Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:13, курсовая работа
Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.
Введение.......................................................................................................
Глава 1: Александр I ...................................................................................
Глава 2 Сперанский М. М...........................................................................
1. Становление М. М. Сперанского как государственного деятеля.......
2. Реформы и преобразования....................................................................
Глава 3. Аракчеев А. А................................................................................
1. Формирование военного духа А. А. Аракчеева....................................
2. Гатчинский Капрал..................................................................................
3. Возвращение на службу .........................................................................
Заключение...................................................................................................
Список используемой литературы.............................................................
Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра музееведения и экскурсоведения
Курсовая работа по истории Отечества на тему:
«Сподвижники Александра I.Их биографии и характеристики»
Выполнила:
Соколова Анна Сергеевна
Гр. 107
Научный руководитель:
Куклинова Ирина Анатольевна
Введение......................
Глава 1: Александр I ..............................
Глава 2 Сперанский М. М.............................
1. Становление М. М. Сперанского как государственного деятеля.......
2. Реформы и преобразования......
Глава 3. Аракчеев А. А.............................
1. Формирование военного духа А. А. Аракчеева.....................
2. Гатчинский Капрал.............
3. Возвращение на службу ..............................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
В 1801 году, вступил на престолАлександр I
Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Таким образом, в одно и то же время были приближены к императору и возвышены две совершенно различные, но крайне необходимые в данный момент императору личности — Аракчеев и Сперанский. На первого было возложено военное дело, на второго — гражданское управление и проведение реформ
Актуальность данной темы, на мой взгляд имеет место и в наши дни.
Глава 1. Александр 1
12 марта 1801 г. Россия вступила в новый век и новое царствование.
На трон вступил Александр I. Александру было 24 года. Екатерина II выбрала в наставники к любимому внуку (1784-1795 гг.) Фредерика Сезара де Лагарпа, выдающегося деятеля позднего Просвещения, пламенного республиканца, швейцарского государственного деятеля. В душе юного самодержца парадоксальным образом сохранилась любовь к республиканским порядкам, привитым его швейцарским учителем, который на всю жизнь остался его советчиком и другом. У царя был сложный и скрытный характер, сформировавшийся в детстве, когда ему, еще ребенку, приходилось метаться между открыто враждовавшими дворами императрицы и своего отца, долгие годы пребывавшего в положении бесправного наследника. Ходили слухи, что Екатерина II, прочила в преемники не сына, а внука. Это возбуждало серьезнейшие подозрения у Павла I, заставляя цесаревича Александра быть вдвойне скрытным и осторожным.
В своем манифесте по случаю восшествия на престол Александр I торжественно обещал править по завету своей "августейшей бабки". Сразу же были отменены многие из нелепых запретов, введенных при прежнем императоре. Начался массовый возврат ссыльных. Однако страна нуждалась в более глубоких реформах. Недостаток гражданских законов, ясных и доступных каждому, ощущался все острее. "Все, что прежде таилось за личными распоряжениями воевод, за слабостью сенатского надзора, за безгласностью тайной канцелярии и самовластным произволом вельмож, выходило теперь на свет и требовало от правительства новых мер новой деятельности. Целые отрасли государственного управления, оставленные после Петра или не существовавшие прежде, потребовали правильной организации", - писал более века тому назад Ф. М. Дмитриев. Сам Александр I охарактеризовал состояние России в следующих словах: "Наши дела - в неимоверном беспорядке. Грабеж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду: а империя стремится только к расширению своих пределов".[3; 68]
Попытки реформ первых лет царствования Александра I были связаны с кружком его единомышленников, получивших название "Негласный комитет.
Собрания "Негласного комитета" происходили два или три раза в неделю. После кофе и общей беседы император удалялся, и в то время как все приглашенные разъезжались, четыре человека пробирались, как заговорщики, по коридору в одну из внутренних комнат, где их ждал Александр. Царь поручил своим молодым друзьям разработать и осуществить реформы, в частности, "обуздать деспотизм нашего правительства". "Триумвират", как за глаза называли Строганова, Новосильцева и Чарторыйского, предпринял также попытку решить наболевший вопрос о крепостном праве, хотя дальше смелых замыслов дело не сдвинулось. Император и члены Негласного комитета видели в крепостных отношениях источник социальной напряженности, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостным и воспринимали власть помещика над крестьянами как нравственный позор для России. Тем не менее они считали невозможным принятие радикальных мер и придерживались принципа постепенности. 12 декабря 1801 г. был издан указ, предоставивший право владеть землей купцам и мещанам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр I прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки. 20 февраля 1803 г. император издал Указ «О вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп.
Однако этот указ имел
в большей степени
С осени 1803 г. Александр
стал рассматривать важнейшие
Глава 2. Сперанский М. М.
1. Становление М. М. Сперанского как государственного деятеля
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии.
