Социально-экономическое развитие Древнерусского государства – Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:53, реферат

Краткое описание

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.
Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическое  развитие Древнерусского государства  – Киевская Русь

 

 

Основными хозяйственными занятиями  славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество  было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми.

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер.

 

Следует отметить, что термин «феодализм»  во многом условен, так как феодализм только одна из форм средневековой собственности в западноевропейском регионе.

 

Тем не менее, под феодализмом следует  понимать аграрное (доиндуст-риальное) общество эпохи Средневековья и  начала Нового времени, для которого характерны:

 

1) сочетание крупной земельной  собственности с подчиненным  ей мелким крестьянским хозяйством;

2) владение землей — привилегия  людей, несущих военную или  государственную службу;

земля становится основным средством  извлечения богатства;

4) натуральный характер хозяйства;

 

5) корпоративная (сословная) организация  как правящего слоя, так и не

 посредственных производителей (крестьян, ремесленников);

 

6) господство религии в духовной  сфере, т. е. в культуре, идеологии,  мировоззрении людей.

 

Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).

 

Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной  власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (короля, князя), совпадающую  в основном с государственным  аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати (виры, продажи) и т. д.

 

Во-вторых, постепенно происходит складывание  индивидуальной крупной земельной  собственности (так называемая сеньориальная, или вотчинная).

 

В современной исторической науке  существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

 

Согласно концепции дофеодального  характера общественного строя Киевской Руси социально-экономическую основу древнерусского общества

 составляли общинное землевладение  и свободные крестьяне-общинники). Существовало и частное землевладение  — вотчины князей, бояр, церкви. На  них трудились рабы и полусвободное население.

 

Большинство историков относят  Киевскую Русь к раннефеодальным

 государствам.

 

Согласно этой концепции крупная  феодальная собственность на землю  складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных  владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

 

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение  в «Русской Правде» — подлинном  своде древнерусского феодального  права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а  именно:

 

 «Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»;

 

 «Закон Русский»;

 

 дополнения к «Правде Ярослава»  (положения о сборщиках судебных  штрафов и пр.);

 

 «Правда Ярославичей» («Правда  Русской Земли», утвержденная сыновьями  Ярослава Мудрого);

 

 Устав Владимира Мономаха, включавший  «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.;

 

— «Пространная Правда».

 

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к  среде дружины, от определения штрафов  за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права.

 

Степень несвободы определялась экономическим  положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы — землевладельцы, по тем  или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

 

В «Правде Ярославичей» нашло отражение  устройство вотчины как формы  земельной собственности и организации  производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин — княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. Вотчинное хозяйство носило исключительно натуральный характер: все необходимое для жизни производилось внутри вотчины и потреблялось ее обитателями.

 

Природные условия России способствовали развитию скотоводства. Многие статьи «Русской Правды» охраняют права  владельца скота, наказывая татя (вора) вирой. Правда, и здесь наблюдается социальное неравенство: конь князя защищен большим штрафом, чем конь смерда.

 

С IX по XI в. происходил процесс отделения ремесла  от сельского хозяйства. Хотя основная масса бытовых вещей изготавливалась в крестьянских домах и хозяйство оставалось натуральным, в городах уже действовали ремесленные мастерские, работавшие в основном на заказ, а иногда менявшие или продававшие свою продукцию на рынке.

 

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов  ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Искусство металлургии также достигло сравнительно высокого уровня. Хорошо было развито и строительство. В Северной Руси дома делались из дерева, которое имелось в изобилии. В X и XI вв. на Русь из Византии перешло мастерство каменной кладки.

 

Рост состоятельности  у высших классов выражался в  тяге к некоторой утонченности жизни  и стремлении к роскоши. Вошли  в моду пышные наряды. Новые потребности  частично удовлетворялись ввозом товаров, но одновременно совершенствовалось отечественное ремесло. Шерстяная одежда также производилась в Киевской Руси, она использовалась большей частью зимой. В Северной Руси во время долгой и суровой зимы была необходима меховая одежда. Это стимулировало и охоту на пушных зверей, и изготовление меховых изделий.

 

Киевская  Русь славилась своими городами. Сначала  это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились  основой ремесленного производства и торговли. В X—XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

 

В. О. Ключевский называл Древнюю Русь «торговой, городовой». Этим он подчеркивал значение городов и торговли в жизни  русского общества IX— XII вв. Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города. Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах. Там же продавались и покупались всевозможные товары, а раз в неделю созывалась местная ярмарка.

 

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в IX—X вв., носила преимущественно «меновый»  характер. Затем наряду с обменом  появляется и денежная форма. Вначале  в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в X—XI вв., наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

 

Особое  значение в хозяйственной жизни  Киевской Руси приобретали внешние  экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей — царьградско-византийский, закаспий-ско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинав-ский — наибольшее значение вначале имели первые два.

 

На Руси купцами и ростовщиками велись большие  кредитные операции. Многие взаимные расчеты, пока не набегала гривна, записывались. Об этом свидетельствуют древние  берестяные грамоты, найденные в  Новгороде. Большинство из них представляет собой записки типа: «Такой-то мне должен…» Причем писали их обыкновенно горожане. И это в то время, когда французский король Генрих I не мог написать даже собственное имя.

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности  хозяйственного развития в период  феодальной раздробленности

 

 

Согласно общепринятой точке зрения с середины XI—начала XII в. Древнерусское  государство вступило в новый  этап своей истории — эпоху  политической и феодальной раздробленности.

 

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Кроме того, в XI— XII вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.

 

Главной силой разъединительного  процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой

 земле. Однако впоследствии  между усилившимся боярством  и местными

 князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

 

Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования  ряда суверенных княжеств. Возникали  междоусобицы князей.

 

Постепенный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдельных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей и появлением новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.

 

Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение

 дворянства.

 

Наконец, распаду единого государства  способствовало отсутствие серьезной  внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась  со стороны монголов, но процесс  обособления княжеств

 зашел к тому времени уже  слишком далеко.

 

Реально эти процессы проявились в  середине второй половины XI в. Князь  Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью  своими сыновьями. Но сделал он это  так, что владения сыновей взаимно  разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы:

 

с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый

 из сыновей получал земли,  которые должны были обеспечить  его существо

 вание как владетельного  князя;

 

с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные  прежде всего с обороной границ. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.

 

Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями. Описанный еще историками XIX в. принцип постепенного (поочередного) перемещения князей с одного престола на другой был скорее идеальной схемой, чем практически функционировавшим механизмом.

 

Хотя внутри Руси уже не было политического  единства, объективно сохранялись факторы  будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие  исторические корни, необходимость  обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

 

С 50-х гг. XI в. шел процесс определения  границ будущих самостоятельных  земель. Киев стал первым среди княжеств-государств. Вскоре другие земли его догнали и даже опередили в своем развитии. Сложилось полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

 

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Мурманское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутара-канское, Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

 

В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. На нем был установлен новый принцип организации власти на Руси — «каждый да держит отчину свою». Таким образом, Русская земля переставала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода — отчины— становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Только позже, когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113— 1125), а также при его сыне Мстиславе (1126—1132) государственное единство Руси было на время восстановлено. Русь сохраняла относительное политическое единство.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Древнерусского государства – Киевская Русь