Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 07:09, реферат
Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М. И. Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. М. Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.
Введение……………………………………………………………………..….4
Восстановление народного хозяйства. Преодоление последствий войны....6
Противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий………………………...11
Положение науки, литературы, искусства………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………….……...21
Список используемой литературы………………………………….……….24
Свыше 3 млн. воинов возвращались к мирному труду. Это было крупнейшее мероприятие в переходе страны к мирному строительству.
Восстановление в короткие сроки значительной части разрушенного войной народного хозяйства является величайшим подвигом всего народа, руководимого Коммунистической партией. Невиданный размах восстановительных работ, огромный трудовой энтузиазм советских людей стали возможны лишь в условиях социалистической системы. Победа над врагом досталась советскому народу дорогой ценой, но она открыла широкую возможность направить производительные силы страны на мирное строительство.
Первая половина 1945 г. характеризовалась дальнейшим укреплением внутреннего и международного положения Советского Союза. Коммунистическая партия, опираясь на преимущества социалистического
9
строя, марксистско-ленинскую
Наряду с военным производством широким фронтом проводились работы по восстановлению народного хозяйства, все большее количество промышленных предприятий переключалось на выпуск гражданской продукции. Страна не только воевала, но и делала уверенные шаги на пути к мирному строительству. Крепость и нерушимость ее внутреннего положения были особенно ощутимы на фоне тех острых антагонистических противоречий, которые характерны для экономики капиталистических государств.
Титаническая деятельность Коммунистической партии обеспечила укрепление и развитие военно-экономической базы СССР на завершающем этапе войны в Европе. Именно ее деятельность явилась важнейшим источником исторической победы социалистического общества над фашизмом.
Лучшая экономическая и политическая организация социалистического государства позволила гораздо полнее и быстрее мобилизовать и эффективнее использовать материальные и людские ресурсы. Военная, экономическая, идеологическая и политическая победа советского народа в войне против фашистской Германии была достигнута под руководством Коммунистической партии, в результате ее огромной политической и организаторской деятельности.
10
3. Противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий.
После победы социалистической
революции Советская страна приступила
к строительству нового общественного строя.
Невиданный размах и организованность
приобрело движение масс. Почти ежегодно
проходили съезды Советов, партии, профсоюзов
и др. Это явилось подтверждением того,
что социализм рождается не только как
результат революционного порыва народных
масс, но и может развиваться как демократическое
общество.
В связи с окончанием восстановительного
периода в центре дискуссий, касающихся
теоретических и практических проблем,
встал вопрос о перспективах и путях построения
социализма в СССР. В это время партия
имела на вооружении ленинскую концепцию
построения социализма в одной, отдельно
взятой стране. В. И. Ленин оставил ценнейшие
указания о путях построения социализма,
но не успел разработать все проблемы.
Поэтому поиск конкретных путей и способов
социально-экономических преобразований
был закономерен и необходим. Ни одна из
участвующих в идейной борьбе групп не
обладала готовыми ответами на вопрос,
как строить социализм. Особенно острые
разногласия существовали в партии по
вопросам индустриализации, коллективизации
и культурного строительства.
Идейная борьба по вопросам построения социализма осложнялась борьбой за личное лидерство в партии. Наиболее влиятельными после смерти В.И.Ленина были Бухарин, Троцкий, Зиновьев и Каменев. В. И.Ленин в «Письме к съезду» дал характеристику личных качеств шести лидеров партии (Н.И. Бухарина, Г. Б. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Г. Л .Пятакова, И. В. Сталина, Л.Д.Троцкого), среди которых не видел никого, кто мог бы заменить его на посту руководителя государства и партии. Ленин считал, что на первые роли следует выдвигать деятелей, способных принимать компетентные решения, сплачивая для их выработки талантливых специалистов, а на второй план - людей, способных к администрированию.
В. И. Ленин очень опасался трансформации демократического централизма в бюрократический, т.к. практика демократии в нашей стране была еще небогата. В последние годы жизни, он искал способ предотвращения этого, предлагал
осуществить ряд перемен в политическом строе. В течение 20-х годов
11
произошло снижение уровня политической культуры руководства партии и страны. Сталин и его окружение не могли решать усложнившиеся задачи социалистического строительства по-ленински.
С конца 20-х годов начался
процесс становления культа личности
Сталина, отхода от ленинизма. В общественном,
политическом и государственном развитии
появились антисоциалистические тенденции.
В политической сфере стало быстро происходить
сращивание партийного и государственного
аппаратов, ВКП(б) превращалась в своеобразный
идеологизированный орден. В социально-экономической
сфере возникла коллективная бюрократия,
которая постепенно переросла в тотальную.
