Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 07:09, реферат
Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М. И. Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. М. Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.
Введение……………………………………………………………………..….4
Восстановление народного хозяйства. Преодоление последствий войны....6
Противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий………………………...11
Положение науки, литературы, искусства………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………….……...21
Список используемой литературы………………………………….……….24
16
4. Положение науки, литературы, искусства.
В 20 - 30-е годы советская наука
достигла больших успехов. Научные центры
были созданы в союзных и автономных республиках.
К концу 30-х годов в стране было 1400 НИИ.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия
сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина
(ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент -
Н.И.Вавилов), начала работать АН БССР,
к концу первой пятилетки организованы
филиалы АН СССР в Казахстане, Таджикистане
и др. В 1934 г. АН СССР из Ленинграда была
переведена в Москву.
В естественных и ряде гуманитарных дисциплин,
в литературе и искусстве коммунистическая
партия в 20-е годы еще не сформулировала
четкого отношения к тем или иным направлениям
с позиции собственного толкования марксизма.
Постепенно, начиная с 20-30-х годов, все
сферы науки, культуры оказались под жестким
контролем идеологии, определявшейся
коммунистической партией. Ее руководство
выступало высшим арбитром в научных,
литературных и искусствоведческих спорах,
определяло судьбу направлений в науке
и культуре.
Мировое значение в 20-е годы имели
работы С. В .Лебедева (создание синтетического
каучука), А.Ф.Иоффе (ядерная физика), Н.Н.Семенова
(химическая физика), К.Э.Циолковского
и Ф.А.Цандера (космонавтика), Н.И.Вавилова
и Н.К.Кольцова (генетика) и др. В 30-е годы
в условиях индустриализации растет роль
прикладных наук: геологии (академик А.Е.Ферсман),
металлургии (академик И.П.Бардин), оптики
(академик С. И .Вавилов), энергетики (академики
Г. О. Графтио, М. А. Ша- телен). Особое внимание
уделялось созданию боевой техники: самолетов
(конструкторы С.В. Ильюшин, А. И. Микоян,
Н. Н. Поликарпов, А. А. Туполев, А. С. Яковлев),
танков (Ж. Я. Котин, А. А .Морозов), орудий
(В .Г .Грабин, И. Т. Клейменов), стрелкового
оружия (В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, Г.
С .Шпагин).
Летом 1937 г. летчики В.Чкалов, Г.Байдуков
и А.Беляков на отечественном самолете
совершили беспосадочный перелет в Америку
через Северный полюс. Весь мир поразила
смелая высадка на льды Северного полюса
отважных исследователей Арктики И.Папанина,
П.Ширшова, Э.Кренкеля и Е.Федорова.
Развивалась историческая наука. Выходили
труды Б.Грекова, М. Тихомирова, С. Бахрушина,
М.Покровского и др. При АН СССР были созданы
Институт истории и Институт философии.
Развивалась и советская военная наука.
17
Признание получили труды
Б. Шапошникова, М.Тухачевского, Д. Карбышева
и др.
В годы первой и второй пятилеток была
расширена сеть клубов, изб-читален, библиотек,
начали создаваться Дома и Дворцы культуры,
парки труда и отдыха. Крупнейшим архитектурным
сооружением 20-х годов стал мавзолей Ленина
(авторы В.Щуко и В.Гельфрейх). В 30-е годы
началась реконструкция Москвы и Ленинграда,
которая привела к сносу многих архитектурных
памятников, особенно религиозного назначения
(храм Христа Спасителя, Сухарева башня
в Москве и др.). Символом эпохи должно
было стать сооружение грандиозного Дворца
Советов на месте храма Христа Спасителя.
В 30-е годы распространялось звуковое
кино: «Чапаев» братьев Васильевых, «Броненосец
Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна,
«Трилогия о Максиме» Козинцева и Трауберга,
«Мать» В.Пудовкина, «Мы из Кронштадта»
Е .Дзигана, «Щорс» А. Довженко и др. Огромную
популярность у массового зрителя имели
артисты эстрады В.Козин и Л.Утесов.
В литературе в 20-е годы писателей
делили на пролетарских (Д.Бедный), крестьянских
(С.Есенин) и попутчиков (Н.Тихонов, И.Эренбург).
В это время существуют различные литературные
группы: РАПП (Российская ассоциация пролетарских
писателей) с участием А.Серафимовича,
А.Фадеева и т.д., ЛЕФ (левый фронт) под руководством
В.Маяковского, Н.Асеева и др., «Серапионо-
вы братья», куда входили М.Зощенко, В.Каверин,
К.Федин и др. Большой общественныйрезонанс вызвали
произведения М.Булгакова, Б.Пильняка,
А.Платонова. В 30-е годы деятели культуры
и искусства были объединены в профессиональные
союзы: советских писателей (1934 г.), композиторов,
художников, архитекторов и т.д. с целью
обеспечения полного идеологического
контроля. Единственно верным методом
литературы был объявлен так называемый
«социалистический реализм».
Широкую известность получили пьесы
А.Корнейчука «Гибель эскадры» и «Платон
Кречет», Н.Погодина «Человек с ружьем»
и др. Детская литература была представлена
произведениями С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова.
Во весь голос звучали произведения М.Горького,
М.Шолохова, А.Толстого, А. Фадеева, В. Маяковского,
Я. Купалы, Я. Колоса и др.
Развивалось изобразительное искусство.
Художники М.Нестеров, А. Дейнеко, К. Петров-Водкин,
М. Греков, Ю. Пименов, А.Пластов; скульпторы
В.Мухина,
18
С.Коненков, Л.Голубкина и др.
создали ряд замечательных произведений.
