Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:48, реферат
Япония (в официальном названии государства нет упоминания об империи) по размерам территории приблизительно равна Германии, но в ней проживает в полтора раза больше населения — около 125 млн. человек. Это высокоразвитая страна. Она занимает третье место в мире по объему ВВП (после США и Китая) и шестое — по доле ВВП на душу населения (наряду с Швейцарией и Люксембургом).
В отличие от западных обществ, где право рассматривается, прежде всего, как средство урегулирования конфликтов, в Японии, как и во многих других восточных обществах, несмотря на высокий уровень развития страны, в основе общественного регулирования, в том числе правового, лежит стремление избежать конфликтов. Управление государством во многом определяется системой традиционных ценностей и обязательств (например, «добро» «сверху» предоставляется за определенные обязанности «внизу»).
Актуальность данной темы заключается в социально-политическом аспекте. Он проявляется в том, если вспомнить, что после поражения во Второй Мировой войне и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки Япония не пришла в упадок, а, напротив, в настоящее время Япония процветает. Пережив за 60 лет две конституции, японский государственный аппарат функционирует, обеспечивая стабильный рост экономики и успехи в социальной сфере.
Объектом исследования работы является Япония как государство.
Предмет исследования – социальное государство на примере Японии.
Целью данной работы является изучение формирования социального государства в Японии.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
- дать понятие социального государства, рассмотреть признаки и функции
- изучить основы Конституционного права Японии.
Введение
1 Глава. Социальное государство
1.1. Понятие и признаки социального государства
1.2. Функции социального государства
2 Глава. Основы Конституционного права Японии
1.1. Конституция Японии
1.2. Основы правового статуса личности
1.3. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии
Заключение
Библиографический список
Министерство образования науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Хакасский
государственный университет
Институт истории и права
Кафедра
теории и истории государства
и права
Реферат
По дисциплине:
«Основы социального
На тему:
«Социальное государство на примере
Японии»
Выполнил: студент 1 курса, группы БЮ-112, Куличихина В.Е.
Проверил: канд.
ист. наук, доцент,
Степанов М.Г.
Абакан,
2011
Содержание
Введение
1 Глава. Социальное государство
2 Глава. Основы Конституционного права Японии
Заключение
Библиографический
список
Введение
Япония
(в официальном названии государства
нет упоминания об империи) по размерам
территории приблизительно равна Германии,
но в ней проживает в полтора
раза больше населения — около 125
млн. человек. Это высокоразвитая страна.
Она занимает третье место в мире
по объему ВВП (после США и Китая)
и шестое — по доле ВВП на душу
населения (наряду с Швейцарией и Люксембургом).
В отличие от западных обществ, где право
рассматривается, прежде всего, как средство
урегулирования конфликтов, в Японии,
как и во многих других восточных обществах,
несмотря на высокий уровень развития
страны, в основе общественного регулирования,
в том числе правового, лежит стремление
избежать конфликтов. Управление государством
во многом определяется системой традиционных
ценностей и обязательств (например, «добро»
«сверху» предоставляется за определенные
обязанности «внизу»).
Актуальность
данной темы заключается в социально-
Объектом исследования работы является Япония как государство.
Предмет исследования – социальное государство на примере Японии.
Целью
данной работы является изучение формирования
социального государства в
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
- дать понятие
социального государства,
- изучить основы
Конституционного права Японии.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Понятие и признаки социального государства
Социальное
государство (государство всеобщего
благосостояния, государство всеобщего
благоденствия) — политическая система,
в которой каждому гражданину
гарантирован достойный уровень
жизни и широкий набор
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Условиями
существования социального
1. Демократическая
организация государственной
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
3. Мощный экономический
потенциал, позволяющий
4. Социально
ориентированная структура
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование
гражданского общества, в руках
которого государство
7. Ярко выраженная
социальная направленность
8. Наличие у
государства таких целей, как
установление всеобщего блага,
утверждение в обществе
9. Наличие развитого
социального законодательства (законодательства
о социальной защите населения,
Идея
социальной государственности
Ж.Ж.Руссо, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который должно государство.