Отец мальчика сначала служил дьяконом и только за год до рождения сына получил сан священника. Плата за богослужение была такая ничтожная, что приходилось вести обычное крестьянское хозяйство. Мать же Михаила - Прасковья Федоровна, отличалась энергией и живостью ума, была почитаема в деревне за свою благочестивую жизнь.
Родителям, постоянно
занятым думой о хлебе
По сложившейся традиции сыновьям священника предстояло продолжить дело отца. Сельский священник обратился за помощью к своему зятю протодиакону Матвею Богословскому.
Во Владимирской епархиальной семинарии Михаил попал в новый для себя мир. В середине 70-х годов XVIII в. в семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе порка розгами. Правда, Михаила, который вел себя примерно, никогда не подвергался наказанию.
В 1788 г. Владимирская семинария была объединена в одно учебное заведение с Суздальской и Переяславской. Местом нахождения новой семинарии стал Суздаль. Однако в Суздальской семинарии Сперанскому долго учиться не пришлось. Синод распорядился направить в Александро-Невскую семинарию учеников, "надежнейших в благонравии, поведении и учении, и лучшего перед другими понятия, для образования их к учительской в высших классах должности" со всей России. В Суздальской семинарии выбор пал на Сперанского и двух его товарищей.
Так, Сперанский стал воспитанником главной семинарии в Петербурге. Программа Александро-Невской семинарии безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики и других, так и дисциплин светских - математики, физики, истории, греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека. Здесь были и прогрессивно настроенные преподаватели: как позже вспоминал Сперанский, один из учителей проповедовал учащимся идеи Дидро и Вольтера.
Сперанский и в столичной семинарии продолжал быть первым учеником. Он занимался философией, читал Декарта, Руссо, Локка, Лейбница. С книгами Канта он познакомился позже, так как не знал немецкого языка. В своих первых философских сочинениях: "О силе, основе и естестве" (напечатано в первом номере "Москвитянина" за 1842 г.), "Досуги за сентябрь 1795 года" (опубликовано в "Сыне Отечества" 1844 г.) [10; 76]. Сперанский обличал деспотизм и произвол, высмеивал утверждение, будто только дворянин в своих поступках руководствуется честью и долгом, призывал уважать гражданские права и достоинство русского человека.
После окончания обучения Сперанский должен был вернуться в Суздальскую семинарию в качестве преподавателя. Однако благодаря успехам в науках он был оставлен в Петербурге преподавать физику и красноречие, а затем и философию в этой же семинарии. В лекциях молодого преподавателя обнаруживались обширная начитанность, хорошее знание творчества классических писателей. К этому периоду относится подготовленный им труд "Правила высшего красноречия", занявший видное место в литературе того времени.
В 23 года судьба М. М. Сперанского круто изменилась. Богатому вельможе князю А. Б. Куракину понадобился домашний секретарь. Митрополит Гавриил рекомендовал на эту должность Сперанского при условии, что он будет исправно вести курс лекций в семинарии.
Принимая предложение Куракина, недавний семинарист становился вхож в высшие сферы общества. На первых порах это было для него странным и непривычным.. Сближение с князем Куракиным вывело Сперанского на широкую дорогу государственной службы, тем более что положение князя изменилось после смерти Екатерины II. Новый император Павел I пожаловал Куракина в сенаторы, а через несколько месяцев - в генерал-прокуроры, в руках которого в то время находились все важнейшие государственные дела.
Естественно, перемены в
судьбе покровителя сказались и
на участи секретаря. В течение двух
недель Куракин улаживает с
Сперанский не был затворником. Он высоко ценил дружбу и поэтому друзей у него было много. Среди них: Василий Каразин, Михаил Магницкий, Петр Масальский, преподаватель Александро-Невской академии и другие. В доме одного из своих знакомых Сперанский познакомился с англичанкой Елизаветой Стивенс. Елизавета Стивенс очаровала молодого Сперанского. "Не имея понятия ни о состоянии и положении девушки, ни даже о том, как ее зовут, - рассказывал впоследствии он, - я тут же в душе с нею обручился. После по расспросам мне стало известно, что моя тайно обрученная бедна, что у нее ничего нет".[7; 200-201]. Через год (3 ноября 1798 г.) состоялось уже настоящее обручение. Супруги сняли небольшую квартиру на Большой Морской, возле дома Куракина. В сентябре 1799 г. у Сперанских родилась дочь.
Но семейное счастье
Сперанского было коротким. Сразу
же после родов у Елизаветы начала
2. Реформы и преобразования
Сперанский сразу привлек к себе пристальное внимание членов "Негласного комитета", в недрах которого зрел замысел преобразования в министерства учрежденных еще Петром Великим косных, погрязших во взяточничестве, медлительных, неповоротливых, плохо управляемых коллегий. Сперанский делается пусть неофициальным, но деятельнейшим участником Негласного комитета. Он становится главным помощником Кочубея, принимает большое участие в выработке концептуальных основ будущего министерства внутренних дел.
Информация о работе Сподвижники Александра I.Их биографии и характеристики