитанным. Эти свойства его личности в какой то мере определили рывок в просвещении 16 века.

Обратимся снова к  тексту Соловьева: "После полемических сочинений религиозного и политического содержания, в которых сказался бурный век Грозного, век движения, разного рода попыток и протестов, наше внимание останавливают два памятника, в которых общество старалось собрать свои нравственные средства и представило: в одном своде-правила житейской мудрости, в другом-сокровища церковных учений и образцы высшей духовной жизни; первый памятник-Домострой, второй-Макарьевские Минеи". 
Из этой цитаты мы видим, что основными памятниками просвещения являлись два произведения: Домострой и Читии- Минеи. Первое написал Сильвестр а второе- Метрополит Макарий. Вот и рассмотрим эти две личности.

О Сильвестре Соловьев писал  так: "знаменитый руководитель нравственности молодого царя, устроитель благочиния в семействе царском", "...человек: благочестивый, трезвый, кроткий, щедрый, ласковый, услужливый, превосходный господин, любивший устраивать судьбу своих домочадцев, человек, с которым каждому было приятно и выгодно иметь дело, - вот Сильвестр!".

Сильвестр был русским православным священником, политическим и литературным деятелем XVI века. Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием. Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.Вместе с А.Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя». Кроме того, Сильвестр написал житие

 

 

 

11

 

св. княгини Ольги. Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

До сих пор стоит  под вопросом авторство Домостроя, однако известно точно, что последнюю главу (64-ую) написал Сильвестр. Доказательство этого находим у С.М. Соловьева: "В Домострое бесспорно принадлежит Сильвестру последняя глава, начинающаяся так: "Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму". Это поучение сыну, подкрепленное собственным примером, очень напоминающее поучение Мономаха, легко может быть принято за совершенно отдельное сочинение, не имеющее никакой связи с собственно так называемым Домостроем и приложенное к последнему позднейшим составителем или переписчиком по сходству содержания."  
Но отдельно стоит поговорить про Домострой. Что он в себе заключал? И в чем была его цель?

Домострой - это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Домострой затрагивает  очень широкий круг вопросов, на которые и дает ответы. В этом памятнике литературы 16 века затрагиваются такие темы, как: обязанностей детей к родителям, обязанностях родителей к детям, Об отношениях к слугам, об обязанностях к богу, духовным пастырям, ближнему вообще, к царю.

Некоторые главы посвящены хозяйственным делам. Вот как об этом пишет Соловьев : "Много глав посвящено в Домострое подробностям хозяйственным: как всякое платье кроить, остатки и обрезки беречь, всякую посуду и снасть ремесленную в порядке держать, чтоб все было свое, не нужно было идти ни за чем на чужой двор; как всякое платье носить бережно, как запас годовой и всякий товар покупать; покупать все, чему привоз, что дешево; как огород и сад водить и пр. т.п. В главе о том, как избу устроить хорошо и чисто, видим только перечисление посуды, которую должно держать в чистоте и порядке; предписывается мыть избу, стены, лавки, скамьи, пол, окна, двери; у нижнего крыльца класть сено для обтирания ног, перед дверями-рогожку или войлок. Об иконах говорится, что их должно ставить на стенах, устроив благолепно, со всяким украшением, светильниками и завесою".

Таким образом, Домострой охватывал широкий спектр вопросов, ответы на которые нужны были людям. В целом можно сказать, что Домострой помог людям определиться в нестабильности мнений того времени и отвергнуть большинство апокрифичных теорий, появившихся ещё при княжении Василия 3.

 

 

 

12

 

3.1.2. Митрополит Макарий  и его работа над произведением

"Великие Читьи-  Минеи"

 