Большое значение развитию социального государства сыграло учение английского экономиста Джона Кейса.
Социальная функция любого государства должна постоянно возрастать.
Функции социального государства
Одним
из признаков современного государства
является утрата им жесткой классовой
организации. Различные классы постепенно
растворяются в общей социальной
организации гражданского общества,
возникает все больше возможностей
для перехода людей из одного класса
в другой. Государство перестает
быть орудием обеспечения классового
господства, а, следовательно, утрачивает
полностью свой эксплуататорский характер.
На смену эксплуататорскому
Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).
Функции социального государства:
Внутренние:
- хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей)
- взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет
- управление образованием, наукой, культурой
- забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция)
- защита прав, свобод и законных интересов граждан
- охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки
Внешние:
- защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности
- дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций
- культурный, научный и информационный обмен с другими государствами
- борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров
- участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ
Конституция
Японии
Первоначальный
проект конституции Японии был подготовлен
правительством Японии при участии
группы советников в 1946 г., вскоре после
поражения Японии во второй мировой
войне. Он сохранил многие положения
первой, консервативной конституции
страны 1889 г., закреплявшей огромную власть
императора и милитаристско-
подготовленный группой японских авторов
на базе Веймарской конституции Германии
1919г.
Второй
проект, преодолев сопротивление реакционных
кругов, был принят парламентом осенью
1946 г. и, получив одобрение Дальневосточной
комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.
Основные положения конституции. Конституция
Японии — небольшая по объему: она состоит
из 103 кратких статей. В отличие от конституции
1889 г. она провозглашает принцип народного
суверенитета. Император лишен власти
и остался лишь символом нации. Высшим
же органом государства и единственным
законодательным органом провозглашен
парламент. В конституции говорится о
некоторых общих ценностях человечества,
о необходимости следовать всеобщим принципам
политической морали, о том, что ни одно
государство не должно исходить только
из своих интересов и игнорировать интересы
других.
При
создании конституции Японии был учтен
печальный опыт военного разгрома страны,
осуществленного с применением Соединенными
Штатами ядерного оружия: конституция
содержит принципиальные антивоенные
положения. В ней говорится, что японский
народ преисполнен решимости не допустить
ужасов новой войны в результате действий
правительств. В конституции есть специальная
глава «Отказ от войны», содержащая одну
статью (ст. 9), которую неоднократно, но
безуспешно пытались ревизовать японские
реакционные круги. Она устанавливает,
что японский народ на вечные времена
отказывается от войны как суверенного
права нации, а также от угрозы силой или
применения вооруженных сил как средства
разрешения международных споров. С этой
целью, гласит конституция, никогда не
будут создаваться сухопутные, военно-морские
и военно-воздушные силы, а также другие
средства войны. В Японии имеется Корпус
обороны — по существу, вооруженные силы
страны, но на его содержание тратится
приблизительно 1 % государственного бюджета.
Против возрождения милитаризма направлено
также положение конституции о том, что
правительство страны должно состоять
только из гражданских лиц.
Японская
конституция содержит широкий перечень
прав и свобод граждан. Наряду с традиционными
личными правами, положениями об упразднении
привилегированных сословий (княжества,
пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем
традиционных политических прав (свобода
слова,' объединения и др.) конституция
закрепляет некоторые социально-экономические
права (на труд, образование и др.).
Конституция
устанавливает систему органов государства
и их отношения, характерные для конституционной
монархии. По форме территориально-политического
устройства Япония является унитарным
государством с широкой местной автономией
административно-
Изменение
конституции. Конституция предусматривает
довольно жесткий порядок ее изменения.
Оно возможно только по инициативе парламента,
для внесения поправок необходимо согласие
2/3 общего числа членов каждой из двух
его палат. После этого поправки должны
быть переданы для утверждения на референдуме
или должны быть вторично рассмотрены
и одобрены новым составом парламента,
для чего могут проводиться специальные
выборы в парламент. После завершения
одной из этих процедур изменение конституции
считается состоявшимся. В конституцию
Японии с 1947 г. поправки не вносились.