В духовной сфере традиционный догматизм
большевиков привел к «обмелению» марксизма,
формированию слоя элементарно мыслящих
людей. привязанной к нэпу силой.
За допущенные ошибки велика ответственность
Сталина, который всецело подчинил процесс
выработки политических решений борьбе
за власть. Именно она диктовала ему и политическую позицию,
и выбор сторонников. Бухарин, например,
считал, что чрезвычайные меры не могут
быть системой, но члены ЦК поддержали
Сталина, который в условиях «чрезвычайщины»
получил гораздо большую свободу рук.
И когда на Объединенном Пленуме ЦК и ЦКК
ВКП(б) (январь 1933 г.) Каганович сказал,
что мы мало расстреливаем и что надо ужесточить
репрессии, этот чудовищный призыв ни
у кого из членов ЦК уже не вызывал открытых
возражений. «Теория» обострения классовой
борьбы по мере успехов социализма начинает
завоевывать все больше и больше формальных
сторонников ЦК, увеличивая тем самым
поддержку Сталина. Но, тем не менее, в
партии продолжалась борьба двух тенденций.
Бухарин в «Известиях» (май 1934 г.) напечатал
статью «Экономика страны Советов», в
которой содержалась мысль о создании
социалистического рынка, о том, что в
дело надо пустить материальные стимулы,
которые должны действовать через механизм
советской торговли. В этом Сталин увидел
опасность, поэтому он обратился к членам
Политбюро со специальными, но голословными
толкованиями. Речь шла о том, удастся
ли установить нормальные, стабильные
отношения между городом и деревней или
же неумение владеть ситуацией будет по-прежнему
компенсироваться насилием. 1 декабря
1934 г. в Смольном был убит Киров. Большинство
историков склонны считать, что Сталин
не имел прямого отношения к организации
убийства Кирова, совершенного
12
Николаевым, по их мнению, по
личным мотивам. Однако генсек использовал
эту трагедию в своих целях. Реакция
на убийство Кирова последовала мгновенно.
Восстанавливается «
Сталину удалось создать своеобразную
командно-административную систему, которая
распространилась на все сферы жизни общества
и нашла поддержку у основной массы рабочего
класса и большей части крестьян. Произошло
сращивание партийных и государственных
структур. Созданный таким образом партийно-государственный
аппарат сконцентрировал в своих руках
законодательную, исполнительную и судебную
власть. Увеличился партийный и государственный
аппарат. За вторую половину 30-х годов
число наркоматов с 18 увеличилось до 41.
Аппарат был главной опорой Сталина в
руководстве страной.
С утверждением сталинского диктата
круто изменилось отношение и к интеллигенции.
Стал создаваться образ внутреннего врага:
им стала интеллигенция, выросшая в дореволюционные
годы. Началось бесцеремонное вмешательство
в творческую лабораторию деятелей культуры
и науки, отрицание какой-либо независимости,
самостоятельности суждений.
Диктаторы всех времен и их ретивые прислужники
начинали глумление над народом с «вырубки»
интеллигенции историю, уничтожить историческую
память народа. Проводились кампании по
переименованию городов и улиц. Осуществлялось
закрытие церквей, изъятие церковного
имущества.
Но и в это суровое время продолжали существовать
оазисы большого искусства, нередко в
муках пробивая себе дорогу, несмотря
на периодические «проработки» (творчество
Д. Шостаковича, М. Шолохова, С. Эйзенштейна,
С .Прокофьева, М.Булгакова, А. Ахматовой
и многих др.). Никакие надругательства
и репрессии не могли остановить процесс
культурного
13
развития. Интеллигенция
пронесла через все испытания
верность передовым гуманистическим
идеалам, и даже в разгул сталинского
террора рождалось немало шедевров,
которые вошли в сокровищницу
мировой цивилизации.
В настоящее время Родине возвращены имена
многих честных советских людей, и работа
по реабилитации безвинно пострадавших
продолжается Сталинские репрессии не
прекращались и после январского 1938г.
Цели, поставленные Сталиным, были достигнуты.
Общество было поставлено под контроль
партии и карательных органов. Советы
осуществляли лишь второстепенные хозяйственные
и организаторские функции. Партия и другие
институты политической системы превратились
в послушные инструменты вождя. Этому
утверждению как будто противоречит принятие
Конституции 1936 г., в которой провозглашалось
расширение демократических свобод. Однако
конституционные нормы имели чисто номинальный
характер, не оказывали влияния на повседневную жизнь.
Конституция противоречила практике
сталинщины и публично делала ее противозаконной.