Вторая важная личность- митрополит Макарий.  
Митрополит Макарий был митрополитом Московским и всея Руси с 1542 года, в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, ученик Иосифа Волоцкого. При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом Соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, продвигаемого протопопом Сильвестром. Составил знаменитые «Великие Четьи-Минеи». 
В трудах митрополита Макария присутствует некое обращение к старине. Кроме того, в его трудах выразился современный мотив русской жизни после того, как она сосредоточилась около Москвы — стремление к собиранию в одно всех духовных богатств русского народа, прежде разбросанных по удельным землям. Самый важный из этих трудов Макария — "Великие Четии-Минеи", которые он начал составлять еще в Новгороде и продолжал в Москве; в них собрано было все духовное оружие, каким тогда располагала Русская Церковь, все, по его выражению, "книги чтомыя, которыя обретались в Русской земле": жития святых по дням их памятей, слова на их праздники, многие их творения всякого рода, патерики, целые книги Священного Писания и толкования на них. Собирание всего этого книжного сокровища "многим имением и многими писарями" продолжалось около 20 лет. Ему же принадлежит составление Степенной книги — обширного сборника сведений по русской истории. Из оригинальных произведений митрополита Макария известны: поучение при браке Иоанна Грозного с Анастасией, три речи и три послания к царю и войску во время казанского похода. В сочинениях этих он заплатил обильную дань современной моде на пышное риторство. Но не ими он приобрел себе почетное место в истории нашего просвещения, а именно своим главным трудом собрания всех книг чтомых и тем, что сумел возбудить около себя сильное литературное движение, особенно по части составления житий. По его благословению и под его руководством разными лицами составлено было столько житий, сколько не составлялось их ни прежде, ни после его времени. Одни из этих житий явились по поводу составления Четьи-Миней, другие после соборов 1547 и 1549 гг. о новоявленных чудотворцах, третьи — для Степенной книги.

 

 

 

 

 

 

13

 

3.2. Книгопечатание: причины  появления, первые мастера книгопечатания

 

 

К царствованию Ивана 4 относится  учреждение книгопечатания. Причину  появления книгопечатания мы можем  найти в трудах С.М.Соловьева: "...царь, нуждаясь в церковных книгах для вновь строящихся многих церквей, велел скупать их на торгах, но оказалось очень мало исправных; это привело Иоанна к мысли о необходимости книгопечатания; митрополит Макарий одобрил эту мысль, и с 1553 года приступили к делу...". Начали заниматься книгопечатанием два мастера - дьякон от Николы Гостунского, Иван Федоров, и Петр Тимофеев Мстиславец.  1 марта 1564 года окончено было печатание первой книги-Деяний апостольских и соборных посланий с посланиями апостола Павла.

Соловьев утверждает, что образованность и просвещенность первых издателей, да и в целом  народа были очень низки. Потому как  даже те люди, которые были допущенные к печатанию книг делали серьезные ошибки. Вот что пишет Соловьев: "Хотя книгопечатание было заведено с целью прекратить порчу книг, однако при тогдашнем состоянии просвещения не было средств поверить славянского текста греческим и из славянских текстов выбрать лучший. Доказательством отсутствия просвещения служит то, что издатели текст Нового Завета называют текстом 70 толковников! Правописание в первой печатной нашей книге очень плохое, но внешность, по времени, очень удовлетворительна".

Судьба первых мастеров книгопечатания плачевна. После того как они напечатали Часовник, их обвинили в ереси, и мастера были вынуждены бежать за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Заключение

 

 

Подводя итог нашей теме, можно утверждать, что на протяжении 16 века мы можем видеть прогресс в этой сфере, видим тенденцию увеличения умных, образованных людей. Однако общий уровень грамотности (!)среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Но к концу века у людей появляется желание получать знания. А если появляется желание у людей, значит найдутся и просвещенные люди, которые помогут получить эти знания.

Закончить хотелось бы словами  С.М. Соловьева: " Однажды один наблюдательный иностранец сказал: "Что будет  из русских людей, если они к способностям переносить суровую жизнь и довольствоваться малым присоединят еще искусство воинское? Если бы они сознавали свою силу, то никто не мог бы соперничать с ними и соседи не имели бы от них покою". Иностранцы смотрели односторонне: им все казалось, что наука увеличит только материальные средства русских людей, которые употребят эти средства против соседей. Наука дает сознание не одних материальных, но и нравственных сил, дает народу средства умерять силы материальные, направлять их ко благу своему и ко благу других народов."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

1. Соловьев С. М.  Сочинения. В 18 кн. Кн. 4. История  России с древнейших времен. Тома 7-8/ Москва: Мысль, 1989. - 752 с.

2. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 3. История России с древнейших времен. Тома 5-6/ Москва: Мысль, 1989. - 783 с.

3. Сахаров А.Н. История  России с древнейших времен  до конца 17 века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. 9-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 272 с.

4. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / М.М. Горинов, А.А. Горский, В.О. Дайнес и др.; Под ред. М.Н. Зуева 
-Москва: Высш. шк. - 1994.- 431 с.

5.


Информация о работе Состояние и развитие просвещения в России на протяжении 16 века по С.М.Соловьеву