Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:43, контрольная работа
Уже несколько веков не затухает интерес к личности Ивана Грозного. Да и едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Об Иване Васильевиче писали историки, поэты, писатели, драматурги. Но Иван Грозный слишком крупная и противоречивая фигура, и каждый из тех, кто писал о нём, оценивал государя с позиций своих социальных, классовых, этнических и иных взглядов. Например: С.М. Соловьёв верил, что деятельность Ивана Грозного была началом государственности в России, но он не оправдывал террор Ивана IV как необходимую меру того времени.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
1.Социально-политический портрет Ивана Грозного:
-Венчание на царствование…………………………………….………………..…4
-Первые реформы………………………………………………….…………………….6
-Внешняя политика………………………………………………….………………..…9
-Опричнина и её значение……………………………………….…………………12
2.Психологический портрет………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………20
Список используемой литературы
Разгул опричины был страшен — ежедневно в Москве убивалось по 10—20 человек. Трупы валялись на улицах и никто не смел их убирать. Опричина довела крестьян до такого разора, как будто по селам прошла неприятельская армия. Вся остальная часть государства, именуемая земщиной, хотя формально была независима от опричины, но фактически была полностью бесправной и целиком ей подвластной. У земщины в пользу опричины отнимались не только земля, но и дома и домашнее имущество. Тысячи людей посреди зимы выгоняли из дома и толпами отправляли пешком на житие в далекие пустые земли. В условиях постоянного поиска мнимых заговоров и кажущихся измен чрезвычайного развития получил культ доносов. Царь жаждал доносов. При таком настроении царя появилась масса доносчиков, желавших гибелью других создать себе положение. Тем более, что обвинения, содержавшиеся в доносах, никак фактически не проверялись. Признавалась единственная форма доказательства вины — признание обвиняемых под пыткой. Что касается пыток, то совершенство их достигло изуверской утонченности. Сам царь Иван изобрел для этой цели специальный «жгучий состав». Естественно, что под страшными пытками люди не только признавались в своей мнимой вине, но и оговаривали других. Для обнаружения мнимых заговоров использовался и метод провокаций — царь Иван, желая проверить преданность бояр, подсылал им подложные письма от польского короля. Если на следующий день эти письма получатель не приносил Ивану, то это признавалось убедительным признаком измены.19
Жажда мести мнимым своим
преследователям реализовалась
у Ивана дикими массовыми репрессиями.
Число казненных, убитых и замученных
во время пыток в царствование
Ивана Грозного исчислялось десятками
тысяч. Казнили не только осужденных,
но и близких и дальних
Страх быть отравленным все время тяготел над Иваном. Пищу и вино он брал только из рук Вяземского или Федора Басманова. Причину смерти своих жен первой Анастасии, второй Марии и третьей Марфы он видел в «порче» со стороны придворных и родственников прежних жен. Тем не менее, яд и отрава сделались одним из средств для расправы с мнимыми врагами. В обязанности лейб-медика Ивана голландского лекаря Бомевилля входило приготовление ядов, а царский любимец кравчий Федор Басманов на пирах подносил от царя чаши с отравленным вином тем боярам, на которых падало царское подозрение в измене.
Не менее угнетал царя
Ивана страх стать предметом
воздействия колдовством и
Была обвинена в намерении «чародейством извести царя» и некая Мария, подозреваемая в близости с Адашевым — приверженцем царя в его молодые годы, на которого с годами пал царский гнев. За чародейство ее, заодно уже вместе с ее пятью сыновьями, казнили.
Если страх быть преследуемым и убитым толкал на жестокости и убийства, а страх быть отравленным на отравление других, то и страх быть околдованным обусловливал повышенный интерес к сверхъестественным предметам. Царь Иван жадно прислушивался к астрологическим гороскопам голландца Бомевилля (а гороскопы хитрого лекаря, конечно, сулили заговоры, бунты и измены). В последние годы своей жизни Иван окружил себя разного рода «колдунами» и «волхвами».
Царю Ивану ежеминутно нужно было давать чувствовать, как его любят и уважают, всецело только ему и преданы. Те, кому это искусно удавалось, на некоторый период вызывали у Ивана чувство привязчивости и в этот период пользовались его доверием до излишества. Такими людьми поочередно были друг его детства Федор Воронцов, затем Сильвестр и Адашев, позже Федор Басманов и Малюта Скуратов.20 Но безграничное доверие всегда было временным. Все они, кроме последнего, погибли по вине Ивана. Другая черта — умелое использование в личных целях общественной морали, извлечение выгоды из господствующих в обществе взглядов, стремлений, законов — претерпевает у параноика, стоящего у власти, своеобразную трансформацию. В подобной ситуации параноик сам в значительной мере способен влиять на мораль общества, во главе которого он стоит. Извлечение выгоды из морали в таком случае обращается на путь оправдания творимых беззаконий, в первую очередь репрессий, перед лицом истории. Эта жажда оправдаться перед историей обусловливает, по-видимому, чрезвычайное развитие ханжества. Царю Ивану было присуще страстное желание примирить свои бесчеловечные жестокости с религиозной моралью своего времени. Всем своим лютостям он всегда пытался придать видимость законной формы. Свои репрессии он объяснял правосудием, провозглашая, что тот, кто злоумышляет против него — помазанника божия, тот — враг всего православного царства, а следовательно и самого бога. Он умело внушал своему окружению, что его руками вершится божья воля, что он ниспослан богом для борьбы с врагами отечества. Он неоднократно ханжески жаловался на тяжесть выпавшей на него историческоймиссии. Он проявлял лицемерную заботу о душах казненных и замученных им людей, рассылая по церквам и монастырям множество поминальных списков и щедрые подачки на поминовение умерших. Фанатичная религиозность Ивана имеет свои паранойяльные корни — ведь он считал себя наместником бога на земле. Но ханжество сквозило и в его религиозности. Отобрав из числа опричины самых отчаянных и жестоких и поселившись с ними в Александровской слободе, Иван создал там дикую пародию монастыря. Опричников он обрядил в черные монашеские одеяния, под которыми они продолжали носить раззолоченные и обшитые соболями кафтаны. Сам Иван провозгласил себя иегуменом. Днем он казнил или присутствовал на пытках в застенках, а по ночам молился со всей своей братией, лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе, а земные поклоны клал столь усердно, что кровоподтеки не сходили у него со лба. Во время трапезы, когда вся опричина обжиралась и опивалась вином, царь за аналоем читал назидательные поучения святых отцов церкви о посте и воздержании.
