Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социологической политико-правовой концепции Муромцева.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
-изучить библиографические сведения о С.А. Муровмцеве.
-рассмотреть политико-правовые взгляды С.А. Муромцева
- раскрыть сущность и значение социологической политико-правовой концепции С.А. Муромцева;
- рассмотреть основных подходов Муромцева к правопониманию в контексте его теории права.
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
на тему:
«Социологическая политико-правовая концепция Муромцева»
Выполнена студенткой 4 курса группы ЗОВ-10 заочной формы обучения
юридического факультета
Научный руководитель:
Владимир - 2010
Содержание
Введение
Данная курсовая работа посвящена такому вопросу, как социологическая политико-правовая концепция Муромцева. Выбор этой темы неслучаен. В настоящее время Россия вступила в эпоху кардинальных государственно-политических и социально-экономических преобразований. Построение правового государства, формирование гражданского общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории, новых нравственных и правовых идей, идеалов, которые невозможно развивать без учета творческого наследия выдающихся русских юристов прошлого. Становление правовой основы современного российского общества требует пересмотра сложившейся системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов. Сегодня правовая наука может развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, который нашел отражение и осмысление в творческом наследии выдающихся русских юристов, к числу которых, несомненно, принадлежит Муромцев. Наследие ученого содержит мощный научный потенциал, способный определить ориентиры развития современной юридической науки в направлении утверждения приоритетности прав личности, признания их ведущей роли в развитии права.
Использованная в работе литература представлена трудами и монографиями Муромцева, современной ему отечественной и зарубежной юридической и исторической литературой, в том числе периодической, материалами 1 Государственной Думы, разработанными при участии Муромцева проектом Основного закона (конституции), обсуждавшимся на земских съездах, и проектом конституции, внесенным в Думу ЦК партии кадетов, мемуарами современников ученого. При написании работы широко применялись интернет - источники, данные различных интернет- порталов.
Целью данной работы является изучение социологической политико-правовой концепции Муромцева.
Это исследование актуально и в настоящее время. Интерес к законотворческой деятельности отечественных либералов начала XX в. сегодня закономерен и оправдан. В современных условиях, когда политические партии и общественные объединения выдвигают разнообразные концепции политического и экономического развития Российской Федерации, реформирования всех сторон общественной жизни, особое значение приобретает создание и совершенствование принципиально нового законодательства. В этом процессе важное значение имеет знание опыта первого русского парламентаризма, особенно того вклада, который внесла в законотворческую деятельность конституционно-демократическая партия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
-изучить библиографические сведения о С.А. Муровмцеве.
-рассмотреть
политико-правовые взгляды С.А.
- раскрыть сущность и значение социологической политико-правовой концепции С.А. Муромцева;
- рассмотреть основных подходов Муромцева к правопониманию в контексте его теории права;
Глава 1. Формирование правовой концепции С.А. Муромцева.
1.1Основные этапы жизненного и творческого пути Муромцева
Несмотря на то, что русские ученые, обратившиеся к проблемам юридической социологии почти в одно и то же время с такими классиками европейской социологической мысли, как М. Вебер и Э. Дюркгейм, были и остались гораздо менее известными, их вклад в формирование социологического подхода к праву и разработку соответствующей проблематики значителен. Оценивая важность совокупных результатов творчества русских правоведов-социологов, Б.А.Кистяковский писал: "Русский научный мир... может гордиться тем, что именно в русской научно-юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление"1.
Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.
Выдвинутая Р. Иерингом теория юридически защищенного интереса нашла немало сторонников в России. Одним из них был С. А. Муромцев.
Муромцев Сергей Андреевич (1850, Петербург - 1910, Москва) - председатель 1 Государственной думы. Родился в старинной дворянской семье, 10-летним мальчиком придумал игру в государство, в котором были разумные порядки управления, выпускал свою рукописную газету, отражавшую жизнь имения отца и окрестных деревень. В 1867 окончил с золотой медалью гимназию, поступил в Московский университет на юридический факультет. Большое влияние на формирование либеральных политических взглядов Муромцева оказали лекции С. М. Соловьева. В 1871 по окончании университета был оставлен для "приготовления к профессорскому званию". В 1873-1874 гг. для совершенствования образования слушал лекции в Германии, в 1875 защитил магистерскую диссертацию, после чего началась успешная научная и преподавательская работа. Наряду с этим в 1878 Муромцев возглавил журнал "Юридический вестник" и с 1880 стал председателем Московского юридического общества. Выступая как публицист и общественно-политический деятель, Муромцев стремился защищать личность и общество от революционного радикализма и деспотизма власти. Считал необходимым продолжение реформ, которые должны привести Россию к созданию конституционного строя мирным, эволюционным путем. В 1880 Муромцев был одним из основных авторов "Записки, о внутреннем состоянии России", поданной М. Т. Лорис-Меликову в надежде "вывести нашу страну из того заколдованного круга, в который она попала". В условиях реакционной политики Александра III надежды Муромцева на обеспечение прав личности, "на свободу мысли, слова и убеждения" рассеялись. В 1884 Муромцев вместе с прогрессивными профессорами был уволен "за распространение либерализма" и "политическую неблагонадежность".