Конституция и жизнь резко разошлись. В
самом деле, в Конституции провозглашалась
неприкосновенность личности, тайна переписки,
невозможность наказания
без суда. А в жизни продолжались
массовые аресты, произвол, внесудебные
репрессии. В Конституции говорилось
о равноправии классов, а колхозники
не имели паспортов и были лишены
права свободного передвижения. Формально
новая Конституция СССР отвечала
лучшим мировым образцам того времени,
однако, она слабо соответствовала
реальной общественно-политической
Таким образом, к середине 30-х годов
в СССР завершилось формирование административно-командной
системы. Ее важнейшими чертами были:
централизация системы управления экономикой, усиление авторитарных начал
14
в руководстве общественно-
свобод и прав граждан и общественных институтов
сопровождалось ростом и укреплением
культа личности И.В.Сталина. Страна добилась
впечатляющих экономических результатов.
Миллионы советских людей получили образование,
значительно повысили свой социальный
статус, приобщились к культуре; десятки
тысяч, поднявшись с самых «низов», заняли
ключевые посты в хозяйственной, военной, политической сферах.
Видимо, именно поэтому общественная атмосфера
30-х годов была пронизана пафосом свершений.
Не следует забывать, что это были
годы невиданного энтузиазма, подвижничества,
массового трудового героизма советского
народа, что не могло не вызывать симпатию
и уважение миллионов людей различных
стран мира.
Но в конце 20-х годов ситуация изменилась.
Стало проявляться все более нетерпимое
отношение к инакомыслию. Литература и
искусство все более идеологизируются
в ущерб художественным достоинствам.
Руководство их развитием осуществляется
все в более жестких формах, через декретирование
и администрирование. Это приводило многих
деятелей культуры к творческому кризису,
депрессии, отрицательно сказывалось
на их деятельности. Что касается практического
осуществления культурной революции,
то исторически сложившаяся отсталость
России предопределяла характер и темпы
культурных преобразований.
Начинать приходилось с ликвидации
неграмотности. К 1 91 7 г. 76% населения
в возрасте от 9 лет и старше были неграмотными. В деревне неграмотные составляли 80,4% населения. В декабре 1 91 9 г. вышел декрет о ликвидации.. Отменялась плата за обучение, упразднялось преподавание «закона божьего», вводилось новое правописание (была отменена буква «ять»). На фабриках, заводах, в деревнях, армейских частях создавались школы и пункты ликвидации безграмотности (ликбезы). К середине 20-х годов существовали следующие виды школ: начальная 4-летняя школа (I ступень), 5 - 9 классы (II ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи. В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы. Появились в стране первые техникумы с трехлетним сроком обучения. Эта система в основном сохранилась и в последующие годы.
15
Ликвидация неграмотности
была лишь первым шагом. Вторым стало создание
системы народного образования. В июне
1918 г. был принят декрет Совнаркома «Об
организации дела народного образования».
В стране вводилось бесплатное общее и
политехническое образование для всех
детей до 1 7 лет. Центральной проблемой
в формировании новой системы школьного
образования являлся всеобуч - охват всех
детей обучением. Введение всеобуча помогло
решить и такую социально-политическую
Большое значение в осуществлении задач
всеобуча имела подготовка учительских
кадров.. Большая их часть не приняли советскую
власть. Учителей надо было привлечь на
свою сторону, перевоспитать. Опираться
следовало на передовую часть учителей,
которые приняли советскую власть. В 1924-1925
г. в настроениях учительской массы произошел
поворот в сторону советской власти.. Особое
внимание уделялось приему в вузы пролетарской
молодежи. Каждый человек, достигший 1
6 лет, мог поступить в любой вуз. Трудность
состояла в том, что не все в этом возрасте
имели среднее образование.В 20-30 е годы
советская наука достигла больших успехов.
Научные центры были созданы в союзных
и автономных республиках. К концу 30-х
годов в стране было 1400 НИИ. В 1929 г. была
основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных
наук имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами
(президент - Н.И.Вавилов), начала работать
АН БССР, к концу первой пятилетки организованы
филиалы АН СССР в Казахстане, Таджикистане
и др.
В 1934 г. АН СССР из Ленинграда
была переведена в Москву.
В естественных и ряде гуманитарных дисциплин,
в литературе и искусстве коммунистическая
партия в 20-е годы еще не сформулировала
четкого отношения к тем или иным направлениям
с позиции собственного толкования марксизма.
Постепенно, начиная с 20-30-х годов, все
сферы науки, культуры оказались под жестким
контролем идеологии, определявшейся
коммунистической партией. Ее руководство
выступало высшим арбитром в научных,
литературных и искусствоведческих спорах,
определяло судьбу направлений в науке
и культуре.