Психика царя разрушалась, и его разум отказывался ему служить. Так, в 1581 году Грозный «случайно» убил собственного сына - наследника престола царевича Ивана, пробив ему голову железным посохом после того, как тот заступился за беременную жену царя, которую царь жестоко избил в припадке помешательства. Вот что пишет по поводу смерти царевича современник Ивана Грозного Д. Горсей: «В порыве гнева он дал ему пощечину, царевич болезненно воспринял это, заболел горячкой и умер через три дня. Царь в исступлении рвал на себе волосы и бороду, стеная и скорбя о потере своего сына». Правда, потом Грозный раскаялся в содеянном. Смерть наследника повергла его в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. После смерти любимой жены Анастасии Грозный женился в общей сложности ещё шесть раз, но ни одна из последующих жён не имела на царя такого влияния, как первая.21 Правда, неугодных жён Иван Грозный, как правило, отправлял в монастырь. Иван Грозный был натурой сложной. Порой для достижения своей цели он мог использовать самые жестокие меры, вплоть до убийства. Ему не свойственны были внимание к чувствам другого человека, сострадание. Он был жесток и эгоистичен, часто непредсказуем. Приступы крайней жестокости чередовались с приступами исступлённого раскаяния. Возможно, такие особенности личности обусловлены трудным детством.22
Заключение
Тяжелое сиротское детство, самоуправство Шуйских наложили отпечаток на всю жизнь Ивана Грозного, лишив его доверия к подданным. Тем не менее, это был проницательный политик, понимавший по-своему правильно сложные внешне - и внутри-политические задачи России. Он много сделал для развития экономических отношений со странами Востока и Запада. Это отвечало насущным интересам широких кругов феодалов и купечества. На заре самостоятельной деятельности Иван IV умел ценить талантливых и самобытных сподвижников. Но мнительный характер и обостренное чувство собственного величия неизбежно приводило его к разрыву с теми, кто искренно, настойчиво и дальновидно проводил мероприятия, направленные на укрепление самодержавия.
Многочисленные литературные
сочинения царя служат самым надежным
материалом для суждения о его
личности. В своих писаниях Грозный
предстает человеком, от природы
одаренным острым умом. Его достоинства
- политический темперамент, талант публициста,
образованность - были весьма необычны
для людей его положения. Но причудливое
сплетение противоположных
В пору реформ личное влияние
Ивана умерялось авторитетом
его советников. В пору опричнины
Грозный окончательно избавился
от старых советников и боярской опеки.
Опричнина явилась любимым
Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Кровавое правление царя Ивана оставило глубокий след в памяти современников. Народ наградил "великого государя" прозвищем Грозный. И это прозвище удивительно точно обрисовало облик первого московского царя. В годы правления царя Ивана погибло около 4 тыс. человек, и в тоже время Россия превратилась в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии.
В XVI в. Россия достигла огромных экономических успехов и пережила великое разочарование. Итогом явилось запустение старых центров и начало освоения плодородных земель на вновь присоединенных окраинах. Подъем промышленности и торговли сменился в конце века упадком. В стране восторжествовала крепостническая реакция.
" Иван Грозный разрушил старый порядок, на создание нового у него не хватило времени".23
Список используемой литературы:
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России - М.: Наука, 1988г
2. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова - М.: Просвещение, 1995г.
3. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного - М.: Наука, 1982г
4. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI-XVII веках. - М.: Моск. рабочий, 1989г.
5. Валишевский К. Иван Грозный - М.: ИКПА, 1989 г.
6. Ключевский В.О. Исторические портреты, - М.: Эксмо, 2008
1 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России
2 Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного
3 Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI-XVII веках
4 Валишевский К. Иван Грозный
5 Ключевский В.О., Исторические портреты
6 Валишевский К., Указ. соч., С.27
7 Валишевский К., Указ. соч., С.31
8 Зимин А.А., Хорошкевич А.Л., Указ. соч., С103
9 Зимин А.А., Хорошкевич А.Л., Указ. соч., С.115
10 Скрынников Р.Г. Лихолетье, Указ. соч.,С.234
11 Скрынников Р.Г. Лихолетье, Указ. соч., С. 169
12 Скрынников Р.Г. Лихолетье., Указ. соч., С.228
13 Альшиц Д.Н., Указ. соч., С.302
14 Альшиц Д.Н., Указ. соч., С287
15 Альшиц Д.Н., Там же
16 Скрынников Р.Г. Лихолетье, Указ. соч., С. 273
17 Валишевский К., Указ. соч., С.355
18 Ключевский В.О., Указ.соч., С.194
19 Там же
20 Там же
21 Там же
22 Там же
23 Валишевский К., Указ соч., С.656
Информация о работе Социально-политический и психологический портрет Ивана Грозного