Получил известность как адвокат, в то же время вступив в гласные городской думы и Московского губернского земства. В 1904-1905 гг. Муромцев стал одним из создателей и руководителей конституционно-демократической партии и председателем 1 Государственной думы. Был автором кадетского проекта "Основного закона" (т.е. Конституции). После разгона Думы Муромцев стал одним из авторов "Выборгского воззвания", призвавшего к гражданскому неповиновению, за что отбыл тюремное заключение. Выйдя из заключения, продолжил занятия наукой и чтение лекций. Расстроенное здоровье и чрезмерные труды привели к параличу сердца. В последний путь его провожала вся Москва. Газета "Русские Ведомости" писала: Муромцев "при жизни для всех русских, для всех европейцев стал исторической личностью, потому что с его именем начинается русская конституционная история"2.
1.2 Деятельность С.А. Муромцева на посту председателя Государственной Думы.
В 1906 Муромцев был избран депутатом (от Москвы) Первой Государственной думы, и на её первом заседании 27 апреля того же года был избран председателем. После избрания произнёс свою первую и последнюю речь в Думе, которую начал словами «Кланяюсь Государственной Думе». В своей речи, в частности, сказал:
«Совершается великое дело; воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины.»3
Последовательно выступал за проведение либеральных реформ, за уважение к представительному органу власти. Российские либералы высоко оценивали деятельность Муромцева на посту председателя Думы. По воспоминаниям историка А. А. Кизеветтера:
«…строгий, суровый, торжественный, стоял он на своём месте и вёл заседание твёрдо, в полном сознании правоты своих действий. Но, несмотря на его суровость, все члены Первой Думы не только слушались его, но и сердечно любили его. Они все чувствовали, что Муромцеву Дума была дорога, потому что ему дорога была Родина, для блага которой он пошёл в Думу…»3
После роспуска Думы подписал вместе с другими депутатами-кадетами Выборгское воззвание с призывом оказывать пассивное сопротивление власти (не платить налогов и не идти на военную службу). За это был приговорён к трём месяцам лишения свободы и отсидел весь свой срок в Московской губернской тюрьме — в знаменитой «Таганке», что сделало невозможным его участие в думских выборах.
1.3 Влияние Р. Иеринга на взгляды А. С. Муромцева. Социологические концепции права и государства.
Под влиянием концепции Иеринга, лекции которого он слушал в Геттингенском университете, Муромцев создал собственное учение о праве. Его труды содержат исследования по римскому праву, гражданскому праву и общей теории права. Назовем "Очерки общей теории гражданского права" (1877 г.), "Определение и основное разделение права" (1879 г.), "Что такое догма права?" (1885 г.).
В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отношениям. В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различных санкций, юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. "Мы соблюдаем их не думая, просто потому, что привыкли их соблюдать, что считаем это должным, без всякой связи с какой-либо санкцией", – отмечал Муромцев.
Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого, утверждал Муромцев, не нуждается в юридической санкции. "Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без ее влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное не одно и то же", – писал он.
Значение юридической защиты необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Однако форма правового существования тоже не является постоянной принадлежностью отношения: вначале, когда отношение несет в себе элемент случайности, необходимо его гарантировать юридической защитой, однако позднее, возможно, оно станет прочной и привычной нормой в данном обществе и не потребует государственного вмешательства. Юридической санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.
По учению Муромцева правовой порядок – это существующий порядок отношений в обществе.4 На него воздействует ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства государства, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные предположения и ориентиры и др. Однако, утверждал Муромцев, все они только атрибуты правопорядка – факторы, воздействующие на процесс его образования. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.
На содержание правопорядка влияют интересы и отношения социальных групп. Муромцев писал, что общество пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. От характера отношений внутри общественной группы зависит и форма их защиты, которая может выражаться порицанием со стороны общественного мнения, насильственными действиями потерпевшего против нарушителя, отказом от провинившегося сочлена (в партии, общине) и т.п. Эта защита интересов каких-либо групп населения происходит в формах, не определенных заранее, она "определяется в каждом отдельном случае, смотря по обстоятельствам". Муромцев называл такую форму защиты "неорганизованной защитой", а сами отношения, которые гарантируются от нарушений таким образом, – "правовыми".
Муромцев различал "правовое" отношение (отношение "защищаемое") и "юридическое" отношение (отношение "вынужденное, или защищающее").
К правовым он относил те общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по мере признания обществом получают "неорганизованную защиту" со стороны общества и социальных групп.
Однако при столкновении различных интересов "неорганизованной защиты" уже недостаточно и необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам, т.е. к "организованной защите". Действие ее жестче и, как следствие, "понудительнее, нежели действия формы неорганизованной". Она "вручается" судьям, должностным лицам государственных органов или общественных властей, действия их облекаются в точные формы с указанием границ компетенции, определенной процедурой принятия решений, и т.д. Организованную форму защиты Муромцев называл "юридической".
Различая "юридическое" и "правовое", Муромцев оговаривал отсутствие между ними четкой границы, особенно в периоды "развитого государственного быта" (по существу, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. "Тот факт, – писал Муромцев, – что государство может всегда выступить против неприятного для него права, созданного в союзе, подчиненном государству, вовсе не значит еще, что государство может всегда помешать возникновению такого права. Но только в подобном случае можно было бы говорить о государстве как единственном субъекте правообразования"5.
Информация о работе Социологическая политико-правовая концепция Муромцева