Конституционный
контроль. Окончательное решение по вопросу
о неконституционности нормативного акта
(закона, указа, административного акта)
в Японии, как и в США, принимает Верховный
суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности
обсуждается и решается вне связи с рассмотрением
уголовного или гражданского дела. В Японии
подается специальный иск о неконституционности
акта в суд первой инстанции и дело по
иерархии может быть доведено до Верховного
суда. Этот суд в Японии консервативен
и очень редко признает нормативные акты
неконституционными: за весь период его
деятельности неконституционным признано
лишь одно положение закона.
Основы
правового статуса личности
Основы
правового статуса личности закреплены
в главе конституции, которая называется
«Права и обязанности народа». Ее положения
исходят из концепции прирожденных, естественных
прав человека, эти права рассматриваются
конституцией как «вечные, нерушимые права,
принадлежащие настоящему и будущим поколениям».
Однако, с другой стороны, на регулировании
правового статуса личности отразилась
и концепция «предоставленных прав». В
конституции говорится, что перечисленные
в ней права предоставляются и гарантируются.
Наконец, осуществление прав и свобод
личности конституция связывает с ролью
общества, с деятельностью народа. Говорится,
что свободы и права должны поддерживаться
постоянными усилиями народа, что народ
(а не только личность) должен воздерживаться
от злоупотребления правами и свободами
и несет полную ответственность за использование
их в интересах общественного благосостояния.
Конституция
придает большое значение, принципу равноправия
граждан, преодолевая прежние традиции
японского общества. В ней
говорится о равноправии перед законом,
о недопустимости дискриминации по какой-либо
причине и привилегий (особо оговаривается,
что любые награды действуют только при
жизни данного лица), запрещается рабство,
принудительный труд (кроме наказания
за преступление), провозглашается равноправие
полов. Как отмечалось, ликвидируются
дворянские титулы.
Среди
социально-экономических прав конституция
называет право собственности, которая
не должна противоречить общественному
благосостоянию (допускается национализация
частной собственности в публичных интересах
за справедливую компенсацию), право на
труд, «право трудящихся» на создание
своих организаций (имеются в виду, прежде
всего профсоюзы), на коллективные переговоры
и применение коллективных действий (в
частности, забастовок), равное право на
образование в соответствии со своими
способностями (обязательное обучение
детей бесплатно), причем государство
и его органы должны воздерживаться от
религиозного обучения, право на поддержание
минимального уровня здоровой и культурной
жизни, свободу научной деятельности.
Наряду
с традиционными политическими правами
(избирательное право, право на объединение,
свобода собраний, слова, печати и иных
форм выражения мнений и др.) конституция
говорит о других политических правах:
о праве народа избирать публичных должностных
лиц и отстранять их от должности (в связи
с этим в Японии существует, в частности,
определенный порядок отзыва избирателями
глав администраций местных административно-
Конституция
гарантирует личные свободы: право на
жизнь, свободу и стремление к счастью,
что является, как сказано в ней, главным
предметом заботы государства; право на
возмещение убытков от незаконных действий
государства и должностных лиц; право
на свободу совести (никакие религиозные
организации не должны получать привилегии
от государства и пользоваться политической
властью), неприкосновенность личности
(арест возможен на месте преступления
или на основании приказа компетентных
работников органов юстиции; при задержании
задержанному в открытом суде в присутствии
адвоката должны быть немедленно сообщены
основания задержания), право на неприкосновенность
жилища, документов и имущества (обыски
и выемки возможны только на основании
приказа компетентных юридических органов);
свободу выбора места жительства, профессии,
выезда за границу. Детально регулируются
вопросы брака, который должен заключаться
только на основании взаимного согласия
сторон и существовать при условии сотрудничества
и равноправия мужчины и женщины, уважения
личного достоинства.
Конституция содержит положения об обязанностях
народа и индивидов. Говорится об обязанности
японского народа воздерживаться от злоупотребления
правами и свободами, об обязанности населения
платить налоги и трудиться.
Информация о работе Социальное государство на примере Японии