Социальное государство на примере Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Краткое описание

Япония (в официальном названии государства нет упоминания об империи) по размерам территории приблизительно равна Германии, но в ней проживает в полтора раза больше населения — около 125 млн. человек. Это высокоразвитая страна. Она занимает третье место в мире по объему ВВП (после США и Китая) и шестое — по доле ВВП на душу населения (наряду с Швейцарией и Люксембургом).
В отличие от западных обществ, где право рассматривается, прежде всего, как средство урегулирования конфликтов, в Японии, как и во многих других восточных обществах, несмотря на высокий уровень развития страны, в основе общественного регулирования, в том числе правового, лежит стремление избежать конфликтов. Управление государством во многом определяется системой традиционных ценностей и обязательств (например, «добро» «сверху» предоставляется за определенные обязанности «внизу»).
Актуальность данной темы заключается в социально-политическом аспекте. Он проявляется в том, если вспомнить, что после поражения во Второй Мировой войне и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки Япония не пришла в упадок, а, напротив, в настоящее время Япония процветает. Пережив за 60 лет две конституции, японский государственный аппарат функционирует, обеспечивая стабильный рост экономики и успехи в социальной сфере.
Объектом исследования работы является Япония как государство.
Предмет исследования – социальное государство на примере Японии.
Целью данной работы является изучение формирования социального государства в Японии.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
- дать понятие социального государства, рассмотреть признаки и функции
- изучить основы Конституционного права Японии.

Содержание

Введение
1 Глава. Социальное государство
1.1. Понятие и признаки социального государства
1.2. Функции социального государства
2 Глава. Основы Конституционного права Японии
1.1. Конституция Японии
1.2. Основы правового статуса личности
1.3. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОСГ.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

 

      Правовое  регулирование институтов непосредственной демократии

       Из  институтов непосредственной демократии конституция Японии более или  менее детально говорит только о  выборах. В связи с закреплением прав граждан упомянуто также  право народа отстранять публичных  должностных лиц от должности, в  связи, с чем в Японии существует законодательство об отзыве избранных  должностных лиц и депутатов, но только на местном уровне, а также  другие институты непосредственной демократии на местах. О референдуме  конституция не упоминает, и общегосударственные  референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного конституцией специфического референдума раз  в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законодательная  инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной  автономии избирателям предоставляются  некоторые права этого рода по отношению к решениям местных  органов. 
Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. Она устанавливает «всеобщее избирательное право для совершеннолетних», тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах, в том числе по мотивам пола, имущественного положения или доходов, говорит о том, что все публичные должностные лица (в том числе избираемые) являются слугами всего общества, а не какой-либо его части. 
            Согласно Конституции, все важные вопросы, касающиеся выборов, могут регулироваться только законом. Это закон о выборах публичных должностных лиц 1950г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся (последний раз в 1994 г.). Он устанавливает, что активным избирательным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обновляются ежегодно). Правом быть избранным в нижнюю палату парламента — палату представителей — пользуются граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю палату — палату советников — 30 лет. Для регистрации кандидаты в нижнюю палату и в сенат вносят избирательный залог, причем залог для кандидатов в сенат в полтора раза выше. Сумма залога удваивается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в нижнюю палату, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в верхнюю палату — если он не набрал восьмой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по избирательному округу. 
До 1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парламента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутатских мандатов — 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 — по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19—20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избирательные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв. 
Палата советников также избирается по смешанной системе, в результате чего на выборах в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которыми являются префектуры и столица (всего 48 округов); от каждого округа избираются от двух до шести советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу. Избранными считаются кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу по спискам партий с применением вычисления квоты по системе д'0ндта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата. 
            Выборы в однопалатные местные представительные органы (собрания префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполнительной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) производятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной. Губернатором может быть избрано лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 35 лет. 
            В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только две недели. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу 6 х 9 см (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кандидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям, устанавливает лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полагается штраф (на деле это положение часто нарушается). 
            На голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места покойных депутатов переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели. 
            Местная инициатива и отзыв. Как отмечалось, закон о местной автономии    1947 г. Предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении административно-территориальными единицами. Во-первых, пятая часть избирателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губернатор, мэр и др.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключением вопросов налогообложения и финансов). Глава местной администрации должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней. Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо выполняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территориальной единицы обеспечить выполнение им своих обязанностей. В-третьих, не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Проводится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало большинство избирателей, участвовавших в голосовании. В-четвертых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность.

 

Заключение

       В ходе выполненной работы были решены все поставленные задачи и достигнута цель – изучение формирования социального  государства в Японии.

       В отличие от большинства европейских  государств Япония не имела в своей  истории многочисленных конституционных  актов. Более 300 лет она оставалась изолированной и закрытой от внешнего мира. Только в 1858 г. Япония была вынуждена  открыть свои порты для иностранных  судов. В конце 80-х годов прошлого века начались резкие изменения в  японском праве, его европеизация. Были приняты несколько кодексов, в  основе которых лежали принципы французского и германского права. Введение в  силу в 1889 г. первой в истории страны конституции — официальное наименование периода правления японского императора Муцу-хито (1867—1912). В этот период были отменены феодальная собственность на землю, формальные различия между сословиями, проведена административная реформа, существенным преобразованиям подверглась вся система японского законодательства, провозглашены первые права граждан (свобода выбора места жительства, профессии), образцом для которой послужила монархическая прусская Конституция 1851 г. И отчасти бельгийская Конституция 1831 г., привело к тому, что германское влияние стало превосходить первоначальное французское в модернизации японской правовой системы.

       Конституция Японии – основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947 года. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной Конституцией. Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно Конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти; все свои государственные акты он производит «по представлению Кабинета» вплоть до того, что широко распространена ошибочная точка зрения, согласно которой император вообще не является главой государства. Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав.

       Таким образом, современное социальное государство  – это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь, в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

 

Библиографический список

  1. Конституция Японии 1947г.//Конституции зарубежных государств: Учебное пособие./Сост. проф. Маклаков В.В. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.:Волтерс Клувер, 2006-с.560-584
  2. Мещеряков А.Н. «Император Мэйдзи и его Япония» - М.: Юнити, 2009 – с.224
  3. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» - М.: Юристъ,      2008-с.568
  4. http://www.xserver.ru/user/fungs/4.shtml - дата обращения: 02.12.2011

Информация о работе Социальное государство на примере Японии