Крупными событиями театральной жизни
стали рождение театра Е. Вахтангова, постановки
В.Мейерхольда, спектакли МХАТа «Бронепоезд
14-69» (автор Вс.Иванов) и «Дни Турбиных»
(автор М.Булгаков). В 20 - 30-е годы были созданы
музыкальные произведения С.Прокофьева,
Д.Шостаковича, песни И.Дунаевского. Но
многие настоящие таланты, которые не
вписывались в стиль социалистического
реализма, подвергались опале. Формалистской
объявили музыку Д. Шостаковича, в 1936 г.
была запрещена его опера «Екатерина Измайлова»,
пачкунами со злостными намерениями были
названы художники К.Малевич, М .Шагал.
В 30-е годы запрещаются пьесы М.Булгакова
«Багровый остров» и «Мольер».
Очень сложно решался вопрос становления
народной интеллигенции. Как показал исторический
опыт, ее формирование осуществлялось
двумя путями: привлечением и перевоспитанием
старых специалистов и подготовкой в высших
и средних специальных учебных заведениях
кадров специалистов из рабочих и крестьян.
Особые трудности у советской власти были
на первом пути. Следует сказать, что в
силу ряда объективных и субъективных
причин значительная часть дореволюционной
интеллигенции не приняли советскую власть
(саботировали мероприятия новой власти
по коренному переустройству страны, игнорировали
призывы к сотрудничеству и т.д.). Значительная
часть интеллигенции оказалась вскоре
за пределами Отечества. В 1922 г. из Советской
России были высланы около 200 видных деятелей
интеллигенции с семьями. Местожительством
основной массы эмигрантов стали страны
Европы (Германия, Франция, Сербия, Польша
и др.) и Северо-Восточный Китай (центр
- г.Харбин).
В местах компактного проживания эмигрантов
центрами русской культуры стали учебные
заведения, библиотеки, газеты, церкви.
Была создана собственная система высшего
образования: Русский свободный университет
в Праге, восемь вузов в Париже. Во всех
этих странах выходили русские газеты
и журналы: «Возрождение» (редактор П.Струве)
и «Последние новости» (редактор П.Милюков)
в Париже, «Воля России» в Праге (орган
эсеров) и др.
К началу 30-х годов за рубежом работали
5 академиков и около 150 профессоров российских
вузов. По инициативе Н.Бердяева в Берлине
была создана Русская религиозно-философская
академия. Н.Бердяев написал в
19
эмиграции десятки книг:
«Новое средневековье», «Истоки и смысл
русского коммунизма», «Смысл истории»
и др.
Наряду с Бердяевым в эмиграции активно
работали писатели и поэты И .Бунин, К.
Бальмонт, В. Набоков, З. Гиппиус, композиторы
С.Рахманинов, И.Стравинский, актеры и
режиссеры Ф.Шаляпин, А.Павлова, С.Дягилев,
художники И.Репин, А.Бенуа, Н.Рерих, В.Кандинский,
ученые А.Чичибабин, И.Сикорский, В.Зворыкин
и др. Многие тосковали по России и далеко
не все выдержали нелегкие испытания на
чужбине. Некоторые из эмигрантов по разным
причинам вскоре или с «опозданием» вернулись
- А.Толстой, А.Куприн, С.Прокофьев, М. Цветаева
и др. Образцом умелого подхода к старым
специалистам являлось отношение к ним
В.И.Ленина, который неустанно подчеркивал
их ценность и необходимость использования
их знаний.
20
Заключение
Великая Отечественная война во многом изменила жизнь советского
общества. Она унесла миллионы жизней
наших соотечественников. Причинами послевоенного демогр
Основным социально-экономическим
содержанием послевоенной жизни общества стало восстановление
разрушенного хозяйства. Мобилизационные
возможности государства и эмоциональный
подъем народа, стремление приблизить
трудом по-настоящему мирную жизнь позволили
довольно быстро решить основные задачи
восстановления.
В фокусе внимания исследования послевоенного
периода находится государственная аграрная
политика
аграрная политика не оставляла шансов
на быстрое восстановление довоенного уров
Источники самообеспечения крестьянства
и размеры торговли сократились, что стало
одной из причин продовольственного кризиса
1946-47 гг.
Первопричина социально- экономического
кризиса 1946-47 гг. коренится в политической
сфере. Обслуживание потребностей военно-промышленного
комплекса, фундамент которого фактически
закладывался в 1945-53 гг., превратился в
главную цель функционирования СССР. Источником
развития ВПК становится все народное хозяйство
страны. Ограниченность производства
товаров народного потребления, разоренное сельск
21
«холодной войне». В этом и заключалась основная сущность экономического
развития последнего этапа сталинской эпохи. Голод 1947 г. - прямое следствие деятельности властных структур. Всякий раз, когда в обществе создавалась критическая ситуация, строгость правительственной регламентации усиливалась, а централизация ресурсов и политической власти возрастали.
Крестьянский мир всегда ощущал грань, за
которой разрушалась его самостоятельность
и самобытность. Попытки государства управлять
деревенской жизнью административными
методами наталкивались на многообразные
формы противодействия колхозников. Они
выработали свои стратегии выживания:
уклонялись от налогов, скрывали доходы,
старались больше трудится в личных хозяйствах,
чем в колхозах, мигрировали в города.
Социальный протест был ответной реакцией
сельского социума на широкомасштабное командование
В основе советской модели государственно-
Итак, для большинства советских людей
период мира в смысле выживания оказался
не менее сложным, чем время войны. В послевоенный
период советское общество продемонстрировало
приобретенный в годы войны опыт выживания,
а также такие качества как приспособляемость
и сопротивляемость. Послевоенный мир
осложнился многими социально-экономическими
проблемами и кризисными явлениями.
Специфика развития советского общества в тот период была в том, что оно
22
испытывало жесткое
23
Список используемой литературы
24